Грабарь Игорь Эммануилович

87

        (1871-1960), советский живописец и искусствовед. Народный художник СССР (1956), действительный член АН СССР (1943) и АХ СССР (1947). Учился в петербургской АХ (1894-96) и в школе А. Ажбе в Мюнхене (1896-98). Преподавал в МГУ (профессор с 1921), МХИ (1937-43, директор), ИЖСА (1943-46, директор). Директор Института истории искусств АН СССР (с 1944). Член объединения "Мир искусства" и Союз русских художников. С начала 1900-х гг. Грабарь, творчески используя живописные методы импрессионизма, работал над жизнерадостными, мажорными по цвету, пронизанными светом пейзажами, воссоздающими в каждом из полотен обобщающий образ русской природы ("Сентябрьский снег", 1903, "Февральская лазурь", "Мартовский снег" - оба 1904, все - в ГТГ).

Позже Грабарь создал ряд натюрмортов, в которых, стремясь передать красоту и поэзию материального мира, пользовался приёмами (письмо густыми, рельефными мазками), близкими к неоимпрессионизму ("Неприбранный стол", 1907, ГТГ). В 1905-06 Грабарь участвовал в издании революционного сатирического журнала "Жупел" и "Адская почта". Не только как живописец, но и как проницательный и тонкий художественный критик Грабарь активно участвовал в современной ему художественной жизни, как историк искусства сыграл большую роль в распространении в России научных принципов искусствознания. Создал ряд монографических исследований о творчестве И. Е. Репина, И. И. Левитана, В. А. Серова и других русских художников, был инициатором издания, редактором и автором важнейших разделов первой "Истории русского искусства" (т.

1-6, 1909-16), в которой ставились и на широком, во многом впервые опубликованном материале исследовались проблемы происхождения, развития и национального своеобразия русской художественной школы. Научные интересы Грабаря сказались и в его практической деятельности. Знаток и пропагандист архитектуры русского классицизма, он создал неоклассицистический проект больницы (осуществлён в 1909-14. Ныне санаторий "Захарьино") под Москвой. В 1913-25 возглавлял ГТГ, где перестроил экспозицию по историко-художественному принципу и издал каталог (1917). В советское время Грабарь стал одним из основоположников системы и научной методики охраны и реставрации памятники искусства, инициатором создания Центральных реставрационных мастерских (в 1918-30 директор, с 1944 научный руководитель).

С его именем связано открытие и исследование многих произведений древнерусского искусства XI-XV вв. В живописных работах советского времени Грабарь продолжал воплощать собирательные образы русской природы ("Ясный осенний вечер", 1923, ГТГ), работал также над портретами деятелей советской культуры (портрет С. А. Чаплыгина, 1935, Музей-усадьба "Абрамцево") и картинами на историко-революционные темы ("В. И. Ленин у прямого провода", 1933, ЦМЛ). В советское время Грабарь продолжал также публиковать исследования и статьи о русском искусстве, был главным редактором и одним из авторов "Истории русского искусства" (т. 1-13, 1953-69). Государственная премия СССР (1941)..

Значения в других словарях
Гочар Йозеф

        (Gocar) (1880-1945), чешский архитектор. Учился в Праге в Высшей промышленной школе (1898-1902) и Художественно-промышленной школе (1902-05) у Я. Котеры. Эволюционировал от стиля "модерн" к функционализму. Видный представитель так называемого чешского архитектурного кубизма с характерными для него гранёными геометрическими формами в оформлении карнизов, балконов, завершений окон и т. Д. Его постройки (дом "У Чёрной богоматери" в Праге, 1911-12. Ясли, 1924, гимназия, 1924-26, церковный ко..

Грабарь

Игорь Эммануилович (1871, Будапешт – 1960, Москва), русский живописец, пейзажист, портретист. Искусствовед, реставратор, музейный деятель. Член объединения «Мир искусства» и Союза русских художников. Народный художник СССР (с 1956 г.), действительный член АН СССР (с 1943 г.) и АХ СССР (с 1947 г.). Учился в Петербургской академии художеств (1894—96), в Мюнхене – в школе А. Ажбе (1896—98). Жил и работал в Санкт-Петербурге (с 1889 г.) и в Москве (с 1903 г.). Автор ряда статей и монографий по русск..

Грабштихель

        инструмент гравёра. См. Штихель (Источник. «Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В.М. М. Издательство "Советская энциклопедия", 1986.). ..

Гравюра

        (от франц. Gravure), 1) печатный оттиск на бумаге (или на сходном материале) с пластины ("доски"), на которой нанесён рисунок. 2) Вид искусства графики, включающий многообразные способы ручной обработки "досок" и печатания с них оттисков. Нередко к гравюре относят и литографию ("плоская гравюра"), создание которой не связано с процессами гравирования. Гравюра использует присущие графическим искусствам средства художественной выразительности (контурная линия, штрих, пятно, тон, иногда цве..

Дополнительный поиск Грабарь Игорь Эммануилович Грабарь Игорь Эммануилович

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Грабарь Игорь Эммануилович" в словаре Художественная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Грабарь Игорь Эммануилович, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Г". Общая длина 26 символа