Вышивка

143

        широко распространённый вид декоративно-прикладного искусства, в котором узор и изображение выполняются вручную (иглой, иногда крючком) или посредством вышивальной машины на различных тканях, коже, войлоке и других материалах льняными, хлопчатобумажными, шерстяными, шёлковыми (чаще цветными), металлическими (золотыми, серебряными) нитями, а также волосом, бисером, жемчугом, блёстками, иногда в сочетании с нашитыми драгоценными камнями, монетами и т. П. Для шитых аппликаций (разновидность вышивки, часто с рельефным швом) используются ткани, мех, войлок, кожа. Вышивка применяется для украшения одежды, предметов быта, для создания самостоятельного декоративное панно. Бесконечно разнообразны виды швов.

Для "глухой" вышивки, т. Е. По целой ткани, характерны крест, гладь, набор, роспись, тамбур и др. Для "строчной" вышивки, т. Е. По ткани с предварительно вырезанными или выдернутыми на отдельных её участках нитями, - мережка, "перевить", настил, гипюр и др. Применяемые по отдельности и в различных комбинациях друг с другом, они позволяют создавать вышивки от совсем плоских до выпуклых, от легчайших контурных или ажурных сетчатых ("кружевных") до "ковровых", плотно укрывающих всю поверхность изделия. Прямолинейный геометрический рисунок выполняется преимущественно счётной вышивкой (отсчётом нитей полотна), криволинейный - "свободной" вышивкой (по заранее нанесённому контуру).        Возникновение вышивки восходит к древнейшим временам и связано с появлением стежка, шва на одеждах из шкур животных.

Усовершенствование её техники обусловлено переходом от каменного и костяного шила к костяной, затем бронзовой и позднее стальной игле, а также развитием прядения, ткачества, красильного дела и т. Д. Эволюция вышивки прослеживается по изображениям в памятниках искусства древних цивилизаций Азии, Европы, Америки, по литературным источникам, а также по сохранившимся образцам вышивки разных времён и народов. Сложившиеся в древности и средние века у отдельных народностей и этнических групп традиции узорной вышивки дольше всего сохраняются и развиваются в украшении бытовых предметов (особенно одежды), удерживаясь в народном творчестве ряда стран до наших дней. Эти традиции проступают и в узорной вышивке для высших слоев общества (например, в шитье испанского придворного костюма XVI в.), более подверженной воздействию общей стилевой эволюции искусства.

Теснее связана с развитием современного ей изобразительного искусства сюжетная вышивка. Самые ранние из сохранившихся образцов вышивки - седельные покрышки с типичными для скифо-сибирского "звериного стиля" фигурами животных (вышивка из Пазырыкских курганов в Горно-Алтайской АО, V-III вв. До н. Э., из могильника Ноин-Ула в Северной Монголии, конец I в. До н. Э. - начало I в. Н. Э., - все в ГЭ) и расшитые стилизованными фигурами человека-ягуара древнеперуанские мантии из некрополя в Паракасе (первые века н. Э., Национальный музей антропологии и археологии, Лима). Традиционные для Китая вышитые панно, особенно известные с XIV в. "сю-хуа" ("живопись иглойЛ), стилистически близки к китайской пейзажной живописи тушью на шёлке.

Древнерусская сюжетная вышивка (шитьё) на церковных облачениях, покрывалах и пр. В ранних образцах (сохранилась с XII в.) связана с византийской вышивкой и отличается идущей от Византии тягой к богатой цветовой игре естественного материала (шёлк фона, золотые нити, жемчуг). Для шитья XIV-XVII вв. Характерны свойственные русской иконе выразительность общего силуэта фигур и чистота изысканных цветовых сочетаний. Присущие романской миниатюре плоскостность и подчёркнутая экспрессия контура своеобразно преломились в вышитом фризе - так называемом ковре из Байё (около 1080, Музей королевы Матильды, Байё). Полихромная готическая вышивка с применением золотых нитей и жемчуга соединила в себе идущую от эмали яркость, стрельчатые обрамления отдельных фигур и сцен, сближающие вышивку с витражом.

Ажурной монохромностью фасада готического собора навеяна вышивка "белым по беломуЛ, появившаяся в XIII-XIV вв. В Германии и Англии. Она достигла в XV-XVI вв. Высшего расцвета в венецианском кружеве (вид вышивки крючком). В эпоху Возрождения вышивка отличалась высоким техническим совершенством и художественной тонкостью. Картоны для вышивки выполняли видные живописцы (П. Перуджино, С. Боттичелли и др.). Во Фландрии появились вышитые алтарные пелены с заключёнными в широкие орнаментальные полосы самостоятельными многофигурными композициями. Вышивка сближалась с алтарным образом, со станковой картиной. В эпоху барокко и раннего классицизма сюжетная вышивка всё чаще имитировала шпалеры или гротесковые настенные росписи дворцов, и, хотя в этот период создавались первоклассные ансамбли вышивки, она постепенно деградировала, становясь к середине XIX в.

Главным образом средством воспроизведения популярных картин.        Достижения сюжетной вышивки быстро усваивались и перерабатывались в узорной вышивке (шитьё парадных костюмов, особенно сложное и изысканное в XVII-XVIII вв.). В преображённом виде новые приёмы выступали как органический элемент народной вышивки, которая вбирала в себя из нового лишь то, что было созвучно её традициям и поддавалось переработке в близком ей духе. Так, в Германии, Франции, Швеции, Норвегии, Дании характерные для народного искусства этих стран узоры стали с XVIII в. Вышиваться на одежде крестьян гладью "белым по белому". Приёмы древнерусского шитья XV-XVII вв. Золотом и жемчугом на церковных облачениях с XVIII в. Применялись в вышивке на праздничном наряде русских крестьянок.

Относительное постоянство основного набора мотивов в народной вышивке не исключало появления в ней новых сюжетов, подсказанных жизнью, и орнаментов, идущих из придворного или религиозного искусства. Но эти новые мотивы довольно скоро трансформировались трактовкой, присущей народному искусству той или иной страны, и органически включались в традиционные композиции. В народной вышивке, обычно ограничивавшейся вначале одним-двумя цветами нитей, каждый вновь вводимый цвет подчинялся прежним, отчего народная вышивка долго удерживала национальное своеобразие цветового строя и, став многоцветной, не впадала в пестроту. Так, в большинстве районов России в народной вышивке XVIII и XIX вв. (преимущественно счётной) доминировал красный цвет с вкраплениями синего и чёрного.

В ней наряду с мотивами, восходящими к древним славянским культам (ромб - символ Солнца и др.), уже в начале XIX в. Появляются изображения барсов и орлов, взятые с узоров привозных тканей, встречаются цветы тюльпана и граната, листья аканта, идущие от тканей XVII в., сцены гулянья, поездок в карете, навеянные лубком. Ряд народных вышивальных промыслов возник во второй половине XIX в. В результате закрытия монастырских и помещичьих мастерских (крестецкая вышивка, мстёрская вышивка, торжокское золотое шитьё). Бывшие крепостные мастерицы, усвоившие приёмы и пластический строй вышивок для высших слоев общества, при работе на рынок "от себя" постепенно сближают свои изделия по характеру и духу с народными.        С развитием фабричного производства во второй половине XIX в.

Народная вышивка в промышленно развитых странах переживает упадок, не выдерживая конкуренции с машинной вышивкой. Новую жизнь народная вышивка обрела в СССР (наряду с русской, вышивка Украины - с близким к натуре растительным узором в технике белых и цветных мережек, гладьевых швов, креста. Народов Закавказья - разнообразная по мотивам и видам швов, выполняемая цветным шёлком, шерстью, золотом. Средней Азии - с крупным цветочным орнаментом сузани. Прибалтики - с красочным геометрическим и растительным орнаментом гладью и крестом и др.) и в странах, идущих по социалистическому пути развития, где поддерживаются действующие и возрождаются угасавшие её центры как средоточие высокого мастерства и художественного вкуса.

Возрождение народной вышивки благотворно сказалось и на художественном качестве машинной вышивки. В РСФСР, например, саратовской, в которой осваиваются мотивы белой строчки пос. Крестцы (Новгородская область), вышивка Ивановской и Горьковской областях, гладьевой вышивки Мстёры. В свою очередь в народной вышивке всё чаще встречается сочетание ручных и машинных приёмов работы. Этот процесс взаимовлияния и сближения народной и фабричной вышивки характерен и для других советских республик, а также для некоторых социалистических стран (ГДР, Венгрия, Польша, Чехословакия)..

Значения в других словарях
Выставки художественные

        публичный (как правило, временный) показ художественных произведений, основная форма ознакомления зрителей со станковым искусством. Выставки художественные могут быть между народными, национальными, региональными (в СССР - всесоюзные, республиканские, областные и др.). Стационарными и передвижными. Периодическими (ежегодные, проходящие один раз в два года - бьеннале и три года - триеннале и др.). Выставки художественные могут различаться по количеству участников (персональные, групповые,..

Вычулковский Леон

        (Wyczуlkowski) (1852-1936), польский живописец и график. Учился в Рисовальном классе в Варшаве (1869-73) у В. Герсона, в АХ в Мюнхене (1875-77) и в Школе изящных искусств в Кракове (1877-79) у Я. Матейко. Преподавал в АХ в Кракове (с 1895) и Варшаве (с 1934). Писал портреты, пейзажи и жанровые композиции с изображением сцен крестьянского труда, используя импрессионистическую технику раздельного мазка ("Рыбаки", 1891, "Пахота", 1903, - оба произведения в Национальном музее, Варшава). Пейз..

Вьентьян

        столица Лаоса, порт на р. Меконг. Основан в XIII в. Имеет правильную планировку, застроен преимущественно деревянными и глинобитными домами и 2-3-этажными кирпичными особняками. Монастыри-ваты (Фра-Кео, 1565. Сисакет, 1820), комплекс святилища Тхат Луанг (XVI в.), королевский дворец. В 1940-60-х гг. Построены Национальное собрание, отель "Лансанг", городской рынок. Памятник королю Лаоса Сисаванг Вонгу (бронза, 1974-75, советский скульптор З. Бердзенишвили). (Источник. «Популярная художес..

Вьетнам

        (Viet-Nam), Социалистическая Республика Вьетнам, социалистическое государство в Юго-Восточной Азии, на полуострове Индокитай. Древнейшие памятники художественной культуры на территории Вьетнама (бронзовые барабаны) относятся к донгшонской культуре (X-I вв. До н. Э.). Древнейший из сохранившихся памятников архитектуры - г. Колоа (III в. До н. Э., Северный Вьетнам) обнесён девятью концентрическими стенами (сохранилось три). Наиболее известные сооружения относятся к эпохам Поздних Ли и Чан...

Дополнительный поиск Вышивка Вышивка

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Вышивка" в словаре Художественная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Вышивка, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "В". Общая длина 7 символа