Серов

74

Валентин Александрович (1865, Санкт-Петербург – 1911, Москва), русский живописец, график, театральный художник, педагог. Сын композитора А. Н. Серова. После смерти отца (1871) будущий художник много путешествовал с матерью по России и Европе. В Мюнхене восьмилетний Серов занимался с художником К. Кеппингом, в 1874—75 гг. В Париже учился у И. Е. Репина. В 1878—79 гг. Занятия с Репиным продолжились в Москве. В 1880—85 гг. Серов учился в Петербургской академии художеств и в частной мастерской П. П. Чистякова (вместе с М. А. Врубелем). Каждое лето работал на пленэре в загородных усадьбах друзей. С 1894 г. – член Товарищества передвижных художественных выставок и Московского общества любителей художеств. С 1898 г. – академик АХ.

В этом же году избран первым русским членом «Мюнхенского Сецессиона». С 1899 г. Преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. В 1900 г. На Всемирной выставке в Париже был удостоен высшей награды за «Портрет великого князя Павла Александровича» (1897). С детства «вторым домом» для художника стало Абрамцево– усадьба московского купца и мецената С. И. Мамонтова. Здесь была написана «Девочка с персиками» (1887), первый шедевр Серова, в котором современники отметили черты, близкие импрессионизму. Непосредственность, свежесть, наполненность светом и воздухом. Однако, в отличие от французских импрессионистов, Серов не довольствуется передачей только внешнего впечатления, созданный им образ обладает психологической глубиной.

Стремление писать, по словам художника, «только отрадное» выразилось также в «Девушке, освещённой солнцем» (1888). В дальнейшем Серов всё реже прибегал к пленэрной живописи («Дети», 1899. «Стригуны на водопое. Домотканово», 1904), сосредоточив основное внимание на создании лаконичного по средствам, пластически ёмкого образа-формулы.В. А. Серов. «Автопортрет». 1885 г. Частное собрание  В. А. Серов. «Девушка, освещённая солнцем». 1888 г. Государственная Третьяковская галерея. Москва  В. А. Серов. «Похищение Европы». 1910. Государственная Третьяковская галерея. Москва  В. А. Серов. «Портрет княгини О. К. Орловой». 1910 г. Государственный Русский музей. Санкт-Петербург  В. А. Серов. «Портрет княгини З. Н. Юсуповой». 1900—03 гг. Государственный Русский музей. Санкт-Петербург   В 1890-е гг.

Серов стал признанным мастером портрета. С особым увлечением он писал творческих людей (музыкантов, художников, артистов), стараясь найти для воплощения каждой личности неповторимое образное решение. В портрете художника К. А. Коровина (1891) Серов, стремясь передать обаятельную беспечность своего талантливого друга, использует некоторые черты свободной и сочной живописной манеры самого Коровина. В портрете И. И. Левитана (1893), немного сумрачном, аскетическом по цвету, найдено сочетание изящной простоты и затаённой печали. Портреты выдающихся итальянских певцов А. Мазини (1890) и Ф. Таманьо (1891) заставляют вспомнить живопись старых мастеров, и прежде всего Тициана. На «сильных мира сего» Серов смотрел без тени заискивания, порой давая им в своих портретах острую неоднозначную характеристику (портреты промышленника М. А. Морозова, 1902.

Княгини З. Н. Юсуповой, 1900—03. Княгини О. К. Орловой, 1910. В. О. Гиршмана, 1910—11). Серов говорил. «Я, внимательно вглядевшись в человека, каждый раз увлекаюсь, пожалуй, даже вдохновляюсь, но не самим лицом индивидуума, которое часто бывает пошлым, а той характеристикой, которую из него можно сделать». На рубеже 1890—1900-х гг. Серов сблизился с художниками объединения «Мир искусства», стремление которых к эстетическому совершенству оказалось созвучно поискам мастера. Художник постоянно усложнял свои творческие задачи, не желая тиражировать удачно найденные решения. Он работал в жанрах книжной иллюстрации (рисунки к басням И. А. Крылова, 1895–1911), анимализма, политической карикатуры (рисунки «1905 год. После усмирения» и «Солдатушки, бравы ребятушки».

Оба – 1905) и др. Графику Серова отличают особый лаконизм и изысканность. В портретах Т. П. Карсавиной (1909) и В. И. Качалова (1908) поражает выразительность скупой карандашной линии, в «Детях Боткиных» (1900) – сочетание «ювелирной» техники с непосредственностью, в иллюстрациях к книге Н. И. Кутепова «Царская и императорская охота на Руси» (1901—02) – лёгкость, динамизм и живописная свобода. Произведения, созданные в нач. 20 в., близки к стилистике модерна («Портрет Иды Рубинштейн», 1910). Главным жанром в творчестве Серова оставался портрет. Строгое благородство и монументальность отличают портрет актрисы М. Н. Ермоловой (1905). Поиск максимально выразительной, очищенной от всего случайного формы привёл Серова к созданию картин-панно «Одиссей и Навзикая» и «Похищение Европы» (обе – 1910).

Современники относились к Серову с огромным уважением, отмечая его редкую принципиальность и порядочность. Имея большую семью, где было шестеро детей, часто испытывая материальные трудности, художник всегда относился к своему творчеству с исключительной требовательностью, не превращая его в «доходное ремесло». Личность и творчество Серова оказали значительное влияние на многих крупных мастеров 20 в., среди которых были его ученики К. Ф. Юон, Н. Н. Сапунов, П. В. Кузнецов, М. С. Сарьян, К. С. Петров-Водкин.(Источник. «Искусство. Современная иллюстрированная энциклопедия.» Под ред. Проф. Горкина А.П. М. Росмэн. 2007.).

Значения в других словарях
Серебрянский Борис Иванович

        (р. 1920), советский архитектор. Заслуженный деятель искусств Таджикской ССР (1964). Учился в Республиканском художественном училище в Душанбе (1938-40). Сыграл важную роль в развитии советской таджикской агитационной графики ("Окна ТаджикТА", с 1942). Автор иллюстраций к "Шахнаме" Фирдоуси (издано в 1955), "Юсуф и Зулейха" Джами (издано в 1964), станковых листов ("Бой за Исфару", 1977), плакатов. (Источник. «Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В.М. М. Издательство..

Серебряный Иосиф Александрович

        (1907-1979), советский живописец. Народный художник СССР (1977), член-корреспондент АХ СССР (1947). Председатель правления Ленинградского отделения СХ (1948-52 и 1954-58). Учился в ленинградском Вхутеине - АХ (1927-31) у В. Е. Савинского, А. А. Рылова, М. П. Бобышова. Преподавал в ИЖСА (1948-51 и с 1954). Автор произведений, посвященных, событиям Великой Отечественной войны 1941-45 ("Концерт Ленинградской филармонии в 1942 году", 1957, ГРМ), портретов, воссоздающих жизненно-конкретные об..

Серов Валентин Александрович

        (1865-1911), русский живописец. Учился в детстве у И. Е. Репина (в Париже и в Москве) и в петербургской АХ (1880-85) у П. П. Чистякова. Преподавал в МУЖВЗ (1897-1909). Среди учеников - П. В. Кузнецов, Н. Н. Сапунов, М. С. Сарьян, К. С. Петров-Водкин, Н. П. Ульянов, К. Ф. Юон. Большое влияние на Серова оказали живопись старых мастеров, виденная им в музеях России и Западной Европы, дружба с М. А. Врубелем, а позже с К. А. Коровиным и творческая атмосфера абрамцевского кружка (см. Абрамцев..

Серов Владимир Александрович

        (1910-1968), советский живописец и график. Народный художник СССР (1958), действительный член АХ СССР (1954). Президент АХ СССР (1962-68). Первый секретарь правления СХ РСФСР (1960-68). Учился в ленинградской АХ у В. Е. Савинского (1927-31), в аспирантуре у И. И. Бродского (1931-33). Преподавал в ленинградской АХ (1933-42). Работая преимущественно в области историко-революционного жанра, Серов создавал произведения, отмеченные высокой идейностью ("В. И. Ленин провозглашает Советскую влас..

Дополнительный поиск Серов Серов

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Серов" в словаре Художественная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Серов, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "С". Общая длина 5 символа