Бенуа

125

Александр Николаевич (1870, Санкт-Петербург – 1960, Париж), русский живописец и график, театральный художник, историк искусства и художественный критик, музейный деятель. Один из создателей и лидер группировки «Мир искусства» и одноимённого журнала. Сын петербургского архитектора Н. Л. Бенуа, брат акварелиста и архитектора Альберта Н. Бенуа. С детства пребывал в атмосфере изысканной просвещённости и любви к искусству. Учёба в Петербургской академии художеств (1887) показалась ему рутинной, и он бросил обучение, самостоятельно освоив с помощью брата навыки рисования и живописи. Был художественным руководителем дягилевских «Русских сезонов» в Париже (1908—11), режиссёром МХАТа (1913—15). В 1918 г. Возглавил Картинную галерею Эрмитажа.

С 1926 г. Жил во Франции, оформлял постановки театров Гранд опера (Париж) и Ла Скала (Милан). Во время путешествий создавал серии рисунков и картин, посвящённых знаменитым памятникам Европы, например, Версалю. В «Последних прогулках Людовика XIV» (1897—98) знаменитый дворцово-парковый ансамбль выглядит декорацией давно сыгранного спектакля, вызывая элегические воспоминания о блестящей эпохе «короля-солнца», оставившей после себя лишь опустевшие аллеи, замершие фонтаны, немые статуи и призрачную, почти кладбищенскую тишину. В «Версальской серии» (1905—06) жизнь королевского двора напоминает представление кукольного театра, в котором на миг ожившие фигурки людей пребывают в некоем сумеречном «параллельном» пространстве.

Их движения напоминают колебания причудливых теней на фоне остриженных в форме конусов и кубов деревьев, великолепных дворцов и бледного угасающего неба. Наряду с версальской, в творчестве Бенуа развивалась петербургская тема («Парад при Павле I», 1907. Иллюстрации к «Пиковой даме», 1899–1911, и «Медному всаднику», 1903—22 А. С. Пушкина). В теоретических трудах и на практике отстаивал необходимость стилевого единства книги как целостного пластического образа. Театр – ещё одна сфера постоянных увлечений Бенуа. Его знания, вкус, чувство стиля обеспечили успех многих постановок (стилизованные под старинные шпалеры декорации к балету «Павильон Армиды» Н. Н. Черепнина, 1907. Оформление пышных массовых сценв балете «Празднества» К. Дебюсси, 1912.

Гротескно комичные образы «Мнимого больного» Ж. Б. Мольера, 1912—13. Яркие балаганные декорации к балету «Петрушка» И. Ф. Стравинского, 1911 и 1917 гг.). Мастер словно растворялся в разных стилях, находя каждый раз особый художественный язык. Бенуа оставил огромное литературное наследие – фундаментальные искусствоведческие исследования («Русская школа живописи», 1904—06. «История живописи всех времён и народов», 1912—17), критические статьи, двух-томные мемуары «Мои воспоминания» (1960 е гг.). Яркие, полемически заострённые печатные выступления Бенуа обладали огромным авторитетом для современников. Выступал с критикой творческих принципов академизма и позднего передвижничества, выдвигая лозунг «чистого искусства» и вместе с тем указывая на «священную художественную культурную миссию» искусства в России и ответственность русских художников перед обществом.(Источник.

«Искусство. Современная иллюстрированная энциклопедия.» Под ред. Проф. Горкина А.П. М. Росмэн. 2007.).

Значения в других словарях
Бенин (Эдо)

        (местное название Эдо), государство, существовавшее до конца XIX в. В южной части Нигерии. В эпоху расцвета (XV-XVII вв.) высокого уровня достигло бронзовое литьё по восковым моделям. Выполненные (до конца XVI в.) образцы (головы правителя и его приближённых, фигурки вельмож, охотников, воинов, животных и птиц) отличаются реалистичной или несколько условной манерой, тонкостью исполнения и мягкостью фактуры, что позволило ряду исследователей связывать их с искусством Ифе. Скульптура конца..

Бенка Мартин

        (Benka) (1888-1971), словацкий живописец и график. Народный художник ЧССР (1953). Один из создателей словацкой школы живописи XX в. Учился в школе А. Кальводы в Праге. Автор монументальных, поэтических сцен крестьянской жизни, выполненных в свободной постимпрессионистической манере, мягких и сдержанных по колориту ("Лесорубы под Салатином", 1931, "Две женщины", 1934, - оба в Словацкой Национальной галерее, Братислава. "У колыбели", 1929, Национальная галерея, Прага).. ..

Бенуа Александр Николаевич

        (1870-1960), русский художник, историк искусства, художественный критик. Сын Н. Л. Бенуа. Учился самостоятельно. В 1896-98 и 1905-1907 работал во Франции. Один из организаторов и идейный руководитель объединения и журнала "Мир искусства". Как критик и историк искусства выступал и против академизма, и против эстетики русских революционных демократов, выдвинув главным критерием оценки произведений искусства их "художественность". Страстный пропагандист классического наследия, в том числе р..

Бенуа Леонтий Николаевич

        (1856-1928), русский архитектор. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1927). Сын Н. Л. Бенуа. В 1879 окончил петербургскую АХ. Преподавал в петербургском Институте гражданских инженеров (1884-92, 1920-27), профессор (1892-1927) и ректор (1903-06 и 1911-17) АХ. Строил в Петербурге (Академическая капелла им. М. И. Глинки, 1885-89. Корпус Русского музея, ныне советский отдел, 1914-16), Москве, Киеве, Варшаве, Ташкенте, создал проект преобразования Петербурга (1910-13, совместно с архитекторо..

Дополнительный поиск Бенуа Бенуа

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Бенуа" в словаре Художественная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Бенуа, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Б". Общая длина 5 символа