Эмпирическое И Теоретическое
Понятия, посредством которых современная методология науки обозначает гетерогенные системы научного знания и сопряженные типы научно-исследовательской деятельности. Их сложное взаимодействие обусловливает функционирование той или иной научной дисциплины как единого развивающегося целого. Проблема выработки критериев выделения Э. И Т. Была поставлена в философии логического позитивизма. Э. И Т. Как типы исследовательской деятельности различаются по предмету исследования. Э. Исследование ориентируется на непосредственное изучение явлений, теория ориентируется на уровень сущности и объективной закономерности в изучаемом процессе, явлении. Э. Исследование в качестве методов использует реальное наблюдение, реальный эксперимент, Э.
Описание, составление графиков, таблиц и т.д. На Т. Уровне применяют методы идеализации, мысленного эксперимента, исторический и логический. Методы восхождения от абстрактного к конкретному, аксиоматический, ги-потетико-дедуктивный используются как методы построения теории. Особенности предмета исследования фиксируются в средставх познания. На Э. Уровне - приборы, экспериментальные установки и др. Материальные средства и Э. Язык науки. Э. Язык науки сложно организован, включает кроме Э., Т. Термины, описывает так называемые Э. Объекты - абстракции реальных объектов, но с ограниченным набором признаков. На Т. Уровне в качестве средства познания используется исключительно Т. Язык, термины которого репрезентируют такие абстрактные объекты, которые являются логическими реконструкциями реальных объектов и их связей, отношений.
Результат исследований на Э. И Т. Уровнях науки - сложная система Э. И Т. Знания. В Э. Знании можно выделить непосредственные данные наблюдений и экспериментов и Э. Зависимости и обобщения, Э. Факты. Проблема необходимости различать данные наблюдения и Э. Факты также была осмыслена в философии позитивизма, в частности, в работах Венского кружка. Э. Зависимости (Э. Закономерности) и Э. Факты являются непосредственным базисом теории. В структуру Т. Знания входят слои Т. Моделей частного характера, абстрактные Т. Объекты, а также развитые научные теории, включающие фундаментальные Т. Законы в качестве главного элемента. Например, Т. Законы и модели, характеризующие отдельные виды механического движения и теория ньютоновской механики. Э. И Т.
Уровни научного познания взаимодействуют друг с другом, являясь одновременно относительно самостоятельными блоками научного знания. Исторический подход к взаимодействию Э. И Т. Раскрывает диалектичность их взаимосвязи. Э. Исследования, обнаруживая новые факты и зависимости, стимулируют развитие Т. Познания. В свою очередь, Э. Знание является результатом саморазвития предшествующей теории. Формирование Э. Базиса теории делает необходимым Т. Интерпретацию основных Э. Зависимостей и фактов, дальнейшее развитие исходных научных абстракций. Т. Деятельность организует Э., предсказывает и вовлекает в круг исследования новые факты. Взаимодействие и единство Э. И Т., тенденция к обособлению Э. И Т. Научного аппарата, наличие прямых и обратных связей между ними создают реальную динамику научного знания как целостной самоорганизованной системы.
Проблемы структуры, динамики, взаимодействия Э. И Т. Активно разрабатывались в философии марксизма, логического позитивизма, постпозитивизма. (См. Также. Наука, Опыт, Теория).И.А. Медведева.
Дополнительный поиск Эмпирическое И Теоретическое
На нашем сайте Вы найдете значение "Эмпирическое И Теоретическое" в словаре Философский словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Эмпирическое И Теоретическое, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Э". Общая длина 28 символа