Госпожинки (оспожинки)

134

Празднование Успения Пресвятой Богородицы. Пресвятая Дева в церковных наших книгах часто называется Госпожою. Отсюда у русского народа самый праздник Успения, посвященный Божией Матери, получил имя Госпожинок, Госпожи, Госпожина дня и т.п. Употребление некоторых из этих названий исстари известно в наших летописях. Так, например, в Никоновской летописи (1132) читаем. "Изяслав Мстиславич приеха в Киев на Госпожин день", т.е. 15 августа. Но так как эти названия могли быть общими и для других праздников в честь Пресвятой Богородицы, то для различия их в этом случае между собою наши предки назвали один из сих праздников, Успение, Госпожою, Госпожою первою, а другой, день Рождества Богородицы, 8 сентября, - Госпожиною, Госпожою второю.

Еще Св. Дева весьма часто именуется на церковнославянском языке Пречистою. Отсюда наш народ и праздник Успения Божией Матери называет Пречистою, и опять. Для отличия его от другого праздника в честь Св. Девы - 8 сентября первый из указанных дней, т.е. 15 августа, зовется обыкновенно Пречистою первою, а этот последний - второю. Собственное имя праздника - Успение - заменяется у народа именем "Сиденье". Так как около праздника Успения крестьяне оканчивали жнитво хлеба и это окончание у них было известно обыкновенно под именем Спожинок, Опожинок, Дожинок, то и самый праздник Успения Божией Матери называется Оспожинками. На праздник Успения, когда все поспевает и все собирается, крестьяне приносили в церковь семена или колосья разных хлебов для церковного благословения и освящения.

К празднику Успения Богородицы крестьяне устраивали общие складчины, варили миром пиво, забивали баранов, пекли пироги, сзывали родных и соседей и вообще задавали себе и другим хлебосольный пир. В старой Руси в этот день бояре угощали своих крестьян, дарили их разного рода подарками, деньгами и вообще праздновали очень весело и радушно всем миром окончание жатвы. Отсюда-то ведут свое начало старые названия этого праздника - Успенщина или Дожинки. Так как в жатвенных работах главным образом участвовали женщины, то в старину начинающееся после этих работ время отдыха и покоя старые хозяева называли молодым бабьим летом. Оно обыкновенно продолжалось до Ивана Постного, т.е. До 29 августа, и называлось малым, в отличие от старого - которое начиналось с Семенова дня (1 сентября).

И.П. Калинский.

Значения в других словарях
Господь

-см. Бог. Словом «Господь» (Адонаи), начиная с 3 в. До РХ, заменялось имя «Иегова» при чтении священных текстов из страха произносить само имя Вседержителя. Освященное употреблением этого имени Самим Господом, оно стало Его именем, неразрывно связанным в сердцах верующих с образом Спасителя (относительно Исх 32.5 см. Ваал,а). В Мф 25.11. Рим 14.4 в оригинале стоит «господин». (См. Господи). ..

Господь Мира Или Господь Есть Мир

— по еврейски Иегова Шалом — название жертвенника, построенного Гедеоном в Офре после явления Ангела Господня (Суд. 6:24).. ..

Гостевы

Гостевы - старинный русский дворянский род, ведущий начало от Феодосия Гостева, верстанного поместным окладом в 1629 г., и его внука Ивана Герасимовича Гостева, и записанный в VI часть родословной книги Рязанской губернии. В. Р-в.. ..

Гости

— крупные купцы в феодальной Руси X— XVIII вв. Вели междугороднюю и зарубежную торговлю. С XVI—XVIII вв. Члены привилегированной корпорации купцов, выполняли финансовые поручения правительства.. ..

Дополнительный поиск Госпожинки (оспожинки) Госпожинки (оспожинки)

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Госпожинки (оспожинки)" в словаре Исторический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Госпожинки (оспожинки), различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Г". Общая длина 22 символа