Философия Символических Форм

92

Трехтомный труд нем. Философа Э. Кассирера, изданный в 1923-1929 и посвященный символической природе культуры. В этой работе Кассирер выходит за рамки кантианской философии. Он разделяет положение М. Шелера о том, что человек вовсе не является венцом творения, однако не ограничивается констатацией слабой укорененности человека в природе. Кассирер предлагает продуманную версию человеческой судьбы в целом и пытается ответить на вопросы. Как возможен человек, почему он стал именно таким, каким мы его знаем.Намечая подступы к целостному воззрению на человеческое бытие, протекающее в символических формах, Кассирер обращается к работам биолога И. Юкскюля, последовательного сторонника витализма. Жизнь как автономную сущность нельзя объяснить, исходя только из физики и химии.

Кроме эффекторной и рецепторной систем у человека развилась еще одна система - символическая, в силу чего он живет не только в более богатом, но и в качественно ином мире, в новом измерении реальности. Он оказывается не просто в физической, но и в символической Вселенной. В мире мифа, языка, искусства и науки, который сплетается вокруг человека в прочную сеть. Человек утрачивает способность прямого контакта с реальностью, роль физической среды снижается для него по мере того, как усиливается его символическая деятельность.Функция символизации представлена во всех формах духа. В словах и выражениях языка, в конструкциях мифического мышления, в притчах и аллегориях искусства, в понятиях и формулах науки.

Через символ открывается и сущность человеческого сознания, его способность обнаруживаться через синтез противоположностей.Кассирер считает, что речь не является простой и единообразной, а состоит из разных элементов, которые с т.зр. Биологии и систематики находятся на различных уровнях. В речи именно общая символическая функция оживляет материальные знаки и "дает им говорить". Касаясь феноменологии человеческой культуры, Кассирер отмечает, что из всех ее явлений миф и религия хуже всего поддаются логическому анализу. "Специфика мифа, если таковая существует, в том, что он лишен "связи и смысла". Что касается религиозной мысли, то она не обязательно противоположна рациональному и философскому мышлению.Исследуя искусство, Кассирер показывает, что красота - один из наиболее характерных человеческих феноменов.

Ее характер и природа не скрыты никакой аурой секретности и таинственности и не нуждаются для объяснения ни в каких утонченных и усложненных метафизических теориях. Красота - неотъемлемая часть человеческого опыта. Она ощутима, осязаема и несомненна. Искусство учит нас воображать, а не только понимать или использовать вещи, оно дает богатые, живые и многоцветные образы реальности и позволяет глубже проникнуть в их формальную структуру.Наука, по Кассиреру, - последняя ступень в умственном развитии человека. Ее можно считать высшим и наиболее специфичным достижением человеческой культуры, которую в ее целостности можно описать как процесс последовательного самоосвобождения человека. Язык, искусство, религия, наука - различные стадии данного процесса.

В каждой из них человек выявляет и испытывает новую возможность - возможность построения своего собственного "идеального" мира.Дьяченко Е.И. Мир и поэтический язык в философии Эрнста Кассирера. М., 1977. Свасьян К.А. Философия символических форм Э. Кассирера. Ереван. 1989. Кассирер Э. Избр. Опыт о человеке. М., 1998..

Значения в других словарях
Философия Просвещения

См. ПРОСВЕЩЕНИЕ. ..

Философия Религии

В самом общем значении - филос. Размышления о религии. При таком понимании Ф.р. Представлена множеством различных направлений, трудов, суждений, высказанных более чем за двухтысячелетнюю историю философии. Их содержание и мера новизны могут быть оценены лишь в контексте духовной жизни конкретной эпохи. В западноевропейской культуре 18 в. Утверждается понятие Ф.р. В более узком смысле, а именно. Как самостоятельная филос. Дисциплина, посвященная изучению религии как специфической формы культуры.Ф..

Философия Техники

Филос. Дисциплина, исследующая природу, специфику, характеристики технического знания, эволюцию техники как сферы человеческой деятельности, а также роль и влияние техники как одного из важнейших факторов развития человеческого общества. Термин Ф.т. Был введен Э. Каппом. Его кн. "Основания философии техники" вышла в Германии в 1877. Термин "антропология техники" введен нем. Ученым А. Хунингом. В 20 в. Проблемами филос. Анализа техники занимались Фр. Дессауэр, Э. Чиммер, А. Дюбуа-Реймон и др. Бол..

Философия Тождества

Восходящее к Шеллингу понятие истории философии, согласно которому различие между материей и духом, телесным и душевным, субъектом и объектом, мышлением и бытием преодолено в абсолюте или в абсолютном разуме, поэтому они могут рассматриваться как два различных способа проявления и рассмотрения единственной действительности и как тождественные в основе своей. Философией тождества является философия Спинозы и философия нем. Идеализма, но, по существу, философия тождества существует уже у Гераклита..

Дополнительный поиск Философия Символических Форм Философия Символических Форм

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Философия Символических Форм" в словаре Философский словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Философия Символических Форм, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Ф". Общая длина 28 символа