Молебны В Домах

64

Важное и широко распространенное событие в духовной жизни русских с древности и вплоть до 1-й четв. XX в., эпизодически сохранявшееся в советское время и возрождающееся в наши дни. Повсеместно у русских бытовал обычай приглашения причта с молебном в свои дома на Пасху. На протяжении XIX в. Мы почти не встречаем таких описаний народной религиозной жизни, где не было бы упоминания или подробного рассказа о домашних молебнах на Светлой (Святой) седмице. Такая информация поступала отовсюду. В 1847 в характеристике обычаев Мосальского и Жиздринского уу. Калужской губ., направленной в Императорское Русское Географическое общество, говорилось. "В Светлое Воскресенье крестьяне поднимают образа и сопровождают в каждое селение".

В 1852 из Щигровского у. Курской губ. Писали о том, что на Святой священники в сопровождении толпы оброчников, давших обет носить иконы, ходят по всем домам всех деревень своего прихода и служат молебны. Как мы видим, молебнам в домах предшествовал крестный ход из храма в деревню, продолжавшийся затем в виде переходов из дома в дом с последующим перемещением в другое селение. В приведенном сообщении обращает на себя внимание подчеркнутая всеобщность этого явления - по всем домам всех деревень данного прихода. В Щигровском известии описаны и некоторые детали, сопровождавшие, по местному обычаю, молебен в доме. Заранее приготавливали кулич, ковригу хлеба, солонку с солью, три сырых белых яйца - все это должно было быть освящено в ходе молебна.

После молебна, если в избе было тесно (а ведь оброчники шли толпою, как выше было сказано), стол выносили на двор, накрывали его льняной скатертью, ставили кулич и "величали Пасху". Затем начиналось угощенье. Хлеб отдавали причту. Кулич расходился тут же на угощенье. Освященные яйца подкладывали под наседку. Овес сохраняли до первого засева, когда добавят его в семена. Соль давали больной скотине. Скатерть выбрасывали на крышу, где она лежала до тех нор, пока ветер не сдует. Более подробную картину пасхальных молебнов вне храма в Зарайском у. Рязанской губ. В 1850-х оставил В.В. Селиванов, непосредственно наблюдавший их неоднократно. Священник - по желанию прихожан - назначал день на Светлой седмице для хождения с образами.

Вся деревня готовилась к встрече. К заутрене из деревни шли богоносцы - "мужики и бабы, парни и девки, по большей части по обещанию, данному за исцеление болезни или минование другого какого горя, для исполнения святого дела, ношения образов". Как только стоявшие у околицы ребятишки закричат. "Идут. Идут!" - вся деревня приходила в движение. "и старый и малый и бежит, и едва плетется, опираясь на палку, все торопятся во сретение святых посетителей. Далеко еще заслышав пение причта, сердца ожидающих наполняются восторженным благоговением, и, когда блеснут лучами солнца венцы на святых иконах и животворящий крест в руке священника, начинают молиться. Иные крестятся, призывая про себя Имя Господне, другие, повергаясь ниц, творят земные поклоны".

Если в имении был господский дом, то крестный ход двигался прямо на барский двор, где заранее был приготовлен накрытый скатертью стол. Под столом помещали немного сена, а на столе - меру с овсом, в которую укладывали несколько сырых яиц, и втыкали рогульку с прилепленной к ней свечой. Могли быть поставлены и другие зерновые - в четвериках, гранцах, полумерках. Пшеница, горох, просо, ячмень, гречиха. Освященные зерна высыпали потом в закрома - в приготовленные семена. Богоносцы становились рядом со столом, перед образами зажигали свечи, священник начинал молебен. После молебна на барском дворе образа шли (т.е. Крестный ход двигался) по деревне. Молебен служили в каждой избе. После молебна иконы устанавливали в переднем углу, "а священник, дьячки и богоносцы непременно должны" были присесть к накрытому заранее столу и отведать, хоть немного, "хозяйской хлеба-соли".

Поблагодарив хозяев, поднимали образа и с пением "Христос воскресе" выходили на улицу. Всякий приход имел свой обычай - сколько давать клиру копеек за молебен в доме и сколько пирогов и кругов хлеба. "Бабы жертвуют на образа холст по своим достаткам". После обхода всех дворов крестный ход двигался к часовне, где служили заключительный молебен. При этом во время чтения Евангелия староста преклонял голову под епитрахиль, а по завершении молебна священник благословлял одного из двух крестьян, назначенных на сходке для почина пахоты, и давал им по кругу хлеба. Крестный ход уходил с пением канонов, провожаемый до околицы жителями селения. Если деревня была сильно отдалена от села, где стояла церковь, то образа могли остаться здесь на ночь - в доме помещика, или в избе, предназначенной для общинных сходов, или в другом помещении.

Некоторые благочестивые жители оставались при иконах на всю ночь. Молились, меняли догоревшие свечи. Молебны по домам по просьбе жителей служили также на храмовые и обетные праздники (кануны) и во время больших крестных ходов с чудотворною иконою. Массовое народное понимание молебна в доме было по сути своей сугубо церковным. Молебен отвечал желанию максимально освятить все стороны свой жизни и снискать благословение Божие на свое жилище. М.М. Громыко.

Значения в других словарях
Молебен

— богослужение, носящее благодарственный или просительный характер. В отличие от молитвы всегда является коллективным.. ..

Молебны

Краткие службы, в которых верующие по своим частным нуждам и обстоятельствам обращаются с молитвой к Господу Богу, Божией Матери и святым. Обыкновенные молебны по своему составу подобны утрене, но на практике они значительно сокращаются и состоят. Из начальных молитв, пения тропаря и припевов ("Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе". "Пресвятая Богородице, спаси нас". "Святителю отче Николае, моли Бога о нас" и других), чтения Евангелия, сугубой и малой ектений и заключительной, приспособительно к пр..

Молекулярные Часы

Оценка скорости эволюции, основанная на известных скоростях генетических изменений в определенных группах организмов.. ..

Моление Даниила Заточника

Памятник древнерусской литературы 13 в. По форме - послание к князю неизвестного автора, попавшего в тяжелое положение. Отличается книжными познаниями автора, богатством образов, сатирическим отношением к окружающим. Нарочитая униженность сочетается с подчеркнутым умственным превосходством.. ..

Дополнительный поиск Молебны В Домах Молебны В Домах

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Молебны В Домах" в словаре Исторический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Молебны В Домах, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "М". Общая длина 15 символа