Музееведение

89

        музеология, комплексная научная дисциплина, разрабатывающая теорию и методику всех сторон музейной деятельности, изучающая происхождение и историю музеев, их общественные функции (см. Музеи художественные). К музееведению относятся. Проблемы комплектования музейных коллекций. Атрибуция произведений. Отбор экспонатов для хранения, постоянного или временного экспонирования. Определение наиболее благоприятного режима хранения экспонатов (температура, влажность и пр.), обусловленного спецификой составляющих их материалов (камень, дерево, холст, краски различного состава, бумага, ткани, металл, стекло и др.). Выработка принципов и систем научного документирования, обеспечивающих учёт и сохранность музейных коллекций, а также методики научно-просветительской работы.

С последней функцией связано также изучение психопедагогических вопросов, в частности воздействия на зрителя произведений искусства, памятников истории и культуры. Важными сторонами музееведения являются также разработка научных принципов экспонирования произведений, типа и тематики музейных выставок, определение и отбор музейного инвентаря, обеспечивающего наилучшую сохранность и восприятие экспонатов.        Современные представления о музеях как собраниях произведений, имеющих непреходящую художественную ценность и идейно-воспитательное значение и представляющих собой обществ, достояние, формируются в эпоху Просвещения и особенно в период Великой французской революции 1789-94, когда были созданы первые государственные музейные собрания.

В XIX в. Складывается современный тип музейного учреждения - малодоступные дворцовые коллекции картин превращаются в общедоступные музеи, имеющие воспитательные задачи. Советское музееведение основывается на правительств, распоряжениях и декретах, советской власти, принятых в 1917-18, когда были национализированы крупнейшие частные собрания, установлен порядок охраны памятников истории и культуры, их регистрации и принятия на государственный учёт. Одновременно было начато создание сети музеев и реставрационных мастерских. Развитие музееведения в СССР тесно связано с культурной политикой КЛСС и социальным прогрессом. Оно ставит целью использование музеев в деле просвещения, идейного, патриотического и эстетического воспитания широких масс народа.

В музейной практике широко применяются новейшие достижения науки.        Работа в области музееведения осуществляется крупнейшими музеями, реставрационными мастерскими и научно-исследовательскими институтами. В их числе - НИИ культуры (СССР), Институт музейного дела (ГДР), кафедры музеологии в университетах Праги, Брно (ЧССР) и многие другие. Координация и обмен опытом музейной работы в международном масштабе осуществляются Международным советом музеев (ИКОМ) при ЮНЕСКО, имеющим национальные комитеты в большинстве стран мира. Развитие музееведения находит отражение как в многосторонней музейной практике, так и в специальной научной литературе (периодических изданиях, монографиях и др.).Литература. Основы советского музееведения, М., 1955.

Силяновска-Т. Новикова, Основи на музеезнанието, София, 1972. (Источник. «Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В.М. М. Издательство "Советская энциклопедия", 1986.).

Значения в других словарях
Мстёрская миниатюра

        вид русской народной миниатюрной живописи темперными красками на лаковых изделиях, главным образом из папье-маше (коробки, шкатулки, ларцы и др.), сложившийся в поселке Мстёра (Владимирская область РСФСР) на базе местного иконописного промысла (в 1923 образована Артель древнерусской живописи, в 1931 артель "Пролетарское искусство", с 1960 фабрика). Технология изготовления была заимствована у мастеров федоскинской миниатюры. Для мстeрской миниатюры (бытовые, фольклорные, исторические, лит..

Мудехар

        стиль "мудехар" (исп. Mudйjar, от араб. Мудадджан - "получившие разрешение остаться, название мусульманского населения Испании, оставшегося на освобождённых христианами испанских землях и сохранившего свои обычаи и художественные традиции), условное название художественного явления в Испании XII-XVI вв., получившего выражение в архитектуре, монументально-декоративном и декоративно-прикладном искусстве. "Мудехар" был распространён в Кастилии (Толедо), Арагоне (Сарагоса), Каталонии и Андал..

Музеи художественные

        научно- просветительские и исследовательские учреждения искусствоведческого профиля, осуществляющие комплектование, экспониро- вание, хранение, изучение и популяризацию произведений изобразительного и декоративно- прикладного искусства, а также памятников архитектуры. История возникновения художественных музеев восходит к древности, их прообразом были собрания произведений искусства в термах Древнего Рима, в церквах и монастырях средневековой Европы. Системати- ческое коллекционирование ..

Музей архитектуры

        научно- исследовательский имени А. В. Щусева (при Госстрое СССР) в Москве. Объединил (в 1964) Музей архитектуры АСиА (основан в 1934) и Музей русской архитектуры имени А. В. Щусева (основан в 1945). В Музее архитектуры - уникальное собрание материалов по истории русской и советской архитектуры (авторские проекты, эскизы и рисунки, архитектурные обмеры), фонд гравюр и литографий, крупнейшая в СССР научная фототека по архитектуре, собрание монументальной скульптуры. Размещён в бывшем особн..

Дополнительный поиск Музееведение Музееведение

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Музееведение" в словаре Художественная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Музееведение, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "М". Общая длина 12 символа