Донателло

79

        (Donatello. Собственно Донато ди Никколо ди Бетто Барди, Donato di Niccolo di Betto Bardi) (около 1386 - 1466), итальянский скульптор эпохи Раннего Возрождения. Представитель флорентийской школы. Одним из первых скульпторов Италии художественно осмыслил опыт античного искусства и пришёл к созданию классических форм ренессансной скульптуры. В его лучших произведениях глубокий интерес к реальности во всём многообразии её жизненных проявлений сосуществует со стремлением к возвышенному обобщению и героике. Работал главным образом во Флоренции, а также в Сиене (1423-34 и 1457-61), Риме (1430-33), Падуе (1444-53). Ранние произведения Донателло (статуи пророков для бокового портала флорентийского собора, 1406-08) ещё отмечены готической скованностью форм, измельчённой дробностью линейного ритма.

В статуе св. Георгия (мрамор, около 1416, Национальный музей, Флоренция) Донателло воплотил ренессансный идеал воина-героя, придав образу величие и наполнив его патриотическим, гражданственным звучанием. В статуях пророков для кампанилы флорентийского собора (мрамор, 1416-35, Музей собора, Флоренция) создал галерею остроиндивидуальных портретных образов. Выработал так называемый живописный тип рельефа, достигая впечатления пространственной глубины с помощью линейной перспективы, точного разграничения планов и постепенного понижения рельефности (рельеф "Пир Ирода" на бронзовой купели сиенского баптистерия, 1423-27. Рельефы Старой сакристии церкви Сан-Лоренцо во Флоренции, 1434-43). В содружестве с архитектором Микелоццо ди Бартоломмео создал ренессансный тип настенного надгробия (надгробие Бальдассаре Коша (антипапы Иоанна XXIII), мрамор, бронза, 1425-27, баптистерий во Флоренции), используя саркофаг античной формы, аллегорические фигуры и ордерное обрамление.

Ренессансным претворением античных форм отмечены такие произведения Донателло, как алтарь "Благовещение" (так называемый алтарь Кавальканти. Известняк с подцветкой и позолотой, терракота, около 1428-33, церковь Санта-Кроче, Флоренция) с пышным антикизирующим декором, певческая трибуна флорентийского собора (мрамор с мозаикой и позолотой, 1433-39, Музей собора, Флоренция) с бурным жизнерадостным хороводом веселящихся путти, статуя Давида (бронза, 1430-е гг., Национальный музей, Флоренция) - первое изображение нагого человеческого тела в статуарной пластике Возрождения. В падуанский период Донателло создал первый светский монумент эпохи Возрождения - конный памятник кондотьеру Гаттамелате (бронза, мрамор, известняк, 1447-53) и большой скульптурный алтарь для церкви Сант-Антонио (1446-50) - оба в Падуе.

Поздние произведения Донателло, созданные в период кризиса демократических традиций раннего кватроченто, обострённо экспрессивны и отмечены чертами духовного надлома (статуя Марии Магдалины, раскрашенное дерево, 1450-е гг., баптистерий. Группа "Юдифь и Олоферн", бронза, около 1456-57, площадь Синьории. Рельефы двух кафедр церкви Сан-Лоренцо, бронза, 1460-е гг., - все во Флоренции). Достижения Донателло были восприняты многими скульпторами и живописцами Возрождения - Уччелло, А. Дель Кастаньо, А. Мантеньей, позднее Микеланджело и Рафаэлем..

Значения в других словарях
Домье

(daumier) Оноре Викторьен (1808, Марсель – 1879, Вальмондуа, близ Парижа), французский живописец, график и скульптор. Сын стекольщика. С 1814 г. Жил в Париже. Брал уроки рисования у художника А. Ленуара, работал в мастерской Э. Будена, копировал живопись и изучал античную скульптуру в Лувре, обучался искусству литографии.О. В. Домье. «Прачка». 1860-е гг. Лувр. Париж   Домьебыл блестящим мастером журнальной политической карикатуры. В 1830 г. Он начал создавать сатирические рисунки для журналов, ..

Домье Оноре Викторьен

        (Daumier) (1808-1879), французский график, живописец и скульптор. С 1814 жил в Париже, где в 20-х гг. Брал уроки живописи и рисунка, овладевал искусством литографии. После Революции 1830 стал политическим карикатуристом и завоевал общественное признание беспощадной острогротескной сатирой на Луи Филиппа и правящую буржуазную верхушку. Карикатуры Домье распространялись в виде отдельных листов или публиковались в иллюстрированных изданиях ("Силуэт". 1830-31, "Карикатюр", 1830-35, "Шаривари..

Донатор

        (от лат. Donator - даритель), в западноевропейском искусстве средневековья и Возрождения (а иногда и в искусстве более позднего времени) изображение заказчика, иногда строителя храма (часто с моделью здания в руках) или заказчика произведения живописи (реже скульптуры и декоративно-прикладного искусства). Донатор обычно изображался предстоящим перед Христом и Богоматерью или святыми. См. Также Ктитор. (Источник. «Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В.М. М. Издатель..

Донжон

        (франц. Donjon), главная, отдельно стоящая башня феодального замка, четырехугольная или круглая в плане, поставленная в самом недоступном месте и служившая убежищем при нападении неприятеля.. ..

Дополнительный поиск Донателло Донателло

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Донателло" в словаре Художественная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Донателло, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Д". Общая длина 9 символа