Финализм Исторический

76

Историческое мироощущение, вызываемое представлениями о том, что исторический процесс представляет собой движение от некоего начального пункта к конечному (финальному), знаменующему собой реализацию конечного призвания человека на земле и смысла истории. По свидетельству Н.А. Бердяева, эта идея "внесена в мировую историю евреями, и я думаю, что основная миссия еврейского народа была. Внести в историю человеческого духа это сознание исторического свершения в отличие от того круговорота, которым процесс этот представлялся сознанию эллинскому". Современному историческому сознанию приходится отдавать себе отчет в том, что концепции европейского разума, казалось бы, олицетворяющие собой победу секулярного начала, - такие как прогресс, конец истории (или "предыстории"), формационное восхождение с низших ступеней развития на высшие и т.п.

- имеют своим первоисточником иудео- христианскую эсхатологию, превращающую конец мира в исполнение Божественного замысла о судьбах человечества.Всякая радикализация критики эсхатологических интуиции, касающихся смысла и "исполнения" истории, неизбежно ведет к критике теории прогресса и к историческому скептицизму и релятивизму. Не случайно современный либерализм преисполнен такой настороженности ко всяким "рецидивам историциз-ма" и склонен усматривать в каких бы то ни было попытках противопоставления настоящему (современности) качественно иного будущего признак не-адаптированности к современности. "Адаптированные" живут настоящим и отвергают мистику Ф.и. Как в его религиозных, так и в светских (теория прогресса) формах.

Т.о., критика Ф.и. Приводит к замене классической триады прошлое - настоящее - будущее дихотомией традиционность - модерн. Здесь кроется парадокс. Критика догматики Ф.и. Приводит к догматически самоуверенной современности, провозглашающей свою "полную и окончательную победу". Критика Ф.и. Завершается новыми Ф.и. Либерального конца истории (Ф. Фукуяма).Вторая трудность критики Ф.и. Восходит к проблемам смысла истории. Последний на протяжении всей истории филос. Мысли не мог быть защищен иначе, как ценой приверженности к Ф.и. Отказ от Ф.и. Неизменно означал и отказ от поисков смысла истории, поэтому критики Ф.и. Должны знать, какой цены требует решение их задачи. Видим ли мы в истории осуществление идеала человеческой свободы, или идеала равенства, или идеала человеческого братства и слияния народов в единую семью, нам не избежать искушений Ф.и.

Остается одно. Вывести проблему идеала и смысла истории за пределы исторического процесса. Последствия такого выведения можно осмысливать эпистемологически и прагматически. Эпистемологическое осмысление ведет к повороту от классической к постклассической методологии, когда линейно-детерминистские установки прежнего историцизма сменяются картиной истории как стохастического процесса, периодически проходящего через точки бифуркации, в которых исход событий в принципе непредопределен.В прагматическом отношении мы в этом случае открываем ряд новых проблем этического, политического и социокультурного характера. В частности, улучшаются или ухудшаются качество исторического процесса и поведение исторических актеров при переходе от Ф.и.

К концепции истории как стохастического и самодостаточного процесса, не имеющего отношения к нашим целям и идеалам и не обещающего какого бы то ни было желаемого "финала". Есть ли у человечества др. Средства борьбы с исторической аномией, грозящей утратой долгосрочных исторических целей и мотивов, кроме Ф.и. - вот сакраментальный вопрос современной философии истории. Разрешить дилемму презентизм - финализм пытаются приверженцы современной циклической теории, стремящиеся преодолеть крайности Ф.и. Концепцией исторического круговорота посредством понятия "эволюционного цикла". Исторический цикл - "это не маятник, качающийся между двумя неподвижными точками, а спираль. Он допускает новое и потому избегает детерминизма" (А.

Шлезингерм). Эта теория частично спасает и от крайностей постмодернистского эпистемологического релятивизма тем, что открывает возможности исторического предвидения по логике смены фаз цикла или логике вызова-ответа, и от крайностей догматического модернизма, возвеличивающего самодостаточную современность, ибо трактует последнюю всего лишь как одну из фаз эволюционного цикла, подлежащую "исправлению" и замене на следующем историческом витке.Бердяев Н.А. Смысл истории. М., 1990. Шлезингерм А. Циклы американской истории. М., 1992. Иван А.А. Философия истории. М., 2000..

Значения в других словарях
Философский Камень

См. Алхимия.. ..

Философы-популяризаторы

– название группы писателей 18 в., которые пытались сделать понятными и для неспециалистов философские учения эпохи Просвещения, в особенности философию Вольфа. К философам-популяризаторам прежде всего причисляются. Энгель, Фр. Николаи, Томас Абт, Хр. Гарве, Карл Фр. Покельс, М. Мендельсон, И. Г. Зульцер. В последнее время популярной философией называют литературное разъяснение философских тем, при котором недостаточное знание дела и предрассудки, свойственные читателю, до такой степени принимаю..

Финская Философия

– В начале 19 в. Появляются первые самостоятельные направления фин. Философии, которая с тех пор развилась во многих областях. Г. И. Гартман (1776-1809) исходил из философии здравого человеческого смысла (шотл. Школа), естественной воли и естестственного чувства. Его ученик К.Сёдерхольм (1789-1867) позднее стал шеллингианцем. В течение почти целого столетия определяющее влияние на фин. Философию оказывал Гегель в лице своих последователей И. В. Снелмена, Т. Рейна (1838-1919), который потом отоше..

Фиркандт (Vierkandt) Альфред

(род. 4 июня 1867, Гамбург – ум. 24 апр. 1953, Берлин) – нем. Этнолог и социолог, профессор Берлинского ун-та (1921 – 1935). Предметом рассмотрения его книги «Gesellschaftslehre» являются последние формы, силы и факты общественной жизни, не зависящие ни от каких исторических изменений и обсловленные самой сущностью общества. Сущностью же чело1 веческого общества является состояние специфической внутренней связанности, достигающей наивысшей своей интенсивности в общности. Общность характеризуется..

Дополнительный поиск Финализм Исторический Финализм Исторический

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Финализм Исторический" в словаре Философский словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Финализм Исторический, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Ф". Общая длина 21 символа