Монументальное искусство

89

        род искусств пластических. Включает произведения, создаваемые для архитектурной (реже - природной) среды, во взаимодействии с которой они приобретают окончательную идейно-образную завершённость. К монументальному искусству относятся памятники и монументы, скульптурное, живописное, мозаичное убранство зданий, витражи и т. Д. (некоторые исследователи относят к монументальному искусству также произведения архитектуры). Выступая в синтезе с архитектурой (см. Синтез искусств), произведения монументального искусства являются важной пластической или смысловой доминантой ансамбля. Изобразительно- тематические композиции на фасаде и в интерьере, памятники на площади обычно посвящены воплощению наиболее общих философских и социальных идей времени, служат увековечению памяти выдающихся деятелей или значительных событий.

Стремление к выражению возвышенных, общезначимых идей диктует величавость, значительность форм произведений монументального искусства (см. Монументальность). Некоторые произведения монументального искусства играют в архитектуре роль аккомпанемента, усиливая эстетическую выразительность её форм. Функции декоративной организации стен, перекрытий, фасадов и пр. Придают этому виду монументального искусства архитектонически-орнаментальные качества, близкие декоративному искусству, поэтому его часто именуют монументально- декоративным искусством. Однако резкой грани между этими двумя разновидностями монументального искусства не существует.        Произведения монументального искусства отличаются величием и значительностью идейного содержания, имеют, как правило, строгие обобщенные формы и обычно создаются из долговечных материалов.

Их назначение подчинено большим общественным и государственным задачам и возникает из необходимости пропаганды и популяризации в массах значительных общественных идей. С утратой этих идей произведения монументального искусства теряют качество монументальности. В условиях классового антагонистического общества и эксплуататорского государства монументальное искусство, испытывая их прямое воздействие, используется в целях пропаганды идеологии господствующих классов. Роль монументального искусства особенно возрастает в периоды общественного подъёма и расцвета искусства, когда оно выражает передовые демократические и гуманистические идеи (скульптурное убранство Парфенона в Афинах, фрески Рафаэля, Микеланджело и др.

В эпоху Возрождения в Италии, скульптурные работы И. П. Мартоса и др. В России первой четверти XIX в., произведения мексиканских монументалистов XX в.).        Монументальное искусство в социалистическом обществе призвано участвовать в активном преобразовании действительности. Освободившись от необходимости служить интересам эксплуататорских классов, оно полностью раскрывает свои демократические начала, расширяет сферу своего действия до масштабов целых городов и крупнейших общественных комплексов. Ещё в 1918 начал осуществляться ленинский план монументальной пропаганды. Высокими идейно-художественными качествами отличаются монумент, скульптурные работы Н. А. Андреева, В. И. Мухиной, М. Г. Манизера, живопись В. А. Фаворского, П.

Д. Корина, А. А. Дейнеки и др. В 1960-80-е гг. Монументальное искусство становится неотъемлемой частью мемориальных сооружений и комплексов (мемориальный ансамбль в Волгограде, скульптор Е. В. Вучетич и др. Комплекс "Зелёный пояс Славы" под Ленинградом), крупных общественных сооружений (Кремлёвский дворец съездов в Москве). В социалистическом обществе созданы предпосылки для того, чтобы монументальное искусство стало одним из важнейших компонентов идейно насыщенной, художественно организованной среды для трудовой и общественной жизни человека.Литература. В. П. Толстой, Монументальное искусство СССР. Альбом, М., 1978. Его же, У истоков советского монументального искусства. 1917-1923, М., 1983. С. С. Валериус, Монументальная живопись.

Современные проблемы, М., 1979. И. Н. Воейкова, Монументалисты Советской России, Л., 1982. (Источник. «Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В.М. М. Издательство "Советская энциклопедия", 1986.).

Значения в других словарях
Монумент

        (лат. Monumentum, от moneo - напоминаю), памятник значительных размеров в честь крупного исторического события, выдающегося обществ, деятеля и т. П. Часто монумент служит идейной и объёмно- пространственной доминантой архитектурного ансамбля или входит (как одна из основных частей) в состав скульптурно-архитектурного комплекса (см. Мемориальные сооружения, Памятник). (Источник. «Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В.М. М. Издательство "Советская энциклопедия", 1986..

Монументальная пропаганда

        выдвинутый В. И. Лениным план развития монументального искусства в условиях победы Октябрьской революции 1917, а также комплекс мероприятий Советского правительства по реализации этого плана. Начало монументальной пропаганды было положено декретом СНК от 12 апреля 1918 "О снятии памятников, воздвигнутых в честь царей и их слуг, и выработке проектов памятников Российской Социалистической Революции" ("О памятниках республики"). 30 июля 1918 СНК утвердил список новых памятников, которые пре..

Монументальность

        свойство художественного образа, родственное эстетической категории "возвышенное". Произведениям, обладающим чертами монументальности, свойственно общественно значимое содержание, воплощённое в величавой пластической форме. Монументальность может присутствовать в различных видах и жанрах искусства, но особенно необходима для монументального искусства, в котором она является основой художественного качества. Однако не следует отождествлять понятие монументальности с монументальным искусст..

Монферран Август Августович

        (Montferrand) (Огюст Рикар де Монферран) (1786-1858), русский архитектор, декоратор и рисовальщик. Француз по происхождению. Учился в Политехнической школе и у архитекторов Ш. Персье и П. Ф. Л. Фонтена в Париже. С 1816 работал в Петербурге, Творчество Монферрана знаменует переход от позднего классицизма к эклектизму. Исаакиевский собор, Александровская колонна, дом Лобанова-Ростовского (1817-20), отделка ельдмаршальского, Петровского и строительство Круглого залов Зимнего дворца (1827 - ..

Дополнительный поиск Монументальное искусство Монументальное искусство

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Монументальное искусство" в словаре Художественная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Монументальное искусство, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "М". Общая длина 24 символа