Славяне

61

        древние, группа индоевропейских племён. Впервые упоминается в I-II вв. В древнеримских источниках под именем венедов. По предположению ряда исследователей, славяне наряду с германцами и балтами были потомками скотоводческо-земледельческих племён, расселившихся на рубеже 3-го и 2-го тысячелетия до н. Э. В Центральной, Северной и Восточной Европе и создавших культуру так называемой шнуровой керамики. Принадлежность тех или иных археологических памятников славян проблематична. Постепенный переход славян от родового строя к раннеклассовому обществу, значительные передвижения славян и частичное смешение их с другими этническими группами вызывали порой значительные изменения в их культуре. На её формирование оказали влияние постоянные контакты с ближайшими соседями - германцами и кельтами на западе, племенами лесной полосы Евразии (см.

Финно-угры), скифами и сарматами на юге и юго-востоке, и, наконец, с фракийцами на юго-западе. К числу вероятных протославянских археологических культур относят на западе лужицкую (XIII-IV вв. До н. Э.) и поморскую (VI-II вв. До н. Э.) культуры на территории Германии и Польши, на востоке - чернолесскую (VIII-VI вв. До н. Э.) и милоградскую (VII в. До н. Э. - I в. Н. Э.) культуры, распространённые в Приднепровье. В начале 1-го тысячелетия н. Э. Со славянами связывают оксывскую (II в. До н. Э. - II в. Н. Э.) и пшеворскую (I-IV вв. Н. Э.) культуры на территории Польши, а также родственные и одновременные им зарубинецкую и черняховскую культуры, занимавшие пространство между Верхним Поднепровьем и Днестром. Несмотря на те или иные местные отличия, повсеместно для славян характерны неукрепленные поселения с жилищами- полуземлянками с бревенчатым срубом (реже - с наземными столбовыми постройками или домами с каркасом из прутьев, обмазанных глиной), городища-убежища, могильники и курганы с остатками трупосожжения.

Многообразны образцы керамики, вылепленной от руки, а с III-IV вв. Выполненной на гончарном круге. Простые прямостенные или округлые по формам сосуды украшались гравированным, штампов, или лепным геометрическим орнаментом. Особым разнообразием форм и декора отличалась керамика черняховской культуры (многие исследователи считают её полиэтнической). Ювелирное искусство представлено застёжками-фибулами из бронзы и железа с гравированным и литым узором на спинках, подвесками из кости и металла и др. Языческие верования славян определили наиболее распространённые мотивы орнамента, говорящие о культе Солнца (круг, крест, свастика), воды и дождя (волнистые и сетчатые узоры), молнии (зигзагообразные узоры). На остатках святилищ найдены немногочисленные столбовидные изображения богов (Перуна, Триглава, Святовита), выполненные из дерева, реже - из камня.

Они часто имеют несколько ликов с суммарно обозначенными чертами и отличаются статичностью и нерасчленённостью форм. Космогонические представления славян, возможно, отражает так называемый Збручский идол с изображениями в несколько ярусов, символизирующих 3 сферы - небо, землю и подземные силы (X в., Археологический музей, Краков, копия - в ГИМе). Он, несомненно, воспроизводит древние образцы. В III-IV вв. Намечается разделение славян на культурные группы, соответствующие письменным источникам VI в. Антов, живших между Днепром и Днестром, склавинов, находившихся в Придунавье и Прикарпатье, и потомков венедов, занимавших западнославянские земли. На судьбах антов сказались бурные события эпохи Великого переселения народов (IV-VI вв.).

С начала VII в. Упоминания о них исчезают из письменных источников. Вместе с тем термин "славяне" начинает занимать всё большее место в древних хрониках в связи с массовой миграцией и расселением славян на территории современных ГДР, Чехословакии, Болгарии, Румынии, Югославии, Греции и других европейских стран. В VI-VII вв. Здесь широко распространяются неукрепленные поселения с полуземляными столбовыми жилищами, строгая по формам неорнаментированная керамика так называемого пражского типа (стройные широкогорлые горшки, тюльпановидные сосуды), "пальчатые" фибулы, звездчатые и шаровидные серьги и др. С VII в. В ювелирных изделиях славян проявляются влияния аланов, а также возрастающее воздействие византийской культуры, связанное с постепенной христианизацией славянских племён.

Многовековое развитие культуры славян явилось почвой для расцвета многочисленных славянских культур в эпоху сложения славянских народов и формирования раннефеодальных государств (в основном конец VII-IX вв.)..

Значения в других словарях
Скульптура

        (лат. Sculptura, от sculpo - высекаю, вырезаю), ваяние, пластика (греч. Plastika, от plasso - леплю), вид изобразительного искусства, основан на принципе объёмного, физически трехмерного изображения. Как правило, объект изображения в скульптуре - человек, реже - животные (анималистический жанр), ещё реже - природа (пейзаж) и вещи (натюрморт). Постановка фигуры в пространстве, передача её движения, позы, жеста, светотеневая моделировка, усиливающая рельефность формы, фактура лепки или обр..

Славичек

        (Slavicek), семья чешских пейзажистов. Антонин Славичек (1870-1910). Один из главных представителей чешского реалистического пейзажа. Учился в АХ в Праге (1887-99). Использовал отдельные приёмы импрессионизма. Созданные им типичные образы родной природы, проникнутые лирико-эпическим началом, отличаются свежестью и живой изменчивостью красок ("Июньский день", 1898, "У нас в Каменичках", 1905, "Вид на Прагу с горы Летна", 1908, - все в Национальной галерее, Прага). Ян Славичек (1900-70). С..

Слепок

        точная копия произведений скульптуры, прикладного и др. Видов искусства, имеющего объёмный характер. Слепки получают путём снятия с оригинала формы, твёрдой (гипс) или мягкой (восковой, пластилиновой и т. Д.), и заливки в неё гипса, синтетической массы и т. П. Используется в музейных экспозициях, в качестве учебного пособия, в реставрации. (Источник. «Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В.М. М. Издательство "Советская энциклопедия", 1986.). ..

Слефогт Макс

        (Slevogt) (1868-1932), немецкий живописец и график. Представитель позднего импрессионизма. Учился в АХ в Мюнхене (1885-89), посещал академию Жюлиана в Париже (1889). Многочисленным портретам, пейзажам, натюрмортам Слефогта свойственны размашистая, близкая к эскизной манера письма, насыщенный, эмоциональный колорит, эффектные светотеневые контрасты ("Франсиско д'Андраде в роли Дон Жуана", 1912, Национальная галерея, Берлин. Египетские пейзажи, все - 1914, Картинная галерея, Дрезден). Изве..

Дополнительный поиск Славяне Славяне

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Славяне" в словаре Художественная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Славяне, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "С". Общая длина 7 символа