Серов Валентин Александрович
(1865-1911), русский живописец. Учился в детстве у И. Е. Репина (в Париже и в Москве) и в петербургской АХ (1880-85) у П. П. Чистякова. Преподавал в МУЖВЗ (1897-1909). Среди учеников - П. В. Кузнецов, Н. Н. Сапунов, М. С. Сарьян, К. С. Петров-Водкин, Н. П. Ульянов, К. Ф. Юон. Большое влияние на Серова оказали живопись старых мастеров, виденная им в музеях России и Западной Европы, дружба с М. А. Врубелем, а позже с К. А. Коровиным и творческая атмосфера абрамцевского кружка (см. Абрамцево), с которым был тесно связан молодой Серов. Лучшим произведениям раннего периода ("Девочка с персиками", 1887, "Девушка, освещённая солнцем", 1888, - оба в ГТГ), в которых Серов утверждал идеал юности и красоты, счастливого и радостного бытия, присущи непосредственность восприятия натуры, интерес к разработке световых и цветовых эффектов, к передаче световоздушной среды.
С начала 90-х гг. Портрет, ставший основным жанром в творчестве Серова, приобрёл новые черты. Психологически заострённую характеристику человека и активно выявленное в нём артистическое начало. Излюбленные модели Серова - артисты, художники, писатели (портреты А. Мазини, 1890, Ф. Таманьо, 1891-93, К. А. Коровина, 1891, И. И. Левитана, 1893, Н. С. Лескова, 1894, Н. А. Римского-Корсакова, 1898, - все в ГТГ). Отказавшись от многокрасочной, сочной по цвету живописи второй половины 80-х гг., Серов теперь предпочитал одну доминирующую гамму черно-серых или коричневых тонов (хотя и передавал большое количество разных оттенков цвета), пользовался более свободным, широким мазком. Получив широкую известность, став в 1894 членом ТПХВ (см.
Передвижники), Серов вынужден был много работать над заказными, как правило, парадными портретами (великого князя Павла Александровича, 1897, ГТГ. С. М. Боткиной, 1899, Ф. Ф. Юсупова, 1903, - оба в ГРМ), в которых всё более последовательно использовал линейно-ритмическое построение композиции и декоративные цветовые сочетания. Одновременно Серов писал интимно-задушевные, камерные портреты, преимущественно детей и женщин, в которых стремился раскрыть их душевную непосредственность и чистоту ("Дети", 1899, ГРМ. "Мика Морозов", 1901, ГТГ). Серов много работал в различных графических техниках - акварели (портрет С. М. Лукомской, 1900, ГТГ), пастели, литографии и пр. Рисунок Серова постепенно становился всё более изысканным и экономным в использовании изобразительных средств, что особенно сказалось в поздний период (портреты В.
И. Качалова, 1908, Т. П. Карсавиной, 1909, - оба в ГТГ. Многочисленные рисунки к басням И. А. Крылова, 1895-1911, ГТГ, ГРМ и других собраниях). В 1890-х - начале 1900-х гг. Серов часто обращался к пейзажно-жанровым композициям на крестьянские темы. Небольшие картины, выдержанные в единой тёплой серо-коричневой гамме, лишены повествовательных элементов - скромный пейзажный мотив передаёт настроение тихой и грустной сосредоточенности ("Октябрь. Домотканово", 1895, ГТГ. "Баба в телеге", 1899, ГРМ). С 1900-х гг. Серов, член объединения "Мир искусства" с момента его возникновения, в своём творчестве всё более сближается со стилистикой "модерна". Он создаёт серию портретных образов, в которых раскрывает общественную значимость художественной личности (портреты - М.
Горького, 1904, Музей А. М. Горького, Москва. М. Н. Ермоловой, 1905, Ф. И. Шаляпина, уголь, 1905, - оба в ГТГ). Острую, иногда гиперболизированно-гротескную и социально окрашенную психологическую характеристику модели даёт Серов в портретах М. А. Морозова (1902), Г. Л. Гиршман (темпера, 1907), В. О. Гиршмана (1911. Все - в ГТГ), И. Рубинштейн (1910) и О. К. Орловой (1911. Оба - в ГРМ). В годы Революции 1905-07 Серов создал ряд сатирических рисунков, разоблачающих царское правительство и карателей. Будучи действительным членом петербургской АХ (с 1903), в 1905 ушёл из неё в знак протеста против расстрела 9 января. Большое место в позднем творчестве Серова заняла историческая живопись, отличающаяся глубиной постижения исторического содержания эпохи ("Пётр I", темпера, 1907, ГТГ), богатством оттенков в характеристике героев и обстановки ("Выезд Петра II и цесаревны Елизаветы Петровны на охоту", 1900, ГРМ).
В картинах на мифологические сюжеты ("Одиссей и Навзикая", темпера, 1909-10, ГТГ и ГРМ. "Похищение Европы", темпера, 1910, ГТГ) Серов, своеобразно стилизуя искусство греческой архаики, дал собственную, свободную от классицистической нормативности интерпретацию античности. Лучшие произведения Серова принадлежат к вершинам русского реалистического искусства..
Дополнительный поиск Серов Валентин Александрович
На нашем сайте Вы найдете значение "Серов Валентин Александрович" в словаре Художественная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Серов Валентин Александрович, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "С". Общая длина 28 символа