Кипренский

84

Орест Адамович (1782, мыза Нежинская, близ Копорья, ныне Ленинградская область – 1836, Рим), русский художник и график, портретист. Один из самых ярких представителей романтизма. Достоверных биографических сведений о художнике сохранилось немного. По-видимому, был незаконнорождённым сыном помещика А. С. Дьяконова и крепостной Анны Гавриловой. А. К. Швальбе, женившийся на Гавриловой, усыновил мальчика. В возрасте шести лет будущий художник был определён в училище при Петербургской академии художеств под вымышленной фамилией Кипренский (возможно, связанной с одним из имён богини любви Афродиты – Киприда). Как ученик АХ, получил вольную. Обучался в АХ (1788–1803) у Г. И. Угрюмова и Г. Ф. Дуайена. В 1805 г. Получил Большую золотую медаль за картину «Дмитрий Донской на Куликовом поле».

С 1812 г. Академик АХ. Жил и работал в Москве (1809–10), Твери (1811), Санкт-Петербурге (с 1812 г.). В 1816–22 гг. В качестве пенсионера АХ жил в Италии. Первым из русских художников удостоился чести поместить автопортрет в картинной галерее Уффици во Флоренции среди изображений великих мастеров. Независимый и дерзкий нрав художника не раз служил причиной его опалы. По возвращении в Россию он, в отличие от К. П. Брюллова, не получил должность профессора АХ и не был принят при дворе. В 1828 г. Кипренский вновь уехал в Италию, где, несмотря на женитьбу по любви, страдал от одиночества и бедности. Художник скоропостижно скончался от горячки, простудившись холодной ночью.О. А. Кипренский. «Автопортрет». 1809 г. Государственная Третьяковская галерея.

Москва   Ещё в юности Кипренский выделялся среди соучеников редким художественным дарованием, а также пылким и впечатлительным нравом. Он мечтал о великих свершениях и не боялся ставить перед собой самые дерзкие и, казалось, невыполнимые задачи. Новаторство Кипренского проявилось уже в выборе образцов из наследия прошлого. Минуя искусство своих прямых предшественников – живописцев 18 в., он обращается к мастерам 17-го столетия. В стремлении затмить своей кистью великих художников – Леонардо да Винчи, А. Ван Дейка, П. П. Рубенса – он внимательно изучал в Эрмитаже их произведения. Особенно увлекался приёмами контрастной светотени, драматизирующей изображение. Вскоре Кипренский достиг такого уровня мастерства, что итальянские знатоки приняли написанный им «Портрет А.

К. Швальбе» (1804) за произведение Рубенса.О. А. Кипренский. «Портрет лейб-гусарского полковника Е. В. Давыдова». 1809 г. Государственный Русский музей. Санкт-Петербург   Всю свою жизнь Кипренский мечтал написать великую историческую или аллегорическую картину. Его замыслы остались неосуществлёнными, однако художник обрёл своё истинное предназначение в портретной живописи, создав принципиально новую концепцию произведений этого жанра. Он писал не типические портреты, преобладавшие в русской живописи 18 в., а неповторимые образы, находя каждый раз особые художественные средства, чтобы оттенить личностную индивидуальность изображённого человека, передать не только внешний облик, но и «движение души» (парные изображения супругов Ф.

В. И Е. П. Ростопчиных, 1809, и В. С. И Д. Н. Хвостовых, 1814. «Портрет лейб-гусарского полковника Е. В. Давыдова», 1809). Герои его портретов «не замечают» присутствия зрителя. Они всецело во власти своих мыслей и чувств, взволнованы тем, что происходит у них в душе, их лица согреты лёгким румянцем, губы слегка приоткрыты, глаза мягко блестят – они ждут откровений судьбы («Портрет Е. С. Авдулиной», 1822).О. А. Кипренский. «Портрет А. С. Пушкина». 1827 г. Государственная Третьяковская галерея. Москва   В «Портрете А. А. Челищева» (1809–10) Кипренский представил десятилетнего пажа в преддверии взрослой жизни. В 18 в. Детей писали как «маленьких взрослых». Эпоха романтизма, чуткая к динамике, изменчивости, состояниям «на пороге», впервые открывает особенный мир детства.

Художник стремится запечатлеть трепет жизни, становление юной души, её «прекрасные порывы», чему способствует яркая, сочная и в то же время благородная цветовая гамма, построенная на сочетании чёрного, белого, синего и красного, и «открытая», не заглаженная фактура живописи.О. А. Кипренский. «Портрет А. А. Челищева». 1809–10 гг. Государственная Третьяковская галерея. Москва   Кипренский был замечательным мастером графического портрета. Детские, женские портреты, изображения участников Отечественной войны 1812 г. (Е. И. Чаплица, А. Р. Томилова, П. А. Оленина и др., 1813–15), созданные в технике итальянского карандаша и пастели, отличает особенная задушевность, естественность, отсутствие всякой «позы». Виртуозное владение линией сочетается с безупречным чувством стиля.

Стремление передать динамику душевной жизни породило в романтическую эпоху особый интерес к жанру автопортрета. В созданных Кипренским «Автопортрете в розовом шейном платке», «Автопортрете с кистями за ухом» (оба – ок. 1808 г.) в облике художника предстаёт словно сама стихия творчества. Творческое начало Кипренский подчёркивал и в своих персонажах (карандашный «Портрет К. Н. Батюшкова», 1815. Портреты В. А. Жуковского, 1816, и А. С. Пушкина, 1827). «Портрет А. С. Пушкина» был создан Кипренским по возвращении из Италии по заказу друга поэта А. А. Дельвига. Пушкин не любил позировать, говоря, что не желает видеть своё «арапское безобразие» запечатлённым на века. Однако портрет, написанный Кипренским, поэт высоко оценил, отблагодарив художника стихотворением.

После смерти Дельвига Пушкин купил портрет, который всегда висел в его рабочем кабинете. Лаконичными средствами, без излишней патетики Кипренский создаёт живописный «памятник» поэту. Художник использует точку зрения немного снизу. Гладкая, сплавленная фактура живописи пробуждает ощущение «нерукотворности» изображения. Отрешённый от суеты взор поэта устремлён в неведомые миры. Он словно прислушивается к внятному лишь тому, кто одарён свыше, голосу музы, чьё присутствие олицетворяет небольшая статуэтка на заднем плане. Именно она предстаёт в картине источником золотого света, сияющего на лице поэта отблеском божественного озарения.(Источник. «Искусство. Современная иллюстрированная энциклопедия.» Под ред. Проф. Горкина А.П.

М. Росмэн. 2007.).

Значения в других словарях
Киото

        город в Японии, на острове Хонсю. В 794-1868 столица Японии. В 794-1192 назывался Хэйан. Построен в 792-794 по образцу китайской столицы Чанъань (ныне Сиань). Геометрическая система пересечения прямых улиц, пролегающих с юга на север и с запада на восток. Современный город в основном сохранил старую планировку. Многочисленные архитектурные памятники. Ансамбль замка-дворца Нидзё (основан в 1602. 5 деревянных зданий XVI-XVII вв., в т. Ч. Приёмный зал-сиросёин с настенными росписями школы (..

Кипр

        (греч. Kypros, тур. Kibris), Республика Кипр, государство на одноименном острове в восточной части Средиземного моря. Населено главным образом греками и турками. В древней художественной культуре Кипра, находящегося на важных международных торговых путях, пересекались воздействия цивилизаций Передней Азии, Эгейского мира (см. Эгейское искусство) и Греции Древней. К 6-4-му тысячелетиям до н. Э. Относятся остатки неолитических поселений с круглыми в плане жилищами, каменные сосуды с резным..

Кипренский Орест Адамович

        (1782-1836), русский живописец и график. Представитель романтизма. Учился в петербургской АХ (1788-1803) у Г. И. Угрюмова и Г. Ф. Дуайена. Пенсионер АХ (до 1809). Основной жанр творчества Кипренского - портрет ("А. А. Челищев", около 1809 или 1810-11, "Е. Н. Ростопчина", 1809, - оба в ГТГ. "Е. В. Давыдов", 1809, ГРМ), в котором, используя контрасты освещённого лица модели и тёмного фона, сопоставления насыщенных цветов, Кипренский достигает романтической приподнятости образа, особой эмоц..

Киргизская Советская Социалистическая республика

        Киргизия. В составе СССР. Расположена на северо-востоке Средней Азии. Древнейшие памятники искусства на территории Киргизии - неолитические изображения животных в пещере Ак-Чункур, лепная керамика эпохи бронзы с наколотым или штампованным геометрическим орнаментом, ранние петроглифы в урочище Саймалы-Таш. Укреплённые валами и башнями оседлые поселения открыты на юге Киргизии (Шурабашат, IV-I вв. До н. Э.). Концом 1-го тысячелетия до н. Э. Датируются крашеная и расписная керамика, украшен..

Дополнительный поиск Кипренский Кипренский

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Кипренский" в словаре Художественная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Кипренский, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "К". Общая длина 10 символа