Музеи художественные

82

        научно- просветительские и исследовательские учреждения искусствоведческого профиля, осуществляющие комплектование, экспониро- вание, хранение, изучение и популяризацию произведений изобразительного и декоративно- прикладного искусства, а также памятников архитектуры. История возникновения художественных музеев восходит к древности, их прообразом были собрания произведений искусства в термах Древнего Рима, в церквах и монастырях средневековой Европы. Системати- ческое коллекционирование предметов искусства началось в эпоху Возрождения. К XVI в. Восходит история создания старейших художественных музеев художественные (Уффици, Прадо, Лувр, Дрезденская картинная галерея и др.). Формирование основных европейских музеев завершилось в XIX в., когда они стали доступны для широкой публики (Музей истории искусств в Вене, Национальная галерея и Тейт галерея в Лондоне, Баварские государственные собрания картин в Мюнхене).

В России хранилищами произведений искусства в эпоху средневековья были ризницы церквей, соборов и монастырей (например, Троице-Сергиевой лавры). С XVI в. Создавалась коллекции Оружейной палаты в Москве. В XVII в. Художественные произведения собирали образованные бояре - В. В. Голицын, А. С. Матвеев, Б. М. Хитрово. В начале XVIII в. Пётр I положил начало организации музеев, в которых (например, в Кунсткамере в Петербурге) коллекции художественных произведений не отделялась от предметов естественнонаучного характера. Обширные собрания картин и статуй создавались в XVIII в. Во дворцах царей (в Петергофе, Павловске, Гатчине и особенно в Эрмитаже в Петербурге) и дворянской знати (Строгановых, Юсуповых, Шуваловых и др.). В XIX в.

Наряду с частными коллекциями Ф. И. Прянишникова в Петербурге, К. Т. Солдатёнкова, И. С. Остроухова в Москве, Б. И. Ханенко в Киеве, полностью или частично открытыми для публики, начали функционировать общедоступные художествен- ные музеи. Эрмитаж и Русский музей в Петербурге, отделение изящных искусств при Румянцевском музее и Третьяковская галерея в Москве, Радищевский музей в Саратове и др. В 1912 в Москве открылся Музей изящных искусств (ныне Музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина). После Октябрьской революции 1917 художественные музеи значительно пополнились за счёт национализации частных собраний и экспедиционно-собирательной деятельности. Были открыты многие новые художественные музеи. Структура, организация и деятельность художественных музеев определяются прежде всего характером коллекции.

В СССР по составу коллекций художественные музеи разделяются на музеи русского и советского искусства (Третьяковская галерея, Русский музей), музеи национального искусства союзных республик (Музей украинского изобразительного искусства УССР в Киеве), музеи зарубежного искусства (Музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина), музеи народного искусства (Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства и Музей народного искусства в Москве). Имеются музеи художественных промыслов (в Палехе, Мстёре), а также музеи, хранящие произведения одного художника (Музей скульптуры С. Т. Конёнкова в Смоленске). Эрмитаж, один из крупнейших музеев мира, наряду с произведениями изобразительного искусства обладает собранием предметов материальной культуры, оружия, костюмов и пр.        Основные задачи научной деятельности художественных музеев в СССР - изучение и систематизация коллекций - находят отражение в публикациях полных каталогов произведений, хранящихся в музее, и других научных и научно-популярных изданиях.

Художественные музеи организуют научные сессии, посвященные итогам научной работы, знаменательным датам, выставкам. В 60-80-х гг. Широко развивается выставочная деятельность художественных музеев. Выставки, подготовленные совместно с другими музеями или устроенные в порядке культурного обмена между странами, имеют значительный научный и познавательный интерес, способствуют укреплению дружеских связей между народами (см. Также Выставки художественные).         Основными формами научно-популяризаторской работы советских художественных музеев, направленной на эстетическое воспитание трудящихся, являются экскурсии, лекции, беседы на предприятиях, занятия со школьниками в кружках и изостудиях. В СССР насчитывается более 150 художественных музеев (с филиалами), посещаемость которых постоянно возрастает.

Четыре крупнейших художественных музея СССР - Третьяковская галерея, Музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, Эрмитаж, Русский музей - принимают свыше 8 миллионов посетителей в год.        Художественные музеи, как комплекс специально оборудованных помещений и научно-вспомогательных отделов, должны включать экспозиционные залы, запасники (хранилища фондов), выставочные залы, реставрационные мастерские, научную библиотеку, фототеку, фотолабораторию и др. Экспозиция художественных музеев строится, как правило, по хронологии и по национальным школам искусства. Нередко она имеет комплексный характер - в залах вместе экспонируются произведения живописи, скульптуры и прикладного искусства (как, например, в Эрмитаже, за рубежом - в Национальной галерее в Праге, в Метрополитен-музее).

В некоторых музеях экспозиция строится частично (например, в Лувре) или полностью по отдельным коллекциям, поступившим от владельцев в дар или на временное хранение.        Первыми зданиями, предназначавшимися специально для размещения коллекций, были главным образом дворцовые галереи XVI-XVIII вв. (например, Малый Эрмитаж в Петербурге, 1764-67, архитектор Ж. Б. М. Валлен-Деламот). В XIX в. Складывается типология музейного здания (например, Старый музей в Берлине, 1824-28, архитектор К. Ф. Шинкель), в котором, как и в специально приспособленных для художественных музеев дворцах (Лувр), залы располагались либо анфиладой, либо вокруг 1-2 внутренних двориков. Фасады подобных зданий нередко отделывались в классицистическом или национальном стиле, а интерьеры - в стиле экспонируемых произведений искусства (здания Музея изобразительных искусств имени А.

С. Пушкина в Москве, Национальной галереи искусства в Вашингтоне и др.). В зданиях художественных музеев, построенных в 60-70-х гг. XX в., применяются разнообразные архитектурные решения, позволяющие более органично связывать их со спецификой коллекции, национальными традициями и климатическими условиями, размещать часть экспозиции (например, скульптуру) на открытом воздухе (Музей В. Лембрука в Дуйсбурге, 1964, архитектор М. Лембрук). Общая черта архитектуры современных художественных музеев - гибкость использования внутреннего пространства, возможность трансформации основных помещений. Их планировка часто предоставляет посетителю выбор между последовательным знакомством со всей экспозицией и осмотром отдельных разделов.

Во многих художественных музеях применяется искусственное верхнее освещение с подсветом отдельных произведений.        Разновидностью художественных музеев являются музеи архитектуры, некоторые из которых, сходные по структуре с художественными музеями, хранят, экспонируют и изучают различные материалы по истории архитектуры какой-либо страны или её регионов (например, Музей архитектуры имени А. В. Щусева в Москве), а другие организованы на базе отдельных памятников архитектуры или их комплексов. Последние могут иметь форму так называемых парков-музеев или музеев под открытым небом, где собраны перевезённые из различных мест памятники национального деревянного зодчества ("Скансен" в Стокгольме, Латвийский этнографический музей под открытым небом в Риге и др.), либо музеев-заповедников, хранящих и экспонирующих памятники архитектуры совместно с произведениями современного им изобразительного (монументального и станкового) и декоративно-прикладного искусства (например, Загорский историко- художественный музей-заповедник, Новгородский историко-архитектурный музей-заповедник).Литература.

В. И. Ревякин. Художественные музеи, М., 1974. Museums of the world, 3 ed., Mьnch., 1981. (Источник. «Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В.М. М. Издательство "Советская энциклопедия", 1986.).

Значения в других словарях
Мудехар

        стиль "мудехар" (исп. Mudйjar, от араб. Мудадджан - "получившие разрешение остаться, название мусульманского населения Испании, оставшегося на освобождённых христианами испанских землях и сохранившего свои обычаи и художественные традиции), условное название художественного явления в Испании XII-XVI вв., получившего выражение в архитектуре, монументально-декоративном и декоративно-прикладном искусстве. "Мудехар" был распространён в Кастилии (Толедо), Арагоне (Сарагоса), Каталонии и Андал..

Музееведение

        музеология, комплексная научная дисциплина, разрабатывающая теорию и методику всех сторон музейной деятельности, изучающая происхождение и историю музеев, их общественные функции (см. Музеи художественные). К музееведению относятся. Проблемы комплектования музейных коллекций. Атрибуция произведений. Отбор экспонатов для хранения, постоянного или временного экспонирования. Определение наиболее благоприятного режима хранения экспонатов (температура, влажность и пр.), обусловленного специфи..

Музей архитектуры

        научно- исследовательский имени А. В. Щусева (при Госстрое СССР) в Москве. Объединил (в 1964) Музей архитектуры АСиА (основан в 1934) и Музей русской архитектуры имени А. В. Щусева (основан в 1945). В Музее архитектуры - уникальное собрание материалов по истории русской и советской архитектуры (авторские проекты, эскизы и рисунки, архитектурные обмеры), фонд гравюр и литографий, крупнейшая в СССР научная фототека по архитектуре, собрание монументальной скульптуры. Размещён в бывшем особн..

Музей изобразительных искусств (Будапешт)

        в Будапеште, крупнейшее собрание зарубежного искусства ВНР. Основан в 1896. В коллекции Музея изобразительных искусств, основу которого составили частные собрания, в том числе собрание Эстерхази, - памятники древнеегипетского, античного, византийского, старого венгерского искусства (до конца XVIII в.), богатая коллекция европейской графики (в том числе рисунки Леонардо да Винчи, А. Дюрера, Рембрандта, А. Ватто и др.), скульптуры и живописи (Эль Греко, Д. Веласкес, Ф. Гойя, Л. Кранах Стар..

Дополнительный поиск Музеи художественные Музеи художественные

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Музеи художественные" в словаре Художественная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Музеи художественные, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "М". Общая длина 20 символа