Минский (николай Максимович Виленкин)

71

Минский - псевдоним даровитого поэта Николая Максимовича Виленкина. Родился в 1855 г. В Виленской губернии, в обедневшей еврейской семье. Окончил курс на юридическом факультете Петербургского университета. Состоит присяжным поверенным округа Петроградской судебной палаты. В начале 1900-х годов, вместе с Мережковским , Гиппиус , Розановым и другими "богоискателями", основал "Религиозно-философское общество". В 1905 г. Стал, вместе с Горьким , во главе "большевистской" социал-демократической газеты "Новая Жизнь" и написал "Гимн рабочих" на тему. "Пролетарии всех стран соединяйтесь". За первые же № "Новой Жизни" Минский подвергся кратковременному аресту и был предан суду, который, в виду крайней резкости тона газеты, грозил ему не одним годом тюрьмы.

Минскому удалось пробраться за границу, где он оставался до амнистии 1913 г. Почти все время своего эмигрантства Минский провел в Париже, откуда писал корреспонденции в "Утро России". Приехав в 1914 г. На короткое время в Россию и прочитав ряд лекций в столицах и провинции, Минский вернулся во Францию и продолжает корреспондировать в "Утро России". - Минский выступил в печати в 1876 г., в "Новом Времени", стихотворениями, в которых отразилось охватившее тогда все общество сочувствие к восставшему южному славянству. В "Вестнике Европы" (1877, № 1) он поместил большую поэму "На родине", посвященную страданиям Болгарии. Большой успех выпал на долю поэмы "Белые ночи" (1879). До середины 1880-х годов литературная деятельность Минского шла, в общем, под флагом "гражданственности".

В "Белых ночах" отразилась двойственность той части поколения 1870-х годов, которая сознавала необходимость активной борьбы, но не могла примириться с ее путями и средствами. Сборник стихотворений Минского, напечатанный в начале 1880-х годов, был уничтожен цензурой. Выпустить его в свет, в измененном виде, удалось лишь в 1887 г. В 1890 г. Минский печатает философско-поэтический трактат. "При свете совести". Здесь изложена философско-религиозная система "меонизма", позднее разработанная Минским также в трактате. "Религия будущего" (1905). "Меонизм" исходит из того обаяния, которое имеет для человеческой души несуществующее и непостижимое. Истинной "святыней" может быть только "внежизненная правда", только небытие - "меон" (греч.

Me on - не существующее. Термин Платона) или "меоны", так как всякая категория нашего ума, а также все нравственные категории - совесть, инстинкт самопожертвования, вера - имеют свою противоположность в понятии о их небытие. Только мысль об абсолютном небытии и об абсолютной невозможности, как основе всего существующего может служить источником истинной, бескорыстной религии. Представляя собой причудливую смесь научного мышления и поэтической фантазии, "меонизм" не был усвоен ни публикой, ни критикой. Владимир Соловьев назвал меонизм "абракадаброй". Большая публика просто не заметила "меонизма", и все внимание ее сосредоточилось на двух первых частях книги, отрицающих альтруистические чувства и сводящих все человеческие побуждения, даже тогда, когда совершается подвиг, к тщеславию.

В 1890-х годах Минский был одним из воинствующих главарей русского декадентства и символизма. Культ наслаждения, вакхическое восприятие мира, красота превыше всего, впредь, нанесенный интересом к общественности русскому художественному творчеству - вот лозунги этой поры забвения великих заветов русской литературы. Их защитником выступал Минский в "Новостях", в "Мире Искусства". Главное "меоническое" произведение минского - драма "Альма", с ее устремлением к уничтожению в человечестве материнского инстинкта и всяких вообще привязанностей, чтобы создать инстинкт радостного приближения к небытию. Меоническое по авторским заданиям известное стихотворение "Как сон, пройдут дела и помыслы людей" бесспорно принадлежит к лучшим произведениям русской философской лирики, но определенно "меонична" в нем только одна туманная строка "и жажда жгучая святынь, которых нет".

Проникающая элегию "тоска не ясная о чем-то неземном, куда-то смутные стремленья" представляет собой превосходно выраженное, но старое, как мир, сетование о том, что "забудется герой, истлеет мавзолей, и вместе в общий прах сольются и мудрость, и любовь, и знанья, и права, как с аспидной доски ненужные слова рукой неведомой сотрутся". На рубеже двух периодов своих настроений минский написал несколько вещей, чуждых специфической "гражданственности" и производящих впечатление просто сочувствием к человеческому страданию и преклонением перед самопожертвованием. Такова небольшая поэма "Прокаженный", такова и принадлежащая к числу лучших стихотворений Минского поэма "Гефсиманская ночь". Запрещенная цензурой, "Гефсиманская ночь" в печати появилась только в 1900 г., но в рукописных списках была широко распространена в 1890-х годах.

Центральная мысль поэмы. "награды нет для добрых дел. Любовь и скорбь - одно и то же. Но этой скорбью кто скорбел, тому всех благ она дороже". И даже среди произведений второго периода всего удачнее вещи, свободные от щеголяния аморализмом. Такова, например, его поэма "Город мертвых", с ее осуждением "языческого" отношения к жизни. Такова поэма "Свет правды", где автор пытается сгладить разницу между правдой и ложью, но впечатление производит только порыв к правде. Минский - поэт мысли по преимуществу. Выработка мировоззрения, стремление уяснить себе высшие тайны жизни, преобладают в нем над поэзиею непосредственных ощущений. Отсюда неизбежная приподнятость тона, подчас переходящая в риторику и крикливость. Хорошо владея новыми и древними языками, Минский перевел две главные поэмы родственного ему по духу Шелли ("Королева Мод" и "Аластор"), ряд пьес Шекспира и Мольера (в "Библиотеке великих писателей", под ред.

С.А. Венгерова ), и всю "Илиаду" (Москва, 1895, 3-е изд. 1912). Интересна трилогия Минского. "Железный призрак" ("Русская Мысль", 1909, № 2), "Малый соблазн" (Альманах "Шиповника", 1910) и "Хаос" ("Новая Жизнь", 1912, № 12), посвященная изображению огромной "власти вещей" в жизни современного человечества. Полное собрание стихотворений Минского вышло в 1907 г. В 4 томах. Литературно-публицистические его статьи собраны в книге. "На общественные темы" (Санкт-Петербург, 1909). Для биографии библиотеки Павленкова Минский написал книжку об Ибсене (1906). Подробную библиографию произведений Минского и литературы о нем, составленную А.Г. Фоминым, см. В "Литературе ХХ в.", под ред. С.А. Венгерова (Москва, 1915). С. Венгеров..

Значения в других словарях
Минский (николай Максимович Виленкин)

Минский - псевдоним даровитого поэта Николая Максимовича Виленкина. Родился в 1855 г. В Виленской губернии, в обедневшей еврейской семье. Окончил курс на юридическом факультете Петербургского университета. Состоит присяжным поверенным округа Петроградской судебной палаты. В начале 1900-х годов, вместе с Мережковским , Гиппиус , Розановым и другими "богоискателями", основал "Религиозно-философское общество". В 1905 г. Стал, вместе с Горьким , во главе "большевистской" социал-демократической газет..

Минск

Главный город Белоруссии на р. Свислочь, крупный политический, культурный и экономический центр. Население 1,6 млн. Чел. По археологическим данным, Минск возник в 1-й пол. XI в. Впервые упоминается в летописи под 1067 (Менеск, видимо, от слова "менять"). С н. XII в. Минск - центр Минского княжества. В течение XI-XIII вв. Минск часто был ареной междоусобиц. Неоднократно подвергался разрушению. С н. XIV в. Минское княжество подпало под власть великого литовского князя. В 1413 в составе Великого кн..

Минский (наст. Фам. Виленкин) Николай Максимович

(15.1.1855, с. Глубокое, Виленская губ. - 2.7.1937, Париж) - поэт, философ, публицист, переводчик. Из небогатой еврейской семьи (в 1886 принял православие). В 1875 окончил с золотой медалью минскую гимназию, в 1879 - юридический факультет Петербургского университета со степенью кандидата права. Печататься начал в 1876в «Журнале русских романов и путешествий», с 1877 - в журнале «Вестник Европы». В поэме «Последняя исповедь» (Народ, воля, 1879, № 1), в сборнике «Отклик» (СПб., 1881), в журнале «У..

Минский, Н.

(Н. М. Виленкин, род. В 1855 г.) - поэт и мистический писатель. Его первые стихотворения были написаны на "гражданские темы". В 1889 г. Минский выпустил философский трактат "При свете совести", где в напыщенной форме изложена его "теория" мэонизма, провозглашающая, что самое главное для человека "небытие", "внежизненная правда", "внесуществующее и непостижимое" и так далее в этом роде (мэ он значит по-гречески не сущий). В 1900 г. Он вместе с Мережковским, Гиппиус и Розановым основывает в Петерб..

Минский, Н. (н. М. Виленкин)

(1855-?) - поэт и мистический писатель. Его первые стихотворения были написаны на "гражданские темы". В 1889 г. Минский выпустил книгу "При свете совести", где в напыщенной форме изложена его "теория" мэонизма, провозглашающая, что самое главное для человека "небытие", "внежизненная правда", "внесуществующее и непостижимое" и так далее в этом роде (мэ он значит по-гречески не сущий). В 1900 г. Он вместе с Мережковским, Гиппиус и Розановым основывает в Петербурге Религиозно-Философское Общество. ..

Дополнительный поиск Минский (николай Максимович Виленкин) Минский (николай Максимович Виленкин)

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Минский (николай Максимович Виленкин)" в словаре Исторический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Минский (николай Максимович Виленкин), различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "М". Общая длина 37 символа