Чечено-Ингушская автономная Советская Социалистическая республика

237

        Чечено-Ингушетия. В составе РСФСР. Расположена на северном склоне Большого Кавказа и на примыкающих к нему Чеченской равнине и Терско-Кумской низменности. Древнейшие образцы художественной культуры на территории Чечено-Ингушетии восходят к 3-1-му тысячелетиям до н. Э. Остатки жилищ, чернолощёная керамика куро-аракской культуры. Красно-глиняные сосуды, бронзовые предметы майкопской культуры. Керамика с узорами из отпечатков шнура северокавказской культуры. Керамика с геометрическими узорами и налепами, глиняные реалистические фигурки животных, металлические украшения кобанской культуры. Скифо-сарматское время (VII в. До н. Э. - IV в. Н. Э.) представлено произведениями "звериного стиля", аланский период (V - начало XIII вв.) - катакомбными могильниками, монголо-татарское время (XIII - начало XV вв.) - мавзолеем Борга-Каш близ с.

Плиево (1405). В христианской культовой архитектуре X-XIII вв. (храм Тхаба-Ерды близ с. Хайрах) сочетаются грузинские и местные строительные традиции. В горных районах Чечено-Ингушетии в средние века из грубоотёсанных камней строились заградительные стены, жилые (двух- трёхъярусные с плоской кровлей и арочными проёмами) и боевые (4-5-ярусные с пирамидально-ступенчатой крышей) башни, иногда образующие величественные комплексы (в селениях Кезеной, Таргим, Эгикал - все XV-XVIII вв.). Рядом с горными селениями, террасообразно расположенными на склонах, размещались надземные (с двухскатными пирамидальными ступенчатыми и конусо- образными гладкими формами крыш), полуподземные и подземные склепы, а также намогильные стелы.

Селения обычно имели святилища, по форме идентичные двухскатным надземным склепам. В XVIII - начале XX вв. В народном жилище Чечено-Ингушетии преобладали в городах 1-2-этажные жилища с плоской крышей и отдельными выходами на открытую террасу, на равнине - прямоугольные саманные, крытые черепицей дома с обводными галереями. В народном декоративно-прикладном искусстве были развиты резьба по камню и дереву, художественная обработка металла, изготовление войлочных ковров, вышивка золотыми и серебряными нитями, выделка кожи. Зачинателем изобразительного искусства стал во второй четверти XIX в. Мастер станковой живописи, портретист чеченец П. З. Захаров. После Октябрьской революции 1917 начались реконструкция и развитие столицы Чечено-Ингушетии - города Грозный.

В городах Гудермес, Малгобек, Аргун, Назрань ведётся интенсивное промышленное, жилищное и культурно-бытовое строительство. В сёлах возводятся дома и хозяйственные сооружения современного типа. В советском изобразительном искусстве Чечено-Ингушетии успешно развиваются живопись и графика (живописцы В. В. Ливн, Г. М. Даурбеков, X. Ю. Дадаев, М. М. Полонкоев, Д. Г. Идрисов, Ш. А. Шамурзаев, графики X. А. Ахмедов, О. Р. Чубаров и другие), скульптура (И. Д. Бекичев, Р. И. Мамилов и др.), театрально-декорационное искусство. Новым содержанием обогащаются традиционные виды народного декоративно-прикладного искусства.        В 1939 создано Грозненское, с 1967 - Чечено-Ингушское отделение СА СССР, в 1939 образован Союз советских художников Чечено-Ингушской АССР (с 1968 - СХ Чечено-Ингушской АССР)..

Значения в других словарях
Чехонин Сергей Васильевич

        (1878-1936), русский график и живописец. Учился в Петербурге в Рисовальной школе ОПХ (1896-97) и в школе М. К. Тенишевой (1897-1900) у И. Е. Репина. Член объединения "Мир искусства". Работал преимущественно в области книжной и журнальной графики и росписи по фарфору и эмали. Один из создателей "агитационного фарфора" (блюдо "Красный Балтийский флот", 1923, ГРМ), художественный руководитель Государственного фарфорового завода в Ленинграде (1918-1923, 1925-27). Выработал каллиграфически из..

Чехословакия

        (Ceskoslovensko), Чехословацкая Социалистическая Республика, государство в Центральной Европе. Представляет собой федерацию двух республик - Чехии и Словакии. Расположенная на главных европейских торговых путях, Чехословакия с древности была районом, где перекрещивались многие общеевропейские и локальные художественные культуры. Памятники эпох палеолита, неолита и бронзы в Чехословакии отражают связи с Западной, Центральной и Юго-Восточной Европой, а также с Эгейским миром (см. Эгейское ..

Чечулин Дмитрий Николаевич

        (1901-1981), советский архитектор. Народный архитектор СССР (1971), действительный член АХ СССР (1979), Герой Социалистического Труда (1976). Окончил архитектурный факультет московского Вхутеина (1929). В 1945-49 главный архитектор Москвы. Активный участник осуществления плана реконструкции Москвы. С использованием элементов классического наследия выстроены станции метрополитена "Комсомольская" (первая очередь, 1935), "Киевская" (вторая очередь, 1937-38) - Государственная премия СССР (19..

Чешское стекло

        художественный промысел, развивающийся в Чехии с XIV-XV вв. (преимущественно в городах Либерец, Гаррахов, Железни-Брод, Яблонец и др.). Переживал расцвет с конца XVI в., когда придворный мастер императора Рудольфа II К. Леман изобрёл технику резьбы (гравировки) по стеклу. Чешское стекло получило широкую известность со второй половины XVII в., в эпоху барокко, когда стало изготовляться кальциево-известковое стекло (так называемый чешский хрусталь), допускавшее глубокую огранку. Созданные ..

Дополнительный поиск Чечено-Ингушская автономная Советская Социалистическая республика Чечено-Ингушская автономная Советская Социалистическая республика

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Чечено-Ингушская автономная Советская Социалистическая республика" в словаре Художественная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Чечено-Ингушская автономная Советская Социалистическая республика, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Ч". Общая длина 65 символа