Куба (государство)

74

        (Cuba), Республика Куба, социалистическое государство в Вест-Индии. Расположена на островах Куба, Хувентуд (Пинос) и ещё более чем на 1600 мелких островах в Атлантическом океане, Мексиканском заливе и Карибском море. На территории Кубы сохранились памятники искусства индейцев гуанахатабеев (с V в.) - пещерные росписи в горах Сьерра-Кемадос и на острове Хувентуд, резные орнаментированные жезлы и др. От земледельческих народов сибонеев и таино (V-X вв.) остались керамика (расписные сосуды, статуэтки людей и животных), каменные и деревянные идолы ("семи"), а также каркасные хижины ("бойо") и свайные платформы для продуктов ("барбакоа"). После испанской колонизации (с конца XV в.) возникли города (Гавана, Сантьяго-де Куба, Тринидад и др.) с мощными укреплениями, прямоугольной сетью улиц, с церковью, ратушей и особняками знати на центральных площадях.

Экономическое развитие Кубы вызвало в XVIII в. Бурный рост гражданской архитектуры, испытавшей воздействие стиля "мудехар". Под влиянием испанского и мексиканского зодчества барокко сложились типы каменного жилого дома (одно-, трехэтажного, с внутренним двором - патио, белёными и окрашенными стенами, отделкой из цветных глазурованных плиток, деревянными и металлическими решётками на окнах и балконах) и церкви (однонефной, с 1-2 прямоугольными башнями, потолком - артесонадо или сводом). С XVIII в. Фасады в стиле барокко украшались колоннами, арками, цветными витражами. Национальное своеобразие кубинского барокко обусловлено тропическим климатом и применением местного пористого камня- ракушечника. Для него характерны богатые светотеневые эффекты, мягкие очертания динамичных выступающих и врезанных форм.

Архитектура классицизма затронула главным образом Гавану. Архитектурные традиции колониального периода сохранились до начала XX в. К первым памятникам изобразительного искусства Кубы относятся немногие образцы церковной деревянной скульптуры и живописи, резьба на алтарях XVIII в. На рубеже XVIII-XIX вв. Под испанским влиянием сформировались кубинская гравюра (Ф. X. Баэс - религиозные эстампы, иллюстрации, этикетки для сигар) и живопись (религиозные картины X. Н. Де ла Эскалеры, реалистичные портреты В. Эскобара, классицистические исторические картины X. Б. Вермая - основателя АХ Сан-Алехандро в Гаване, 1818). В первой половине XIX в. Выступили представители костумбризма В. П. Де Ландалусе, Ф. Миале, запечатлевшие характерные эпизоды народной жизни, пейзажисты И.

Гарнерай и Э. Лапланте. Во второй половине XIX в. Преобладали академические и романтические традиции в пейзаже (Ф. Сиснерос, В. Сане Карта) и исторической живописи (М. Мелеро). В начале XX в. В Гаване начали строиться многоэтажные дома в духе эклектизма и в стиле "модерн", а в 20-30-х гг. - в стиле современной европейской и американской архитектуры (архитектор Э. Родригес Кастельс). В 40-50-х гг. Архитекторы А. Кинтана, А. Родригес Пичардо, А. Капабланка создали в духе функционализма ряд зданий из монолитного железобетона (в том числе многочисленные гостиницы и курортные комплексы), архитектура которых характеризуется новизной объёмной и планировочной композиций, искусным использованием цвета, учётом климатических условий (жалюзи, солнцезащитные устройства).

В изобразительном искусстве с освобождением страны от испанского ига (конец XIX в.) получили развитие историческая и батальная патриотическая картина (А. Менокаль), реалистичная жанровая живопись (Л. Романьяч, Р. Лой) и скульптура (X. X. Сикре и др.). В 1920-х гг. Выступили живописцы В. Мануэль, А. Гатторно и другие, стремившиеся к эмоциональности и острой характерности воплощения народной жизни. Особое место заняло творчество М. Поголотти, выступавшего с картинами, посвященными классовой борьбе пролетариата. С середины 30-х гг. А. Пелаэс, Марьяно Родригес, Р. Портокарреро, К. Бермудес и др. В мозаиках, фресках и станковой живописи, Д. Равенет в скульптуре использовали национальные традиции и опыт мексиканского и европейского искусства, стремясь к декоративности и красочности целого.

В 40-50-х гг. Получили распространение абстрактное искусство и сюрреализм (живописец В. Лам). После победы Революции 1959 развернулось массовое строительство. На месте трущоб выросли благоустроенные районы с железобетонными домами, школами, детскими садами, торговыми и культурными центрами. Жилой массив Гавана-дель-Эсте в Гаване, жилые районы в Санта-Кларе, Камагуэе. Ведётся интенсивное строительство комплексов сельскохозяйственных кооперативов и народных имений ("Камило Сьенфуэгос", "Лос Пинос" и др.). Построены промышленные и транспортные сооружения, учебные заведения, больницы, медицинские центры, поликлиники, спорткомплексы и зоны отдыха. В 60-80-х гг. Усиливаются индустриализация и типизация городского строительства, широко применяется сборный и монолитный железобетон (архитекторы X.

Ребельон, Р. М. Франко, Ф. Салинас, Р. Порро). После 1959 создана сеть художественных школ, успешно развивается революционная графика, тяготеющая к обобщенным символическим образам, динамике композиций, смелым светотеневым контрастам (плакаты и эстампы К. Гонсалеса, О. Янеса, А. Поссе и др.). Произведения на революционные темы созданы живописцами С. Кабрерой Морено, О. Янесом, А. Бенитесом и др. Художники Кубы входят в Национальный союз писателей и деятелей искусства К. (основан в 1961)..

Значения в других словарях
Куазевокс Антуан

        (Coyzevox, Coysevox) (1640-1720), французский скульптор. Учился в Королевской академии живописи и скульптуры в Париже. Преподавал там же (с 1677). С 1660 придворный скульптор Людовика XIV. Автор парковых статуй, надгробий, рельефов (лепной декор Зеркальной галереи, 1680, и зала Войны, 1683, дворца в Версале), портретных бюстов ("Л. Конде", бронза, 1688, Лувр. "П. Миньяр", терракота, ГЭ). В творчестве Куазевокса пластическое богатство и изысканность сочетаются с внешней патетикой, жизненн..

Куба

        город в Азербайджанской ССР. Основан в XV в. В XVIII в. Столица Кубинского ханства. Старинный центр производства ковров группы "куба" кубаширванского типа. Больших безворсовых сумахов, небольших ворсовых ковров с многополосной каймой и богатым красочным орнаментом (многоугольники, пальметты, схематические изображения предметов, птиц). Краеведческий музей. (Источник. «Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В.М. М. Издательство "Советская энциклопедия", 1986.). ..

Кубачи

        посёлок городского типа в Дагестанской АССР, один из крупнейших художественных центров Дагестана. В раннем средневековье район К. Известен изготовлением кольчуг и оружия. В XIV-XIX вв. Кубачи прославились резьбой по камню (тимпаны и плиты с изображениями животных, людей, сцен борьбы и охоты, исполненные в высоком рельефе) и бронзовым литьём (котлы с такими же изображениями). В XVIII-XIX вв. Высокого расцвета достигла художественная обработка металла (чернение по серебру, золотая и серебр..

Кубизм

        (франц. Cubisme, от cube - куб), модернистское течение в изобразительном искусстве (преимущественно в живописи) первой четверти XX в. Возникновение кубизма относят к 1907, когда П. Пикассо написал картину "Авиньонские девицы" (Музей современного искусства, Нью-Йорк), необычную по своей острой гротескности. Деформированные, огрублённые фигуры изображены здесь без каких-либо элементов светотени и перспективы, как комбинация разложенных на плоскости объёмов. В 1908 в Париже образовалась гру..

Дополнительный поиск Куба (государство) Куба (государство)

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Куба (государство)" в словаре Художественная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Куба (государство), различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "К". Общая длина 18 символа