Грабарь

67

Игорь Эммануилович (1871, Будапешт – 1960, Москва), русский живописец, пейзажист, портретист. Искусствовед, реставратор, музейный деятель. Член объединения «Мир искусства» и Союза русских художников. Народный художник СССР (с 1956 г.), действительный член АН СССР (с 1943 г.) и АХ СССР (с 1947 г.). Учился в Петербургской академии художеств (1894—96), в Мюнхене – в школе А. Ажбе (1896—98). Жил и работал в Санкт-Петербурге (с 1889 г.) и в Москве (с 1903 г.). Автор ряда статей и монографий по русскому искусству. Директор Московского художественного института им. В. И. Сурикова (1937—43), Института живописи, скульптуры и архитектуры Всероссийской академии художеств (1943—46), а также созданного в 1944 г. По его инициативе Института истории искусств АН СССР.

1900-е гг. – время расцвета живописного мастерства художника. В импрессионистической манере исполнены жизнерадостные пейзажи («Февральская лазурь», «Мартовский снег». Обе – 1904) и натюрморты («Хризантемы», 1905. «Неприбранный стол», 1907). Их отличает мажорная приподнятость, звучность и чистота красок. После 1917 г. Увлёкся жанром портрета («Автопортрет в белом халате с палитрой», 1934. Портреты академиков С. А. Чаплыгина, В. И. Вернадского. Оба – 1935). В 1909—16 гг. Под редакцией Грабаря вышла первая научная «История русского искусства» в шести томах. Он был также автором важнейших разделов. В 1913—25 гг. Возглавлял Третьяковскую галерею. В острой полемике отстоял новую экспозицию картин, построенную на историко-монографическом принципе.

В галерее была проведена инвентаризация, выпущен первый научный каталог (1917).Б. М. Кустодиев «Портрет И. Э. Грабаря». 1916 г. Государственный Русский музей. Санкт-Петербург   С 1918 г. Грабарь работал над созданием основ научной реставрации и консервации памятников искусства. Под его руководством были раскрыты и отреставрированы иконы Феофана Грека и Андрея Рублёва, раскрыты от поздних записей фрески Рублёва в Успенском соборе во Владимире (1408), фрески Дмитровского собора во Владимире (12 в.). В 1924—30 гг. Грабарь возглавлял Центральные государственные реставрационные мастерские на Ордынке в Москве (ныне Центральные реставрационные мастерские им. И. Э. Грабаря). После Великой Отечественной войны организовал реставрацию разрушенных памятников.

Главным, итоговым трудом жизни Грабаря стала созданная под его редакцией многотомная «История русского искусства» (т. 1—13, 1953—69. Последние тома выходили после смерти учёного). В историю русской культуры Грабарь вошёл как талантливый художник и выдающийся искусствовед, основоположник современных принципов научной реставрации и музейного дела.(Источник. «Искусство. Современная иллюстрированная энциклопедия.» Под ред. Проф. Горкина А.П. М. Росмэн. 2007.).

Значения в других словарях
Гоццоли Беноццо

        (Gozzoli) (собственно Беноццо ди Лезе ди Сандро, Benozzo di Lese di Sandro) (1420-1497), итальянский живописец эпохи Раннего Возрождения. Представитель флорентийской школы. Учился у Л. Гиберти и Фра Анджелико. Поэтически-сказочная светская трактовка религиозных сюжетов, тонкость жизненных наблюдений, декоративная красочность колорита сочетаются в произведениях Гоццоли с "ковровостью" композиции, условностью пространства (фреска "Шествие волхвов" в капелле дворца Медичи-Риккарди во Флорен..

Гочар Йозеф

        (Gocar) (1880-1945), чешский архитектор. Учился в Праге в Высшей промышленной школе (1898-1902) и Художественно-промышленной школе (1902-05) у Я. Котеры. Эволюционировал от стиля "модерн" к функционализму. Видный представитель так называемого чешского архитектурного кубизма с характерными для него гранёными геометрическими формами в оформлении карнизов, балконов, завершений окон и т. Д. Его постройки (дом "У Чёрной богоматери" в Праге, 1911-12. Ясли, 1924, гимназия, 1924-26, церковный ко..

Грабарь Игорь Эммануилович

        (1871-1960), советский живописец и искусствовед. Народный художник СССР (1956), действительный член АН СССР (1943) и АХ СССР (1947). Учился в петербургской АХ (1894-96) и в школе А. Ажбе в Мюнхене (1896-98). Преподавал в МГУ (профессор с 1921), МХИ (1937-43, директор), ИЖСА (1943-46, директор). Директор Института истории искусств АН СССР (с 1944). Член объединения "Мир искусства" и Союз русских художников. С начала 1900-х гг. Грабарь, творчески используя живописные методы импрессионизма,..

Грабштихель

        инструмент гравёра. См. Штихель (Источник. «Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В.М. М. Издательство "Советская энциклопедия", 1986.). ..

Дополнительный поиск Грабарь Грабарь

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Грабарь" в словаре Художественная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Грабарь, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Г". Общая длина 7 символа