Цвингли (Zwingli) Ульрих

221

(1484-1531) -лидер швейц. Реформации, основатель одного из трех (наряду с лютеранством и кальвинизмом) главных направлений протестантизма. Учился в Венском (1498-1502) и Ба-зельском (1502-1504) ун-тах. В 1506 посвящен в духовный сан и назначен священником в Гларусе (до 1516). Ц. Испытал большое влияние гуманистов, прежде всего Дж. Пико делла Мирандолы и Эразма Роттердамского, с которым был лично знаком. Назначенный каноником в Цюрих (1519) активно выступает за отмену обязательных постов и целибата. Поддерживаемый Городским советом (членом которого Ц. Вскоре становится), он все решительнее порывает с католической догматикой и проводит в жизнь идеи Реформации. Ликвидация монастырей, упразднение таинств, поклонения мощам и иконам, проведение богослужений на родном языке.

В 1532 он слагает с себя сан и становится влиятельнейшим религиозным и политическим деятелем Цюриха.Ц. Воспроизводит принципиальные установки протестантизма, впервые сформулированные М. Лютером, к которому он относился с глубоким почтением. Однако, в отличие от виттенбергского теолога, впитавшего идеи и тип мышления средневековых мистиков, Ц. Был более рационалистичен и последователен, настаивая на том, что каждое положение вероучения должно быть обосновано соответствующим библейским текстом. Наиболее известно их расхождение в понимании таинства причащения. Лютер настаивал на реальном присутствии тела и крови Христа, тогда как Ц. Понимал его сугубо символически - как напоминание о "тайной вечере". Все попытки найти компромисс даже во время личной встречи в Марбурге наткнулись на непреклонность Лютера.

Ц. Был либеральнее и решительнее в политических воззрениях. Осуждал ростовщичество, использование военных наемников, защищал интересы мелких предпринимателей. С Ж. Кальвином его сближало требование пресвитерианской организации церкви, хотя его теократические претензии не принимали такого деспотического вида, как у "женевского папы". Он был не столь категоричен и в интерпретации божественного предопределения, свободы воли, первородного греха, более терпимо относясь к суждениям антич. Философов и средневековых схоластов. Вместе с тем как представитель бюргерского крыла Реформации Ц. Осуждал крестьянские восстания и санкционировал преследования своих прежних единомышленников (К. Гребель, Б. Губмайер), которые выступали за более радикальные преобразования, предвосхитившие появление протестантского сектантства.

Отмену десятины, отделение церкви от светской власти, ликвидацию церковных приходов в пользу "церкви-общины", состоящей лишь из верующих, сознательно крестившихся во взрослом возрасте. Реформация в Швейцарии охватила прежде всего наиболее крупные города, окруженные католическими "лесными кантонами". Все попытки Ц. Создать в стране единый протестантский фронт против католиков потерпели неудачу, и в октябре 1531 Ц., сопровождавший войска Цюриха в качестве капеллана, был убит. После гибели Ц. Влияние его идей заметно упало, и его последователи слились с кальвинистами..

Значения в других словарях
Цвингли (Zwingli) Ульрих

ЦВИНГЛИ (Zwingli) Ульрих (Хульдрейх) (1484-1531) - деятель Реформации в Швейцарии, основатель цвинглианства. В 20-х гг. 16 в. Провел реформу церкви и политического строя (в республиканском духе) в Цюрихе. Церковь подчинил городским властям, запретил военное наемничество. Погиб в войне между католическими и протестанскими кантонами.. ..

Хюбнер (Нubner) Курт

(p. 1921) - нем. Философ и методолог науки, 1961-1971 - проф. Технического ун-та Берлина, 1971 -1988 -проф. И позже директор филос. Семинара Кильского ун-та.В своей кн. "Критика научного разума" X. Дал обоснование исторической философии науки. Она опирается на кантовскую идею ансамбля априорных условий всякого опыта, одновременно показывая, что такие ансамбли не обладают трансцендентальной необходимостью, но возникают и изменяются интер-субъективно-исторически. Она также отказывается от абсолютн..

Хюбрис

(франц. L'hubris — от греч. Ubris — необузданность, невоздержанность, бесчинство) — термин, используемый в современной западной философии (при отсутствии соответствующего слова в обыденных языковых практиках) для обозначения предпороговых форм стихийных процессов, задающих неустойчивые параметры функционирования определенной системы и открывающих возможности новых форм ее бытия. В контексте парадигмальных установок античной культуры, чье значение актуализируется этимологией термина, понятие X. Д..

Целевая Деятельность

Высшая степень ценности акта (жизнь, сознание, деятельность, страдание, сила, свобода воли, провидение), который придает ценность личности, обусловливает ее этическую ценность. Целевая деятельность содержит в себе в качестве моментов остальные акты ценности, но в первую очередь она является индифферентной (так же как и сам акт ценности) по отношению к ценности цели или отсутствию таковой (следствие человеческой свободы). «Благо не является ни идеальным бытием ценности, ни ее сущностью, оно не ес..

Целевое Обоснование

Обоснование позитивной оценки какого-то объекта ссылкой на то, что с его помощью может быть получен др. Объект, имеющий позитивную ценность. Напр., по утрам следует делать зарядку, поскольку это способствует укреплению здоровья. Нужно отвечать добром на добро, т.к. Это ведет к справедливости в отношениях между людьми, и т.п. Ц.о. Иногда называют мотивационным. Если упоминаемые в нем цели не являются целями человека, оно обычно именуется телеологическим.Центральным и наиболее важным способом эмпи..

Дополнительный поиск Цвингли (Zwingli) Ульрих Цвингли (Zwingli) Ульрих

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Цвингли (Zwingli) Ульрих" в словаре Философский словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Цвингли (Zwingli) Ульрих, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Ц". Общая длина 24 символа