Кубизм

92

        (франц. Cubisme, от cube - куб), модернистское течение в изобразительном искусстве (преимущественно в живописи) первой четверти XX в. Возникновение кубизма относят к 1907, когда П. Пикассо написал картину "Авиньонские девицы" (Музей современного искусства, Нью-Йорк), необычную по своей острой гротескности. Деформированные, огрублённые фигуры изображены здесь без каких-либо элементов светотени и перспективы, как комбинация разложенных на плоскости объёмов. В 1908 в Париже образовалась группа "Бато-лавуар" ("Лодка-плотомойня"), куда входили Пикассо, Ж. Брак, испанец X. Грис, писатели Г. Аполлинер, Г. Стайн и др. В этой группе сложились и были последовательно выражены основные принципы К. В другую группу, возникшую в 1911 в Пюто под Парижем и оформившуюся в 1912 на выставке "Сексьон д'ор" ("Золотое сечение"), вошли популяризаторы и истолкователи кубизма - А.

Глез, Ж. Метсенже, Ж. Виллон, А. Ле Фоконье и художники, лишь частично соприкоснувшиеся с кубизмом, - Ф. Леже, Р. Делоне, чех Ф. Купка. Слово "кубисты" впервые употребил в 1908 французский критик Л. Восель как насмешливое прозвище художников, изображающих предметный мир в виде комбинаций правильных геометрических объёмов (куба, шара, цилиндра, конуса).        Кубизм, родившийся в условиях острого кризиса буржуазной культуры эпохи империализма, знаменовал собой решительный разрыв с традициями реалистического искусства. Вместе с тем творчество кубистов носило характер вызова стандартной красивости салонного искусства, туманным иносказаниям символизма, зыбкости живописи позднего импрессионизма. Сводя к минимуму, а зачастую и вовсе отказываясь от изобразительно- познавательной функции искусства, стремясь строить свои произведения из сочетания элементарных, "первичных" форм, представители кубизма обратились к конструированию объёмной формы на плоскости, расчленению реального объёма на геометризированном тела, сдвинутые, пересекающие друг друга, воспринятые с разных точек зрения.

Входя в круг бунтарских буржуазно-индивидуалистических течений, кубизм выделялся среди них тяготением к суровой аскетичности цвета, к простым, весомым, осязаемым формам, к элементарным мотивам (таким, как дом, дерево, утварь и др.). Это особенно характерно для раннего этапа кубизма, сложившегося под влиянием живописи П. Сезанна (его посмертная выставка состоялась в Париже в 1907) и африканской скульптуры. В этот "сезанновский" период кубизм (1907-09) геометризация форм подчёркивает устойчивость, предметность мира. Мощные гранёные объёмы как бы плотно раскладываются на поверхности холста, образуя подобие рельефа. Цвет, выделяя отдельные грани предмета, одновременно и усиливает, и дробит объём (П. Пикассо, "Три женщины", 1909, ГЭ.

Ж. Брак, "Эстак", 1908, Художественный музей, Берн). В следующей, "аналитической" стадии кубизма (1910-12) предмет распадается, дробится на мелкие грани, которые чётко отделяются друг от друга. Предметная форма как бы распластывается на холсте (П. Пикассо, "А. Воллар", 1910, ГМИИ. Ж. Брак, "В честь И. С. Баха", 1912, частное собрание, Париж). В последней, "синтетической" стадии (1912-14) побеждает декоративное начало, а картины превращаются в красочные плоскостные панно (П. Пикассо, "Гитара и скрипка", 1913, ГЭ. Ж. Брак, "Женщина с гитарой", 1913, Национальный музей современного искусства, Париж). Появляется интерес ко всякого рода фактурным эффектам - наклейкам (коллажам), присыпкам, объёмным конструкциям на холсте, то есть отказ от изображения пространства и объёма как бы компенсируется рельефными материальными построениями в реальном пространстве.

Тогда же появилась кубистическая скульптура с её геометризацией и сдвигами формы, пространственными построениями на плоскости (неизобразительные композиции и ассамбляжи - скульптуры из неоднородных материалов Пикассо, произведения А. Лорана, Р. Дюшан-Виллона, геометризированные рельефы и фигуры О. Цадкина, Ж. Липшица, вогнутые контррельефы А. П. Архипенко). К 1914 кубизм начал уступать место другим течениям, но продолжал влиять не только на французских художников, но и на итальянских футуристов, русских кубофутуристов (К. С. Малевич, В. Е. Татлин), немецких художников "Баухауза" (Л. Фейнингер, О. Шлеммер). Поздний кубизм вплотную приблизился к абстрактному искусству ("абстрактный кубизм" Р. Делоне) одновременно через увлечение кубизмом прошли, преодолев его воздействие, некоторые крупные мастера XX в., стремившиеся к выработке современного лаконичного экспрессивного художественного языка, - мексиканец Д.

Ривера, чехи Б. Кубишта, Э. Филла и О. Гугфрёйнд, итальянец Р. Гуттузо, поляк Ю. Т. Маковский и др..

Значения в других словарях
Куба (государство)

        (Cuba), Республика Куба, социалистическое государство в Вест-Индии. Расположена на островах Куба, Хувентуд (Пинос) и ещё более чем на 1600 мелких островах в Атлантическом океане, Мексиканском заливе и Карибском море. На территории Кубы сохранились памятники искусства индейцев гуанахатабеев (с V в.) - пещерные росписи в горах Сьерра-Кемадос и на острове Хувентуд, резные орнаментированные жезлы и др. От земледельческих народов сибонеев и таино (V-X вв.) остались керамика (расписные сосуды,..

Кубачи

        посёлок городского типа в Дагестанской АССР, один из крупнейших художественных центров Дагестана. В раннем средневековье район К. Известен изготовлением кольчуг и оружия. В XIV-XIX вв. Кубачи прославились резьбой по камню (тимпаны и плиты с изображениями животных, людей, сцен борьбы и охоты, исполненные в высоком рельефе) и бронзовым литьём (котлы с такими же изображениями). В XVIII-XIX вв. Высокого расцвета достигла художественная обработка металла (чернение по серебру, золотая и серебр..

Кубицкий Якуб

        (Kubicki) (1758-1833), польский архитектор. Учился у Д. Мерлини. В 1783-86 жил в Италии. Постройки Кубицкого (дворцы в Бялачуве, 1797-1800, и Бейсце, 1802, Бельведерский дворец в Варшаве, 1818-22), связанные с традициями классицизма XVIII в., отличаются интимностью и строгой простотой облика, изяществом пропорций.. ..

Кубишта Богумил

        (Kubista) (1884-1918), чешский живописец. Один из главных представителей чешского авангардизма. Обращался к приёмам экспрессионизма, фовизма и кубизма. В ясных и чётких по композиции, строгих и изысканных по цвету картинах ("Фабрика в Бранике", 1910, "Мотив Старой Праги", 1911, "Натюрморт с черепом", 1912, - все в Национальной галерее, Прага) выявлял внутреннюю противоречивость и драматизм современной ему действительности.. ..

Дополнительный поиск Кубизм Кубизм

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Кубизм" в словаре Художественная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Кубизм, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "К". Общая длина 6 символа