Царь
Как и в др. Древних об-вах, в Индии не только правитель гос-ва, но и фигура сакральная. Осн. Термин, обозначающий Ц. - раджа(н), - встречается еще в "Ригведе".Ц. Именовались нек-рые боги (Индра, Варуна и др.) в момент их триумфа, во время совершаемого в их честь торжеств, ритуала. В Ведах обычно речь идет о Ц. Как предводителе племени, "владыке людей" (нарапати), позднее - как "владыке земли" (бхупати). "Царские" наименования (раджанья, раджапутра) имели все представители военной знати (см. КШАТРИИ). Объединения раджей возглавляли "верховные цари" (адхирадж, самрадж). В кон. I тыс. До н. Э. - нач. Н. Э. В царскую титулатуру проникли понятия, заимствованные из иранско-эллинистич. Мира:"Великий царь, царь царей", "Спаситель", "Сын Бога" (махараджадхираджа, тратара, дэвапутра).
Ц. Считался воплощением харизмы власти (кшатра), так же как брахманы олицетворяли собою Брахман. Ближайшим советником Ц. И его защитником от реальных и магич. Опасностей являлся домашний жрец (пурохита). Ритуал выбора пурохиты воспроизводил свадебную обрядность, и связь между Ц. И жрецом считалась столь же священной и нерушимой, как брачный союз. Атрибутами и символами царской власти являлись трон, колесо колесницы (чакра), слон и конь, драгоценный камень (ратна). Ц. В индийской традиции фигурирует прежде всего как храбрый воин, к-рый прославляется за подвиги подобно богу Индре. Его гл. Функцией является "защита" подданных от врагов. Он несет в себе частицы всех восьми локапал (богов - хранителей мира, покровителей сторон света), сам занимая как бы центр вселенной.
В зависимости от него находится плодородие земли. В индийской лит-ре часто встречаются образы, свидетельствующие о том, что Ц. Рассматривался как "муж Земли" (представленной в обрядах царицей). Часто подчеркивается не только его мужество, но и сексуальная мощь. Связанные с Ц. Эротические обряды должны были обеспечить дождь как "оплодотворение" почвы. Ритуалы коронации (раджасуя, абхишека) отражают представления о том, что до появления Ц. Во вселенной господствует Хаос, а с воцарением устанавливается гармония и начинается новый мировой период. В идеале Ц. Стремится к максим, распространению своей власти, дабы достичь положения мирового владыки - чакравартина (букв, вращающего колесо). Последнее нередко ассоциируется с поддержанием праведности (дхарма), с отеческим отношением Ц.
Ко всем живым существам (праджа - подданным, букв, потомству). Согласно инд. Представлениям, Ц. Не устанавливает нормы извечной дхармы, но осуществляет их на Земле с помощью власти и наложения наказания (данда). Ц. Порою уподобляется домохозяину, к-рый способен рассматривать все царство как нечто полностью ему принадлежащее, подобно домашнему имуществу или даже собственной плоти.А. Вигасин.
Дополнительный поиск Царь
На нашем сайте Вы найдете значение "Царь" в словаре Индуизм, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Царь, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Ц". Общая длина 4 символа