Донателло
(Donatello. Собственно Донато ди Никколо ди Бетто Барди, Donato di Niccolo di Betto Bardi) (около 1386 - 1466), итальянский скульптор эпохи Раннего Возрождения. Представитель флорентийской школы. Одним из первых скульпторов Италии художественно осмыслил опыт античного искусства и пришёл к созданию классических форм ренессансной скульптуры. В его лучших произведениях глубокий интерес к реальности во всём многообразии её жизненных проявлений сосуществует со стремлением к возвышенному обобщению и героике. Работал главным образом во Флоренции, а также в Сиене (1423-34 и 1457-61), Риме (1430-33), Падуе (1444-53). Ранние произведения Донателло (статуи пророков для бокового портала флорентийского собора, 1406-08) ещё отмечены готической скованностью форм, измельчённой дробностью линейного ритма.
В статуе св. Георгия (мрамор, около 1416, Национальный музей, Флоренция) Донателло воплотил ренессансный идеал воина-героя, придав образу величие и наполнив его патриотическим, гражданственным звучанием. В статуях пророков для кампанилы флорентийского собора (мрамор, 1416-35, Музей собора, Флоренция) создал галерею остроиндивидуальных портретных образов. Выработал так называемый живописный тип рельефа, достигая впечатления пространственной глубины с помощью линейной перспективы, точного разграничения планов и постепенного понижения рельефности (рельеф "Пир Ирода" на бронзовой купели сиенского баптистерия, 1423-27. Рельефы Старой сакристии церкви Сан-Лоренцо во Флоренции, 1434-43). В содружестве с архитектором Микелоццо ди Бартоломмео создал ренессансный тип настенного надгробия (надгробие Бальдассаре Коша (антипапы Иоанна XXIII), мрамор, бронза, 1425-27, баптистерий во Флоренции), используя саркофаг античной формы, аллегорические фигуры и ордерное обрамление.
Ренессансным претворением античных форм отмечены такие произведения Донателло, как алтарь "Благовещение" (так называемый алтарь Кавальканти. Известняк с подцветкой и позолотой, терракота, около 1428-33, церковь Санта-Кроче, Флоренция) с пышным антикизирующим декором, певческая трибуна флорентийского собора (мрамор с мозаикой и позолотой, 1433-39, Музей собора, Флоренция) с бурным жизнерадостным хороводом веселящихся путти, статуя Давида (бронза, 1430-е гг., Национальный музей, Флоренция) - первое изображение нагого человеческого тела в статуарной пластике Возрождения. В падуанский период Донателло создал первый светский монумент эпохи Возрождения - конный памятник кондотьеру Гаттамелате (бронза, мрамор, известняк, 1447-53) и большой скульптурный алтарь для церкви Сант-Антонио (1446-50) - оба в Падуе.
Поздние произведения Донателло, созданные в период кризиса демократических традиций раннего кватроченто, обострённо экспрессивны и отмечены чертами духовного надлома (статуя Марии Магдалины, раскрашенное дерево, 1450-е гг., баптистерий. Группа "Юдифь и Олоферн", бронза, около 1456-57, площадь Синьории. Рельефы двух кафедр церкви Сан-Лоренцо, бронза, 1460-е гг., - все во Флоренции). Достижения Донателло были восприняты многими скульпторами и живописцами Возрождения - Уччелло, А. Дель Кастаньо, А. Мантеньей, позднее Микеланджело и Рафаэлем..
Дополнительный поиск Донателло
На нашем сайте Вы найдете значение "Донателло" в словаре Художественная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Донателло, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Д". Общая длина 9 символа