Шубин Федот Иванович

89

        (1740-1805), русский скульптор. Сын крестьянина-помора, Шубин с детства занимался резьбой по кости. В 1759 приехал в Петербург. В 1761-67 учился в АХ у Н. Ф. Жилле. Пенсионер АХ в Париже (1767-70. Работал под руководством Ж. Б. Пигаля) и в Риме (1770-72), где изучал скульптуру античности и Возрождения. Творчески освоив лучшие достижения портретной пластики французского рококо, сближаясь в понимании архитектоники портретного бюста с современными ему мастерами русского классицизма, Шубин создал собственный вариант стиля, во многом обусловленный просветительскими идеями XVIII в. Классическая ясность и реалистическая достоверность присущи уже его ранним, выполненным в Италии, произведениям ("И. И. Шувалов", барельеф, "Ф.

Н. Голицын" - оба мрамор, 1771, ГТГ). В портретах, созданных после возвращения в Россию (в 1773), Шубин демонстрирует аналитический подход к натуре и одновременно раскрывает характер портретируемых в органичной цельности создаваемого им художественного образа. Виртуозное владение техникой обработки поверхности мрамора, мастерское использование возможностей кругового обхода позволили Шубину избежать психологической однозначности в парадно-импозантном портрете А. М. Голицына (мрамор, 1775, ГТГ), передать духовную стойкость и энергию, скрывающиеся за внешней непримечательностью облика З. Г. Чернышёва (мрамор, 1774, ГТГ), раскрыть интеллектуальную сущность внутреннего мира модели в бюсте "Неизвестного" (мрамор, середина 70-х гг., ГТГ).

В 70-80-х гг. Шубин работал также в области монументально-декоративной скульптуры (статуи и рельефы для Мраморного дворца, 1775-82, и Троицкого собора Александро-Невской лавры, 1786-89, в Петербурге - все мрамор), выполнил для Чесменского дворца 58 медальонов с изображениями русских князей и царей (1774-75), а для Таврического дворца статую "Екатерина II - законодательница" (1789-90, мрамор, ГРМ). Особой точности и синтетической многогранности психологической характеристики достиг Шубин в портретах 90-х гг. ("Г. А. Потёмкин-Таврический", мрамор, 1791, "М. В. Ломоносов", гипс, 1792, "А. А. Безбородко", мрамор, около 1798, - все в ГРМ). Противоречивое сочетание величия и ничтожества, силы и беспомощности запечатлел Шубин в облике Павла I (мрамор, около 1797, ГРМ).

Последние годы жизни скульптора прошли в стеснённых обстоятельствах, во многом связанных с недоброжелательным отношением придворных кругов и АХ к его искусству..

Значения в других словарях
Штук Франц фон

        (Stuck) (1863-1928), немецкий живописец. Посещал мюнхенскую АХ (1885), в основном самоучка. Испытал влияние А. Бёклина, Ф. Ленбаха. Один из основателей "Мюнхенского Сецессиона". Фантастико- аллегорические произведения Штука, проникнутые претенциозной, нарочито "брутальной" символикой, сочетают черты искусства "югендстиля" (см. Модерн) и академического натурализма ("Грех", 1893, Баварское государственное собрание картин, Мюнхен). Известен также как портретист и скульптор.. ..

Шубин

Федот Иванович (1740, деревня Течковская Архангельской области – 1805, Санкт-Петербург), русский скульптор. Сын крестьянина-помора. В юности работал резчиком по кости и перламутру, продолжив семейные традиции. В 1759 г. Прибыл в Санкт-Петербург. В 1761—66 гг. Учился в Петербургской академии художеств у Н. Ф. Жилле. В 1767 г. Был отправлен за границу для совершенствования мастерства. В 1767—70 гг. Жил в Париже, занимался в Королевской академии живописи и скульптуры в мастерской Ж. Б. Пигаля. В 1..

Шумер

        историческая область в Южном Двуречье (в основном на территории современного Ирака). Освоена в 4-м тысячелетии до н. Э. Шумерийцами, которые основали ряд городов-государств. Эреду (Эриду), Ниппур, Ур, Урук, Лагаш, Киш. В монументальной архитектуре (сырцовый кирпич) к концу 4-го - началу 3-го тысячелетия до н. Э. Вырабатывается тип шумерского храма-святилища на высокой овальной или прямоугольной в плане платформе, с лестницами или пандусами с двух сторон, с внутренним двором и статуей бож..

Шумяцкая Елена Яковлевна

        (р. 1912), советский мастер прикладного искусства. Училась в Московском текстильном институте (1930-34). Деятельность Шумяцкой связана с текстильным комбинатом "Трёхгорная мануфактура", где она начала работать в 1934. В декоративных набивных тканях Шумяцкой нашли творческое выражение традиции русского народного искусства. (Источник. «Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В.М. М. Издательство "Советская энциклопедия", 1986.). ..

Дополнительный поиск Шубин Федот Иванович Шубин Федот Иванович

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Шубин Федот Иванович" в словаре Художественная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Шубин Федот Иванович, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Ш". Общая длина 20 символа