Монументальная пропаганда

63

        выдвинутый В. И. Лениным план развития монументального искусства в условиях победы Октябрьской революции 1917, а также комплекс мероприятий Советского правительства по реализации этого плана. Начало монументальной пропаганды было положено декретом СНК от 12 апреля 1918 "О снятии памятников, воздвигнутых в честь царей и их слуг, и выработке проектов памятников Российской Социалистической Революции" ("О памятниках республики"). 30 июля 1918 СНК утвердил список новых памятников, которые предполагалось воздвигнуть в память революционеров и прогрессивных деятелей культуры всех времён и народов (69 имён). Первым из списка был сооружён памятник А. Н. Радищеву в Петрограде (скульптор Л. В. Шервуд, открыт 22 сентября), повторенный затем для Москвы (открыт 6 октября.

Ныне в Научно-исследовательском музее архитектуры имени А. В. Щусева). Празднование первой годовщины Октябрьской революции 1917 было отмечено открытием новых памятников и мемориальных досок, архитектурным живописным оформлением городов (Москва, Петроград, Саратов, Витебск и др.) и некоторых сёл. Закладка и открытие памятников проводились в торжественной обстановке, с митингами. Несколько раз на таких митингах выступал В. И. Ленин, в том числе 7 ноября 1918 в Москве на открытии памятника К. Марксу и Ф. Энгельсу на площади Революции (скульптор С. А. Мезенцев) и мемориальной доски "Павшим в борьбе за мир и братство народов" на Красной площади (скульптор Конёнков С. Т. Ныне в ГРМ). Произведения монументальной пропаганды создавались преимущественно как временные, из дешёвых материалов (гипс, бетон, дерево).

Лучшие из них предполагалось впоследствии перевести в "вечные" материалы. В 1919-20, когда из-за тяжёлого военного и хозяйственного положения страны практические работы по монументальной пропаганде сократились, получили развитие такие её формы, как конкурсы на проекты монументов, торжественные закладки будущих памятников, перепланировка архитектурных ансамблей, связанных с новыми памятниками (например, Марсова поля в Петрограде с памятником "Борцам революции" (1917-19, архитектор Л. В. Руднев) и партерным садом (1920-23, архитектор И. А. Фомин)). С укреплением Советской власти монументальная пропаганда распространилась на Киев (с 1919), Самарканд и другие города, с 1920 - на Урал, Сибирь, Азербайджан, с 1921 - на Армению и Грузию.

В 1922-23 начали сооружать памятники из прочных материалов, сохранившиеся и поныне. А. И. Герцену и Н. П. Огарёву в Москве (цемент с гранитной крошкой, скульптор Н. А. Андреев), Н. А. Некрасову в Ленинграде (бронза, скульптор В. В. Лишев). "Борцам революции" в Саратове (гранит, скульптор Б. Д. Королёв, открыт в 1925). Опыт монументальной пропаганды был использован в монументальных произведениях, увековечивших память В. И. Ленина (например, памятник В. И. Ленину на площади Ленина в Ленинграде, бронза, гранит, 1926, скульптор С. А. Евсеев, архитектор В. Г. Гельфрейх и В. А. Щуко).        Произведения монументальной пропаганды сыграли огромную идейно-воспитательную роль, привлекли внимание масс к проблемам искусства, внесли ряд новых художественных, архитектурных, градостроительных идей, оказавших значительное влияние на дальнейшее развитие советской художественной культуры.

Способствуя привлечению к сотрудничеству с Советской властью творческой интеллигенции, её перевоспитанию в духе революционных идей, монументальная пропаганда стала большой практической школой для многих мастеров советского искусства. В процессе реализации ленинского плана монументальная пропаганда впервые чётко определились принципы партийности и народности советского искусства.Литература. В. П. Толстой, У истоков советского монументального искусства. 1917-1923, М., 1983. (Источник. «Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В.М. М. Издательство "Советская энциклопедия", 1986.).

Значения в других словарях
Монтевидео

        (Montevideo), столица Уругвая, главный морской порт страны. Основан в 1726. К порту примыкает Старый город, построенный по регулярному плану в XVIII - начале XIX вв., где расположены главная площадь Пласа де ла Конститусьон с собором (1790-1804. Сочетает черты барокко и классицизма) и ратушей (1804-08, архитектор Т. Торибьо, классицизм), дома колониального периода с внутренними дворами. К западу от порта - промышленный и рабочий район Вилья-дель-Серро (XVIII-XIX вв.) с прямоугольной сеть..

Монумент

        (лат. Monumentum, от moneo - напоминаю), памятник значительных размеров в честь крупного исторического события, выдающегося обществ, деятеля и т. П. Часто монумент служит идейной и объёмно- пространственной доминантой архитектурного ансамбля или входит (как одна из основных частей) в состав скульптурно-архитектурного комплекса (см. Мемориальные сооружения, Памятник). (Источник. «Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В.М. М. Издательство "Советская энциклопедия", 1986..

Монументальное искусство

        род искусств пластических. Включает произведения, создаваемые для архитектурной (реже - природной) среды, во взаимодействии с которой они приобретают окончательную идейно-образную завершённость. К монументальному искусству относятся памятники и монументы, скульптурное, живописное, мозаичное убранство зданий, витражи и т. Д. (некоторые исследователи относят к монументальному искусству также произведения архитектуры). Выступая в синтезе с архитектурой (см. Синтез искусств), произведения мо..

Монументальность

        свойство художественного образа, родственное эстетической категории "возвышенное". Произведениям, обладающим чертами монументальности, свойственно общественно значимое содержание, воплощённое в величавой пластической форме. Монументальность может присутствовать в различных видах и жанрах искусства, но особенно необходима для монументального искусства, в котором она является основой художественного качества. Однако не следует отождествлять понятие монументальности с монументальным искусст..

Дополнительный поиск Монументальная пропаганда Монументальная пропаганда

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Монументальная пропаганда" в словаре Художественная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Монументальная пропаганда, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "М". Общая длина 25 символа