Соперники Христианства: Гностицизм И Митраизм

77

Христианству приходилось в первые века своего существования соревноваться и с другими «религиями спасения», о которых уже шла речь выше. Одним из сильнейших соперников был упоминавшийся гностицизм. Согласно гностической концепции, бессознательное «Я» человека единосущно божеству, но в результате грехопадения брошено в мир, чуждый его существу. Человек познает свое происхождение, сущность и предназначение через божественное откровение, обыкновенно рассматривавшееся как личное интуитивное прозрение, но иногда отождествлявшееся с миссией Иисуса. Бог гностиков абсолютен в своем совершенстве, но именно поэтому не является творцом. Мир есть мир зла, управляемый демонами, поэтому он сотворен не богом, а творцом (демиургом), воплощающим Зло, иногда отождествляемым с иудейским Яхве.

Учение гностиков не получило строго канонического оформления. Поэтому гностические течения могли существовать и внутри иудейства, ессейства, и среди приверженцев Иоанна Крестителя (эта группа гностиков переселилась в Месопотамию. Сейчас к ней возводят себя мандеи Южного Ирака) и внутри христианства, где гностические идеи питали многие секты, с которыми ортодоксальные христиане вели долгую и ожесточенную борьбу во II—IV вв. Пережитки гностицизма сохранились в религии манихейства (см. Лекцию 9) и в ряде христианских сект раннего средневековья. Победа христианства над гностицизмом была обусловлена тем, что гностицизм переносил защиту от мирового зла преимущественно в область астрологии, демонологии, ангелологии и магии, тогда как христианство обещало спасание через искупление грехов жертвенной смертью Христа и проповедовало внутреннее самосовершенствование, основанное на вере.

Поскольку главным для гностиков было интуитивное познание истины, а не поведение в реальном мире, их этические взгляды были неопределенны, колеблясь от самого крайнего аскетизма до практики сексуальной свободы. Расцвет гностических и полугностических учений приходится поэтому на первую половину II в., т. Е. На период, когда христианство еще не набрало полной силы. Другим важным соперником христианства был митраизм. Культ Митры, одного из древних индоиранских богов, был воспринят зороастризмом и вместе с одной из его более или менее эклектических разновидностей проник в период господства Ахеменидов в Малую Азию. Но Митра, главный бог религии митраизма, не имел с Митрой индоиранцев ничего общего, кроме имени.

Религия эта, по-видимому, сложилась в восточной части Малой Азии и Западной Армении в I в. До н. Э. Лишь под слабым влиянием зороастризма, в частности зороастрийских дуалистических верований об извечной борьбе добра и зла. Подобно христианству, митраизм обращался прежде всего к низшим слоям населения, обремененным всякими тяготами, созданными Римской империей. Среди его поклонников было много солдат и рабов. Подобно гностицизму, митраизм никогда не имел писаного канона. Во главе митраистической вселенной стояло Бесконечное Время, аналогичное богу гностиков. В мире боролись доброе и злое начала. Митра (он же Непобедимое Солнце) был, по-видимому, демиургом (создателем), но в отличие от демиурга гностиков добрым. Он был посредником между божественными силами вселенной и человеком, защитником человека и образцом для подражания в жизни.

Он обещал праведникам посмертное блаженство после Страшного суда. Этические требования к верующим были высоки. Вступление в общину митраистов обставлялось физическими испытаниями и мистическими обрядами. Женщины исключались из общин. Единой имперской организации митраисты, как и гностики, не имели. С конца II по IV в. Римские императоры время от времени оказывали митраизму покровительство, ибо митраизм, не будучи единобожием, был религией, которую легче было приспособить к традиционным политеистическим религиям и социальным ценностям Римской империи, чем христианство. Но именно сходство митраистической религии с официальным политеизмом ослабляло ее позицию в народных массах. Кроме того, призыв следовать как за образцом за казавшимся человечным образом Иисуса был понятнее и привлекательнее, чем следование за явно мифологическим, сверхъестественным Митрой.

Митраизм не пережил V в., и потомки его приверженцев, как и большинство гностиков, влились в христианские общины. Предшественниками и соперниками христианства были также уже упоминавшиеся религиозно-мистические сообщества орфиков и герметистов. И они также не устояли против него — орфизм из-за политеистичности и крайней замкнутости, герметизм — из-за слишком абстрактного и отчасти магического характера..

Значения в других словарях
Сонцовы-засекины (солнцевы-засекины)

Сонцовы (Солнцевы)-Засекины - княжеский род, отрасль удельных князей Ярославских. Потомок Рюрика в XIX колене, князь Дмитрий Иванович Засека по прозвищу "Солнце". Был родоначальником князей С.-Засекиных, писавшихся изредка князьями С. Князь Иван Андреевич С.-Засекин был воеводой в Осколе (1583). Князь Михаил Иванович С.-Засекин был стольником и воеводой в Белеве (1618). Князь Андрей Иванович - полковым воеводой в Переяславле-Рязанском, Крапивне и Воронеже (1626 - 1642). Князь Андрей Мих..

Сопель

— украинская сопилка, белорусская дудка — русский музыкальный инструмент, род свистковой продольной флейты.. ..

Соперничество Москвы И Твери

– было важным этапом в процессе централизации русских земель. (См. В хрестоматии раздел «Соперничество Москвы и Твери») Вначале преобладающие позиции принадлежали Тверскому княжеству. После смерти Александра Невского великокняжеский престол занял его младший брат тверской князь Ярослав. Выгодное географическое положение в Верховьях Волги, плодородные земли, притягивали сюда население, способствовали росту боярства. Московское же княжество, доставшееся младшему сыну Александра Невского Даниилу, в..

Соперничество Московского Княжества И Великого Княжества Литовского И Русского

В XIV—XV веках Великое княжество Литовское и Русское было реальным соперником Московской Руси в борьбе за господство в Восточной Европе. Оно укрепилось при князе Гедимине (правил в 1316—1341 гг.). (См. Историческую карту «Великое княжество Литовское и Русское в 13 – 15 вв.») Русское культурное влияние в это время здесь преобладало. Гедемин и его сыновья были женаты на русских княжнах, при дворе и официальном делопроизводстве господствовал русский язык. Литовской письменности в то время не сущест..

Дополнительный поиск Соперники Христианства: Гностицизм И Митраизм Соперники Христианства: Гностицизм И Митраизм

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Соперники Христианства: Гностицизм И Митраизм" в словаре Исторический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Соперники Христианства: Гностицизм И Митраизм, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "С". Общая длина 45 символа