Лосский Николай Онуфриевич

77

Лосский, Николай Онуфриевич - философ (родился в 1870 г.), профессор философии на петроградских Высших женских курсах и приват-доцент по кафедре философии в Петроградском университете. В гносеологии Лосский - представитель интуитивизма, в основу которого положено своеобразное учение о сознании. В каждом акте сознавания есть, по крайней мере, три стороны. Сознающий субъект, сознаваемое содержание (любой отрезок мира) и отношение координации между субъектом и содержанием. На основе этой координации, благодаря деятельности внимания субъекта, любой отрезок даже и внешнего мира становится предметом созерцания, интуиции и в подлиннике, то есть вступает самолично в кругозор сознания субъекта. Иначе говоря, созерцаемый отрезок внешнего мира становится имманентным сознанию субъекта, хотя и остается трансцендентным субъекту сознания.

Таким образом субъект способен наблюдать не только свои индивидуальные психические состояния, но и подлинный транс-субъективный мир, не только психические, но и материальные процессы, не только реальное (пространственно-временное), но и идеальное бытие (сверхвременное и сверхпространственное). Для знания о предмете необходим, кроме акта внимания, еще акт сравнивания его с другими предметами, выделяющий из состава мира то, что необходимо связано с предметом. Отсюда получается суждение. Акты знания образуют субъективную, индивидуально-психическую, а то, на что они направлены (предмет и связь его с какою-либо другою стороною мира) - объективную сторону суждения. Опираясь на разграничение субъективной и объективной стороны суждения, а также на различение понятий "имманентный сознанию" и "имманентный субъекту сознания", Лосский борется против психологизма в гносеологии и логике.

Объективная сторона суждения есть система, состоящая из трех элементов. Субъекта суждения, предиката суждения и отношения необходимого следования предиката из субъекта, то есть отношения основания и следствия между ними. Системность объективной стороны суждения есть не что иное, как созерцаемая познающим существом системность самого мира. Для того, чтобы предметы даже и реального мира, то есть мира пространственно-временных материальных и психических событий, были системны и потому познаваемы, необходимо, чтобы они были связаны отношениями. Но отношения, формы порядка и т. П. - не события, не процессы, протекающие во времени. Это - идеи (в платоновском смысле), сообразно которым совершаются события. Следовательно, реальный мир событий опирается на идеальную основу.

Идеальное бытие придает миру характер упорядоченности, осмысленности, то есть разумности во всевозможных значениях этого сова. Когда предмет вступает в кругозор сознания какого-либо индивидуума и становится познаваемым, то есть выраженным в суждении, именно идеальные моменты предмета играют роль логических форм, обусловливающих системность суждения, умозаключения и науки. Итак, интуитивизм Лосского есть попытка примирения эмпиризма и рационализма. Он ставит также задачу синтеза положительной науки и метафизики. В противоположность Бергсону, интуитивизм Лосский видит в умозрении, то есть в мышлении, направленном на чисто идеальное бытие. Не удаление от жизни, а, наоборот, проникновение в самые глубокие основы ее.

Идеальное бытие он понимает как сверхвременный мир не только в платоновском, но и в плотиновском смысле. В психологии Лосский - сторонник волюнтаризма (XI, 601 сл.). Свое метафизическое мировоззрение Лосский называет органическим идеало-реализмом. Органическое оно потому, что рассматривает мир, а также организмы и т. П., как целые, составляющие основу осуществления и развития своих частей, а не являющиеся продуктом их суммирования. Главные труды Лосского. "Основные учения психологии с точки зрения волюнтаризма" (2-е издание, 1910. На немецком языке изд. А. Barth, 1905). "Обоснование интуитивизма" (2-е издание, 1908. На немецком языке изд. M. Niemeyer, 1908). "Сборник элементарных упражнений по логике" (2-е изд., 1911). "Введение в философию".

Ч. I. "Введение в теорию знания" (1911). "Интуитивная философия Бергсона" (2-е изд., 1914). Много статей напечатано им в "Вопросах философии и психологии", в "Новом Пути", в "Логосе", в сборниках в честь Л.М. Лопатина и П.Ф. Лесгафта , в "Энциклопедии философских наук" (т. I), в 3-м сборнике "Новых идей в философии" (1912), в настоящем Словаре и в других изданиях..

Значения в других словарях
Лосский Николай Онуфриевич

Лосский Николай Онуфриевич [24.11(6.12).1870, Кресловка, около Витебска, ‒ 24.1.1965, Сен-Женевьев-де-Буа], русский философ-идеалист, представитель интуитивизма. ..

Лосский Николай Онуфриевич

ЛОССКИЙ Николай Онуфриевич (1870-1965) - российский философ, один из крупнейших представителей интуитивизма и персонализма в России. В 1922 выслан за границу, до 1945 жил в Праге, в 1947-50 в Нью-Йорке. Основные труды по психологии, логике, проблемам интуиции, свободы воли и др.. ..

Лосский Николай Онуфриевич

Писатель. Род. В 1870 г. Уволенный из шестого класса гимназии "за пропаганду атеизма и социализма", отправился без паспорта за границу и поступил вольнослушателем на естественный факультет бернского университета. Вернувшись затем с величайшими препятствиями и лишениями на родину, поступил в СПб. На бухгалтерские курсы и лишь несколько лет спустя вновь попал в гимназию и получил аттестат зрелости. Окончил курс на физико-матем. И историко-филолог. Фак. В спб. Унив. Первая крупная работа Л. По фило..

Лосский Николай Онуфриевич

(1870-1965), русский философ. Родился в с.Креславка Двинского уезда Витебской губернии. Окончил физико-математический и историко-филологический факультеты Петербургского университета, впоследствии стал профессором этого университета. Был выслан из Советской России в 1922. Лосский преподавал в университетах Чехословакии, с 1947 (после переезда в США) - в Свято-Владимирской духовной академии в Нью-Йорке. Наиболее фундаментальные труды философа - Обоснование интуитивизма (1906), Мир как органическо..

Лосский Николай Онуфриевич

Лосский, Николай Онуфриевич - философ (родился в 1870 г.), профессор философии на петроградских Высших женских курсах и приват-доцент по кафедре философии в Петроградском университете. В гносеологии Лосский - представитель интуитивизма, в основу которого положено своеобразное учение о сознании. В каждом акте сознавания есть, по крайней мере, три стороны. Сознающий субъект, сознаваемое содержание (любой отрезок мира) и отношение координации между субъектом и содержанием. На основе этой координаци..

Лосский Борис Николаевич

(род. 28.3.1905, Петербург) - искусствовед, историк архитектуры, мемуарист, сын философа Н.О.Лосского и Людмилы Владимировны Лосской, дочери видного педагога В.Стоюнина. Брат В.Лосского. Воспитывался и учился в Петербурге, в гимназиях М.Шидловской и М.Стоюниной. Дружил с молодым Митей Шостаковичем, посещал вместе с ним «Музыкальные курсы И.Гляссера». С юных лет определилось увлечение Л. Искусствоведением и, особенно, историей архитектуры. В 1922, несмотря на то, что отец уже находился в заключен..

Лосский Владимир Николаевич

(26.5.1903, Гёттинген - 7.2.1958, Париж) - религиозный философ, богослов. Сын философа Н.О.Лосского и Людмилы Владимировны Стоюниной, дочери видного русского педагога В.Стоюнина, Детство и юность Владимира прошли в Петербурге. В 1912 он поступил в гимназию своей бабушки, М.Стоюниной, а затем в 1913-17 учился в коммерческом училище М.Шидловской, которую посещали сыновья А.Керенского, Л.Каменева, Л.Троцкого, Б.Кустодиева. В первых классах учился Д.Шостакович.Л. Преуспевал в гуманитарных науках, ег..

Лостуитил (lostwithiel) Гражданская Война В Англии

Место сражения 21 авг. - 2 сент. 1644 в ходе первой гражданской войны. 16 000 роялистов 21 авг. Заняли Биконхилл, являвшийся ключом к Лостуитилу. Остатки парламентских отрядов "круглоголовых" (сначала примерно 10 000 чел.) попали в окружение и были вынуждены сдаться 2 сент. У замка Дор близ Фоуи. Вскоре после этого поражения "круглоголовые" 260 были реорганизованы в "армию нового образца". См. Марстон-Мур.. ..

Лот

— в библейской мифологии племянник Авраама. После гибели г. Содом и превращения жены Л. В соляной столб за то, что она, вопреки запрету Бога, оглянулась при бегстве из Содома, дочери Л., напоив его вином, вступили с ним в кровосмесительную связь, чтобы продолжить человеческий род. Л. Также обозначает прибор для измерения глубины воды с борта судна и меру массы, веса, равную 3 золотникам или 12,8 г. В России применялся со второй половины XIX в. До введения метрических мер.. ..

Лосский Николай Онуфриевич

(1870-1965) - философ, представитель рус. Интуитивизма и персонализма. Окончил физико-математический и историко- филологический факультеты Петербургского ун-та, с 1900 - приват-доцент, с 1916 - проф. В 1922 выслан из России, преподавал в ун-тах Праги, Брно, Братиславы, в 1946 переехал в США, где стал проф. Свято-Владимирской духовной академии в Нью- Йорке и работал до 1950.Длительная эволюция филос. Миросозерцания Л. Привела его к признанию истинности христианства, но сама филос. Система строила..

Дополнительный поиск Лосский Николай Онуфриевич Лосский Николай Онуфриевич

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Лосский Николай Онуфриевич" в словаре Исторический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Лосский Николай Онуфриевич, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Л". Общая длина 26 символа