Шумер

92

        историческая область в Южном Двуречье (в основном на территории современного Ирака). Освоена в 4-м тысячелетии до н. Э. Шумерийцами, которые основали ряд городов-государств. Эреду (Эриду), Ниппур, Ур, Урук, Лагаш, Киш. В монументальной архитектуре (сырцовый кирпич) к концу 4-го - началу 3-го тысячелетия до н. Э. Вырабатывается тип шумерского храма-святилища на высокой овальной или прямоугольной в плане платформе, с лестницами или пандусами с двух сторон, с внутренним двором и статуей божества во внутреннем святилище. Плоскости стен расчленены прямоугольными нишами ("Белый храм" в Уруке). В "Красном здании" в Уруке применены колонны и полуколонны, украшенные мозаикой из закреплённых в стене белых, красных и чёрных терракотовых конусов.

В 3-м тысячелетии до н. Э. Сложился новый тип храма - зиккурат (Ур) с "нижним" и "верхним" храмами, чёрной, красной и белой окраской террас (возможно, озеленялись). Изобразительное искусство конца 4-го - начала 3-го тысячелетия до н. Э. Представлено каменной пластикой из Урука, отличающейся большой вырази- тельностью и приближённостью к натуре (голова богини, сосуды с рельефами, печати, фигурки животных). В произведениях первой половины 3-го тысячелетия до н. Э. Проявляется тенденция к установлению канона. Для рельефов характерны ярусные многофигурные горизонтальные композиции, направленность движения преимущественно снизу вверх, повествовательность (стела Эаннатума, из Лагаша, известняк, XXV в. До н. Э., Лувр), плоскостно-обобщенное изображение фигуры человека одновременно в фас (глаза, плечи) и профиль (ноги, лица).

В храмовой скульптуре подчёркивается фронтальность позы, выразительность жеста и взгляда за счёт искажения пропорций, гипертрофии отдельных элементов (огромные глаза, уши). Для различных стилистических групп ("северной", "южной") характерны общие приёмы (условно-обобщенная трактовка лица и фигуры, инкрустация бровей, глаз, условно-орнаментная передача волос). Каменные цилиндрические печати отличаются тонкой моделировкой вырезанных изображений, многообразием мифических и эпических сцен. Ювелирное искусство представлено памятниками из гробниц Ура (разнообразные изделия из золота, в том числе с лазуритом, сердоликом и др.). Лучшие памятники позднешумерского периода (III династия Ура, конец XXII-XXI вв. До н.

Э. Статуи правителя Гудеа, из Лагаша) отличаются соединением традиций искусства Шумера и Аккада (стела Ур-Намму), сочетанием технического совершенства с эклектикой и однообразием форм..

Значения в других словарях
Шубин

Федот Иванович (1740, деревня Течковская Архангельской области – 1805, Санкт-Петербург), русский скульптор. Сын крестьянина-помора. В юности работал резчиком по кости и перламутру, продолжив семейные традиции. В 1759 г. Прибыл в Санкт-Петербург. В 1761—66 гг. Учился в Петербургской академии художеств у Н. Ф. Жилле. В 1767 г. Был отправлен за границу для совершенствования мастерства. В 1767—70 гг. Жил в Париже, занимался в Королевской академии живописи и скульптуры в мастерской Ж. Б. Пигаля. В 1..

Шубин Федот Иванович

        (1740-1805), русский скульптор. Сын крестьянина-помора, Шубин с детства занимался резьбой по кости. В 1759 приехал в Петербург. В 1761-67 учился в АХ у Н. Ф. Жилле. Пенсионер АХ в Париже (1767-70. Работал под руководством Ж. Б. Пигаля) и в Риме (1770-72), где изучал скульптуру античности и Возрождения. Творчески освоив лучшие достижения портретной пластики французского рококо, сближаясь в понимании архитектоники портретного бюста с современными ему мастерами русского классицизма, Шубин с..

Шумяцкая Елена Яковлевна

        (р. 1912), советский мастер прикладного искусства. Училась в Московском текстильном институте (1930-34). Деятельность Шумяцкой связана с текстильным комбинатом "Трёхгорная мануфактура", где она начала работать в 1934. В декоративных набивных тканях Шумяцкой нашли творческое выражение традиции русского народного искусства. (Источник. «Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В.М. М. Издательство "Советская энциклопедия", 1986.). ..

Шухмин Пётр Митрофанович

        (1894-1955), советский живописец и график. Учился в студии В. Н. Мешкова в Москве (1912) и в петербургской АХ (1912-16). Член- учредитель АХРР. Произведениям Шухмина на историко-революционные темы ("Проводник", 1923, "Приказ о наступлении", 1928, - оба в ЦМВС) присущи выразительность монумента- лизированной, ритмически организованной композиции, строгость колорита. Участник выпуска "Окон ТАСС" (Государственная премия СССР, 1942).Литература. С. Разумовская, П. Шухмин, Л., 1966. (Источник...

Дополнительный поиск Шумер Шумер

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Шумер" в словаре Художественная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Шумер, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Ш". Общая длина 5 символа