Челпанов Георгий Иванович

244

(1862-1936) - русский философ, психолог, логик. Учился на историко-филологическом факультете Новороссийского университета в Одессе (у Грота). С 1890 работал на кафедре истории философии Московского университета. С 1892 - в Киевском университете, с 1897 - профессор и зав. Кафедрой философии. В 1907-1923 (до выхода на пенсию) заведовал кафедрой философии Московского университета. В 1910-1911 - в Германии и США. В 1912 создал Психологический институт при Московском университете. Ч. Автор руководств по философии, логике и психологии ("Введение в философию" - 6 изданий. "Учебник психологии" - 15 изданий, "Учебник логики"- 10 изданий, последнее- в 1946). Основные работы. "Проблема восприятия пространства в связи с учением об априорности и врожденности" (ч.

1-2, 1896-1904). "Мозг и душа" (1900). "Введение в философию" (1905). "Психология" (ч. 1-2, 1909). "Введение в экспериментальную психологию" (1915). "Объективная психология в России и Америке" (1925). "Спинозизм и материализм (итоги полемики о марксизме в психологии" (1927). "Социальная психология или условные рефлексы" (1928) и др. Ч. - автор идеально-реалистической философии как наиболее ортодоксальной версии неокантианства в русской "академической традиции" (Введенский, Лапшин, Ч.). В его творчестве заметно влияние Беркли и Юма. Последовательно выступал против любых форм материализма, часто отождествляя последний с его вульгарными формами. В центре его внимания - проблема "вещи в себе" ("нечто") и вопросы гносеологии.

Ощущения, по Ч., сигнализируют нам о наличии чего-то трансцендетного (или, по Ч., транссубъективного) вне сознания, являются его символами. "Нечто" не обладает качествами, свойствами, атрибутами или модусами, как считал имманентичесий идеализм, оно не есть "сумма представлений", связанных по известному правилу, как утверждает трансцендентальный идеализм. Можно лишь утверждать, что "нечто" существует и обладает функцией воздействия. Сознание связано с трансцендентным, познание возможно благодаря наличию априорных форм (время, пространство, причинность). "Мы творим наше познание при помощи форм нашей мысли и верим, что ему в действительности соответствует мир, который нами создан". Цель философии, согласно Ч., - разрешение конечных проблем бытия, что предполагает ее разработку как системы мировоззрения на основе критического анализа познания и его результатов.

Вся философская проблематика стягивается в фокусе гносеологии, устанавливающей границы и пределы познания. Эмпиризм не может ответить на вопрос, почему логические законы аподиктически достоверны. Законы - есть, по Ч., результат наблюдения над нашими собственными мыслительными процессами, о них мы узнаем из внутреннего (а не из внешнего) опыта, вскрывая сам механизм мышления, абстрагируясь от содержания мыслей. Законы формальны и, следовательно, всеобще приложимы. Они суть идеальные нормы мышления, приложимые к нашим понятиям о вещах, а не к ним самим. Основной закон - закон противоречия. Много внимания Ч. Уделяет анализу закона тождества. Ощущения и чувственные представления "собираются" в одно целое (опыт) благодаря априорным формам.

Ч. Различает два типа априорности - психическую (например, такие характеристики пространства как внеполо-женность, единичность, непрерывность, однородность, бесконечность, не могут быть получены из опыта, а продуцируются сознанием) и гносеологическую (понятие пространства, например, как логическое условие (предпосылка) познания). То же относится к понятиям времени и причинности. Закон причинности упорядочивает следование событий, делает субъективную последовательность объективной. Кроме того, он задает общеобязательность ("социальное общение мысли"). Ч. Признает возможность закона и закономерности в истории (в отличие от большинства неокантианцев), но понимает их как проявление закономерностей действия человеческой воли, как выражение общих психологических законов.

История, по Ч., суть прикладная психология. Исторические законы основаны на телеологической необходимости, следовательно они могут быть изменены. С другой стороны, на свободу, как способность индивидов самоопределяться по отношению к действию независимо от чувственных побуждений, как независимость от внешнего, принудительного, постоянно накладываются ограничения историческими законами. С этих позиций Ч. Дана критика трех известных идей истории. Идеалистической (идеи правят миром), натуралистической (факты среды определяют исторический процесс) и марксистской (экономический детерминизм). Последней Ч. Противопоставляет аргументы в духе теории факторов. Ч. Являлся и крупнейшим представителем "эмпирического" направления психологии, исходившего из принципа "эмпирического параллелизма" души (может обосновываться через акт религиозной веры) и тела.

Как психолог Ч. Входил в противоречие со своими философскими установками, утверждая, что общая психология (в отличие от социальной) должна быть свободна от философии.В.Л. Абушенко.

Значения в других словарях
Челпанов Георгий Иванович

Челпанов Георгий Иванович [16(28).4.1862, Мариуполь, ‒ 13.2.1936, Москва], русский психолог и философ, логик, Профессор Киевского (1892‒1907) и Московского (1907‒23) университетов. Основатель (1912) и директор (до ноября 1923) Московского психологического института ‒ крупного центра экспериментальной психологии. В философии близок к неокантианству и позитивизму. Критикуя материализм («Мозг и душа», 1900, и др.), Ч. Пытался обосновать психологию с помощью концепции «эмпирического параллелизма» ду..

Челпанов Георгий Иванович

ЧЕЛПАНОВ Георгий Иванович (1862-1936) - российский психолог и логик, основатель и директор Московского психологического института (1912-23). Сторонник психофизического параллелизма. Труды по экспериментальной психологии.. ..

Челпанов Георгий Иванович

(1862-1936), русский философ, психолог. Родился 16 апреля 1862 в Мариуполе. Окончил историко-филологический факультет Новороссийского университета в Одессе (1887). Его учителем был Н.Я. Грот. С 1890 - приват доцент Московского университета. В 1897 становится профессором Киевского университета, а в 1907 - профессором Московского университета, где возглавил кафедру философии. Челпанов - основатель Психологического института при Московском университете (1914) и журнала "Психологическое обозрение". ..

Челпанов Георгий Иванович

Челпанов (Георгий Иванович, родился в 1862 г. В Мариуполе) - современный ученый. Среднее образование получил в мариупольской гимназии. Окончил курс в Новороссийском университете на историко-филологическом факультете. В 1890 г. Начал преподавание философии в Московском университете в качестве приват-доцента. В 1892 г. Перешел в Киевский университет святого Владимира, где в настоящее время состоит профессором философии. Главнейшие работы Челпанова. "Проблемы восприятия пространства" (1-я часть, Ки..

Челпанов Георгий Иванович

(16.04.1862, Мариуполь - 13.02.1936, Москва) - русский философ и психолог. Биография. С 1882 по 1887 г. Получил образование на историко-филологическом факультете Новороссийского университете в Одессе. С 1890 г. Работал на кафедре истории философии Московского университета, с 1892 г. - в Киевской университете. Профессор психологии и философии Киевского (1897-1906) и Московского (1907-23) университетов. В 1910-11 гг. Посетил Германию и США для ознакомления с работой психологических институтов и ла..

Челпанов Георгий Иванович

Челпанов (Георгий Иванович, родился в 1862 г. В Мариуполе) - современный ученый. Среднее образование получил в мариупольской гимназии. Окончил курс в Новороссийском университете на историко-филологическом факультете. В 1890 г. Начал преподавание философии в Московском университете в качестве приват-доцента. В 1892 г. Перешел в Киевский университет святого Владимира, где в настоящее время состоит профессором философии. Главнейшие работы Челпанова. "Проблемы восприятия пространства". (1-я..

Человеческий Рассудок, Здравый

– см. Common sense, Здравый смысл, Шотландская школа.. ..

Человечность

См. Гуманность.. ..

Чербери (Сherbury) Эдвард, Лорд Герберт

(род. 3 марта 1583, Эйтон-на-Северне – ум. 20 авг. 1648, Лондон) – англ, государственный деятель и философ религии, основоположник естественной религии. В его учении библейская религия целиком и полностью оправдывается разумом, который есть не что иное, как высший инстинкт, в равной мере присущий всем людям. Она является также основой всякой нравственности. Главные его произв. «De veritate», 1624. «De causis errorum», 1645. «De religione Gentilium», 1645.. ..

Чернышёв Борис Степанович

..

Дополнительный поиск Челпанов Георгий Иванович Челпанов Георгий Иванович

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Челпанов Георгий Иванович" в словаре Философский словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Челпанов Георгий Иванович, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Ч". Общая длина 25 символа