Домье Оноре Викторьен
(Daumier) (1808-1879), французский график, живописец и скульптор. С 1814 жил в Париже, где в 20-х гг. Брал уроки живописи и рисунка, овладевал искусством литографии. После Революции 1830 стал политическим карикатуристом и завоевал общественное признание беспощадной острогротескной сатирой на Луи Филиппа и правящую буржуазную верхушку. Карикатуры Домье распространялись в виде отдельных листов или публиковались в иллюстрированных изданиях ("Силуэт". 1830-31, "Карикатюр", 1830-35, "Шаривари", 1833-60 и 1863-72). Домье вылепил острохарактерные скульптурные эскизы-бюсты буржуазных политических деятелей (раскрашенная глина, около 1830-32, сохранилось 36 бюстов), которые послужили основой для серии литографических портретов-шаржей ("Знаменитости золотой середины", 1832-33).
В 1832 за карикатуру на короля (литография "Гаргантюа", 1831) был на полгода заключён в тюрьму. В литографиях 1834 года Домье обличал бездарность и своекорыстие власть имущих, их лицемерие и жестокость (коллективный портрет палаты депутатов - "Законодательное чрево". "Все мы честные люди, обнимемся", "Этого можно отпустить на свободу"), создал проникнутое глубоким трагизмом изображение расправы с рабочими ("Улица Транснонен 15 апреля 1834 года"), героический образ рабочего-революционера ("Свобода печати", "Современный Галилей"). Запрещение политической карикатуры в 1835 вынудило Домье ограничиться бытовой сатирой. Он осмеивал духовное и физическое убожество буржуа, раскрывал характер буржуазной социальной среды, формирующей личность обывателя ("Парижские типы", 1839-40.
"Лучшие в жизни", 1843-46. "Добрые буржуа", 1846-49. Серия "Карикатюрана", в которой выведен собирательный образ авантюриста Робера Макера, 1836-38). Домье приветствовал Революцию 1848-49, разоблачал её врагов. Олицетворением бонапартизма стал обобщённый образ политического проходимца Ратапуаля, созданный сначала в гротескной динамичной статуэтке (1850, бронзовый экземпляр в Лувре), а затем использованный в ряде литографий. Виртуозно сочетая богатейшую фантазию и точность наблюдения, Домье придавал публицистическую заострённость графическому языку, срывая с буржуа маску благопристойности, обнажая его бездушие и самодовольство. Зрелым литографиям Домье присущи бархатистость штриха, тонкость передачи психологических оттенков, света и воздуха. В живописи Домье связан с романтизмом.
Острая характерность образов сочетается со смелой обобщённостью письма и цветовой экспрессией, мощью пластин, формы и светотеневых контрастов. В картинах Домье нашли воплощение пафос революционной борьбы ("Восстание", около 1848. "Семья на баррикадах", Национальная галерея, Прага), сочувствие к простым людям, ощущение присущих им внутренней силы и духовной красоты ("Прачка", около 1859-60, Лувр. "Вагон 3-го класса", около 1862-63, Метрополитен-музей). Домье создал ряд портретов, картин на литературные, религиозные, мифические сюжеты. Серия картин посвящена Дон Кихоту, чья комическая внешность лишь подчёркивает духовное величие и трагичность судьбы искателя правды ("Дон Кихот", около 1868, Новая пинакотека, Мюнхен)..
Дополнительный поиск Домье Оноре Викторьен
На нашем сайте Вы найдете значение "Домье Оноре Викторьен" в словаре Художественная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Домье Оноре Викторьен, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Д". Общая длина 21 символа