Домье Оноре Викторьен

123

        (Daumier) (1808-1879), французский график, живописец и скульптор. С 1814 жил в Париже, где в 20-х гг. Брал уроки живописи и рисунка, овладевал искусством литографии. После Революции 1830 стал политическим карикатуристом и завоевал общественное признание беспощадной острогротескной сатирой на Луи Филиппа и правящую буржуазную верхушку. Карикатуры Домье распространялись в виде отдельных листов или публиковались в иллюстрированных изданиях ("Силуэт". 1830-31, "Карикатюр", 1830-35, "Шаривари", 1833-60 и 1863-72). Домье вылепил острохарактерные скульптурные эскизы-бюсты буржуазных политических деятелей (раскрашенная глина, около 1830-32, сохранилось 36 бюстов), которые послужили основой для серии литографических портретов-шаржей ("Знаменитости золотой середины", 1832-33).

В 1832 за карикатуру на короля (литография "Гаргантюа", 1831) был на полгода заключён в тюрьму. В литографиях 1834 года Домье обличал бездарность и своекорыстие власть имущих, их лицемерие и жестокость (коллективный портрет палаты депутатов - "Законодательное чрево". "Все мы честные люди, обнимемся", "Этого можно отпустить на свободу"), создал проникнутое глубоким трагизмом изображение расправы с рабочими ("Улица Транснонен 15 апреля 1834 года"), героический образ рабочего-революционера ("Свобода печати", "Современный Галилей"). Запрещение политической карикатуры в 1835 вынудило Домье ограничиться бытовой сатирой. Он осмеивал духовное и физическое убожество буржуа, раскрывал характер буржуазной социальной среды, формирующей личность обывателя ("Парижские типы", 1839-40.

"Лучшие в жизни", 1843-46. "Добрые буржуа", 1846-49. Серия "Карикатюрана", в которой выведен собирательный образ авантюриста Робера Макера, 1836-38). Домье приветствовал Революцию 1848-49, разоблачал её врагов. Олицетворением бонапартизма стал обобщённый образ политического проходимца Ратапуаля, созданный сначала в гротескной динамичной статуэтке (1850, бронзовый экземпляр в Лувре), а затем использованный в ряде литографий. Виртуозно сочетая богатейшую фантазию и точность наблюдения, Домье придавал публицистическую заострённость графическому языку, срывая с буржуа маску благопристойности, обнажая его бездушие и самодовольство. Зрелым литографиям Домье присущи бархатистость штриха, тонкость передачи психологических оттенков, света и воздуха.        В живописи Домье связан с романтизмом.

Острая характерность образов сочетается со смелой обобщённостью письма и цветовой экспрессией, мощью пластин, формы и светотеневых контрастов. В картинах Домье нашли воплощение пафос революционной борьбы ("Восстание", около 1848. "Семья на баррикадах", Национальная галерея, Прага), сочувствие к простым людям, ощущение присущих им внутренней силы и духовной красоты ("Прачка", около 1859-60, Лувр. "Вагон 3-го класса", около 1862-63, Метрополитен-музей). Домье создал ряд портретов, картин на литературные, религиозные, мифические сюжеты. Серия картин посвящена Дон Кихоту, чья комическая внешность лишь подчёркивает духовное величие и трагичность судьбы искателя правды ("Дон Кихот", около 1868, Новая пинакотека, Мюнхен)..

Значения в других словарях
Домогацкий Владимир Николаевич

        (1876-1939), советский скульптор. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1937). Учился в мастерской С. М. Волнухина (1895-1902), в 1907 в Париже изучал творчество О. Родена. Преподавал в МХИ (1936-38), среди учеников - Л. Е. Кербель, В. Е. Цигаль. Участвовал в реализации ленинского плана монументальной пропаганды ("Дж. Байрон" для Петрограда, гипс, 1919, ныне в ГРМ). Работая преимущественно в области портретной пластики (автопортрет, мрамор, 1925, ГРМ. Портрет сына, мрамор, 1926, ГТГ), Домо..

Домье

(daumier) Оноре Викторьен (1808, Марсель – 1879, Вальмондуа, близ Парижа), французский живописец, график и скульптор. Сын стекольщика. С 1814 г. Жил в Париже. Брал уроки рисования у художника А. Ленуара, работал в мастерской Э. Будена, копировал живопись и изучал античную скульптуру в Лувре, обучался искусству литографии.О. В. Домье. «Прачка». 1860-е гг. Лувр. Париж   Домьебыл блестящим мастером журнальной политической карикатуры. В 1830 г. Он начал создавать сатирические рисунки для журналов, ..

Донателло

        (Donatello. Собственно Донато ди Никколо ди Бетто Барди, Donato di Niccolo di Betto Bardi) (около 1386 - 1466), итальянский скульптор эпохи Раннего Возрождения. Представитель флорентийской школы. Одним из первых скульпторов Италии художественно осмыслил опыт античного искусства и пришёл к созданию классических форм ренессансной скульптуры. В его лучших произведениях глубокий интерес к реальности во всём многообразии её жизненных проявлений сосуществует со стремлением к возвышенному обобщ..

Донатор

        (от лат. Donator - даритель), в западноевропейском искусстве средневековья и Возрождения (а иногда и в искусстве более позднего времени) изображение заказчика, иногда строителя храма (часто с моделью здания в руках) или заказчика произведения живописи (реже скульптуры и декоративно-прикладного искусства). Донатор обычно изображался предстоящим перед Христом и Богоматерью или святыми. См. Также Ктитор. (Источник. «Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В.М. М. Издатель..

Дополнительный поиск Домье Оноре Викторьен Домье Оноре Викторьен

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Домье Оноре Викторьен" в словаре Художественная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Домье Оноре Викторьен, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Д". Общая длина 21 символа