Свод

89

        пространственная конструкция, перекрытие или покрытие сооружений, имеющие геометрическую форму, образованную выпуклой криволинейной поверхностью. Под нагрузкой свод, подобно арке, работает преимущественно на сжатие, передавая на опоры вертикальные усилия, а также во многих типах сводов горизонтальные (распор). Простейшим и наиболее распространённым является цилиндрический свод, опирающийся на параллельно расположенные опоры (стены, ряды столбов, аркады и т. П.). В поперечном сечении он представляет собой часть окружности, эллипса, параболы и т. П. Два цилиндрических свода одинаковой высоты, пересекающиеся под прямым углом, образуют крестовый свод, который может опираться на свободностоящие опоры (столбы) на углах.

Части цилиндрического свода - лотки, или щёки, опирающиеся по всему периметру перекрываемого сооружения на стены (или арки, балки), образуют сомкнутый свод. Зеркальный свод отличается от сомкнутого тем, что его верхняя часть (плафон) представляет собой плоскую плиту. Производной от свода конструкцией является купол. Отсечением вертикальными плоскостями частей сферической поверхности купола образуется купольный (парусный) свод (свод на парусах). Многочисленные разновидности этих основных форм определяются различием кривых их сечений, количеством и формой распалубок и пр. (своды стрельчатые, ползучие, бочарные, сотовые и др.). Древнейшими являются так называемые ложные своды, в которых горизонтальные ряды кладки, нависая один над другим, не передают усилий распора (например, свод казематов акрополя Тиринфа, XIII в.

До н. Э.). В 4-3-м тысячелетии до н. Э. В Египте и Месопотамии появились цилиндрические своды, распространившиеся в архитектуре Древнего Рима, где также употреблялись сомкнутые своды (свод в галерее Табулария, 79 до н. Э.) и крестовые своды (базилика Максенция (Константина. Около 315 н. Э.)) - обе постройки в Риме. В византийской архитектуре применялись цилиндрические парусные, крестовые своды, в частности в крестово-купольных храмах. В архитектуре Азербайджана, Индии, Китая, народов Средней Азии и Ближнего Востока использовались преимущественно стрельчатые своды. В Западной и Северной Европе в средневековый период распространились крестовые своды, которые в архитектуре готики приобрели стрельчатый характер с основным конструктивным элементом - нервюрой.

С древности своды выполнялись преимущественно из природного естественного камня и кирпича. Величина прочности камня на изгиб ограничивала примерно на 5 м ширину пролёта в стоечно-балочной конструкции. Применение сводов (в которых камень, работая не на изгиб, а на сжатие, обнаруживает более высокую прочность) позволило значительно превысить эти размеры. Со второй половины XIX в. Своды нередко создавались на основе металлических конструкций. В XX в. Появились различные типы монолитных и сборных железобетонных тонкостенных сводов-оболочек сложной конструкции, которые применяются для покрытий большепролётных зданий и сооружений. С середины XX в. Распространяются также деревянных клеёные сводчатые конструкции..

Значения в других словарях
Светотень

        градации светлого и тёмного, распределение различных по яркости цветов или оттенков одного цвета, позволяющее воспринимать изображаемый предмет объёмным, окружённым световоздушной средой. Градации светотени (от наиболее яркости до глубокой тени) зависят от характера освещения, специфики объёмной формы предметов, его фактуры и состояния атмосферы. К возможностям светотени прибегали уже античные живописцы. Светотень и её теория разрабатывались мастерами Возрождения (Леонардо да Винчи), и с..

Свободные Художественные Мастерские

        Государственные свободные художественные мастерские, советские художественные учебные заведения (1918 - начало 1920-х гг.). Были созданы на базе местных художественных училищ (в Москве, Петрограде, Казани, Саратове, Харькове и др.) с целью сближения художественного образования с задачами строительства советской культуры. Наряду со сторонниками традиционных методов обучения в Свободных Художественных Мастерских большую роль играли приверженцы авангардистских течений и так называемого прои..

Сграффито

        граффито (итал. Sgraffito или graffito, буквально - выцарапанный), разновидность монументально-декоративной живописи, принцип которой основан на процарапывании специальными инструментами верхнего тонкого слоя штукатурки до обнажения нижнего слоя, по цвету контрастного верхнему. В древности принцип сграффито применялся в керамике (архаические вазы Греции и Этрурии). В XV-XVII вв. Сграффито распространилось в Италии как способ украшения стен (в основном фасадов, благодаря особой прочности ..

Себастьяно дель Пьомбо

        (Sebastiano del Piombo. Собственно Лучани, Luciani) (около 1485 - 1547), итальянский живописец эпохи Возрождения. Учился в Венеции у Джованни Беллини, испытал влияние Джорджоне и Тициана. С 1511 работал в Риме. Под влиянием Рафаэля работы Себастьяно дель Пьомбо приобрели строгость и уравновешенность, сохранив "венецианскую" звучность колорита (фрески виллы Фарнезина, 1511). Со второй половины 1510-х гг. Творчество Себастьяно дель Пьомбо под влиянием Микеланджело обрело подчёркнуто драмат..

Дополнительный поиск Свод Свод

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Свод" в словаре Художественная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Свод, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "С". Общая длина 4 символа