Сурбаран

111

(Zurbarán) Франсиско (1598, Фуэнте-де-Кантос, Бадахос – 1664, Мадрид), испанский живописец. Учился в Севилье у П. Де Вильянуэвы (с 1614 г.) и, возможно, у Ф. Пачеко. Жил и работал в Льеренье (Бадахос, 1617—28), с 1628 г. – в Севилье, где получил звание главного живописца города. В 1658 г. Был приглашён к королевскому двору, заказы для которого выполнял в течение последнего десятилетия своей жизни. Испытал сильное влияние Д. Веласкеса и Х. Риберы. В поздние годы в его стиле произошли изменения в сторону мягкой барочной манеры Э. Мурильо. Сурбаран писал в основном святых и служителей церкви. Ранние произведения отмечены влиянием караваджизма (работы в капелле Св. Петра в соборе в Севилье, 1625). В период творческого расцвета (1630—40-е гг.) художник создавал простые по пространственному решению композиции, в которых святые представлены в рост, в светлых одеждах на тёмном фоне, в неподвижных позах, что сообщало их изображениям оттенок незыблемого величия.

В образах своих современников, запечатлённых в портретах («Портрет доктора Саламанкского университета», ок. 1635 г. «Портрет монаха Педро Мачадо», ок. 1633 г.), и в святых персонажах Сурбаран воплотил национальный испанский идеал благородства, истинной, непоказной веры, внутреннего горения духа под маской суровой сдержанности. В картине «Св. Лаврентий» (1636) лишь жаровня в руках святого напоминает о страшной кончине великомученика, изжаренного на раскалённой решётке. Фигура св. Лаврентия торжественно возвышается на фоне неба. Очень низкая линия горизонта, благодаря чему зритель благоговейно смотрит на величественную фигуру снизу вверх, как на памятник незыблемой вере. Широкие, жёсткие складки малиновых, затканных золотом одежд заключают тело святого словно в драгоценный футляр.Ф.

Сурбаран. «Отрочество Богоматери». 1658—60 гг. Государственный Эрмитаж. Санкт-Петербург  Ф. Сурбаран. «Св. Лаврентий». 1636 г. Государственный Эрмитаж. Санкт-Петербург  Ф. Сурбаран. «Натюрморт с четырьмя сосудами». 1633 г. Прадо. Мадрид   Сурбаран писал также мифологические сцены (цикл «Подвиги Геркулеса», 1634), а также исполненные сурового благородства и величия натюрморты («Натюрморт с лимонами, апельсинами и розой», «Натюрморт с четырьмя сосудами». Оба – 1633). Предметы простой кухонной утвари (кувшины, чашки, тарелки) торжественно возвышаются на постаменте-столе, подобно монументальным памятникам, приводя на память слова испанской святой Терезы Авильской. «Бог может войти даже в глиняный горшок».(Источник. «Искусство. Современная иллюстрированная энциклопедия.» Под ред.

Проф. Горкина А.П. М. Росмэн. 2007.).

Значения в других словарях
Сумбаташвили Иосиф Георгиевич

        (р. 1915), советский театральный художник. Народный художник СССР (1982). Учился в тбилисской АХ (1936-42). В 1942-47 главный художник Грузинского театра оперы и балета имени З. П. Палиашвили, в 1948-59 - Грузинского театра имени К. А. Марджанишвили ("Его звезда" И. Мосашвили, 1951. Государственная премия СССР, 1952) в Тбилиси, в 1962-72 - ЦТСА, с 1972 - Театра имени Евгения Вахтангова в Москве. Оформлял также постановки в МХАТ ("Сталевары" Г. Бокарева, 1972. Государственная премия СССР,..

Супрематизм

        (от лат. Supremus - наивысший), условное наименование направления в искусстве авангардизма, созданное в середине 1910-х гг. В России К. С. Малевичем. Являясь разновидностью абстрактного искусства, супрематизм воплощался в лишённых изобразительного начала сочетаниях простейших разноцветных и разновеликих геометрических фигур (прямоугольников, треугольников, полос и т. П.), образующих пронизанные внутренним движением уравновешенные асимметричные композиции. (Источник. «Популярная художеств..

Сурбаран Франсиско де

        (Zurbaran) (1598-1664), испанский живописец. Учился в Севилье у П. Де Вильянуэвы (с 1614) и, возможно, у Ф. Пачеко. С 1628 жил и работал в Севилье. Для творчества Сурбарана характерны композиции на темы из жизни святых, трактованные как сцены монастырского быта (цикл картин на темы из жизни св. Бонавенггуры, 1629, частично исполнен Ф. Де Эррерой Старшим, Картинная галерея, Дрезден, и Лувр). Ранние произведения Сурбарана отмечены влиянием М. Караваджо (ретабло капеллы св. Петра в соборе в..

Суреньянц Вардгес

        (1860-1921), армянский живописец, график и театральный художник. Учился в МУЖВЗ на архитектурном отделении (1876-79), окончил мюнхенскую АХ (1885). С 1894 экспонент, с 1910 член ТПХВ (см. Передвижники). Жил в Москве и Петербурге, с 1917 - в Ялте. Автор первых в армянской живописи картин на исторические и историко-бытовые сюжеты ("Семирамида у трупа Ара Прекрасного", 1899, Картинная галерея Армении, Ереван), портретов, пейзажей.. ..

Дополнительный поиск Сурбаран Сурбаран

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Сурбаран" в словаре Художественная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Сурбаран, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "С". Общая длина 8 символа