Ци

114

Китайские княжеские династии, правившие в 1122-221 гг. До Р. Х. В княжестве Ци. Родоначальником старшей ветви князей Ци был некто Люй Шан - главный советник знаменитых чжоуских правителей Вэнь-вана и его сына У-вана. После разгрома войск Шан при Муе (в 1122 г. До Р. Х.), когда У-ван стал фактически правителем Китая, он в благодарность за службу сделал Люй Шана (который стал именоваться Тай-гуном) князем Ци. Прибыв в свои владения, Тай-гун мудрым управлением сумел добиться процветания Ци, которое стало при нем крупным княжеством со столицей в Инцю. Праправнук Тай-гуна, Ай-гун, был оклеветан перед императором И-ваном, и тот велел в 892 г. До Р. Х. Сварить его живьем, а престол передать младшему брату казненного Ху-гуну.

Он перенес столицу княжества в город Богу. Его младший брат, княжич Шан, в 858 г. До Р. Х. Поднял мятеж в Инцю, вместе с его жителями убил Ху-гуна и захватил власть. Это был Сянь-гун. При нем столица была перенесена из Богу в город Линьцзы. Внук Сянь-гуна, Ли-гун, был жестоким и бесчеловечным. В 816 г. До Р. Х. Цисцы восстали и убили его. Новая смута возникла в княжестве в начале VII в. До Р. Х. Пра-правнук Ли-гуна, Си-гун, очень любил своего племянника У-чжи и хотел завещать ему престол. Однако в 698 г. До Р. Х. К власти пришел сын Си-гуна, Сянь-гун. Он был человеком безнравственным, совершал без всякого повода многочисленные убийства, развратничал с чужими женами и не раз обманывал своих высших сановников. Многие из них из-за этого сделались сторонниками У-чжи.

В 685 г. До Р. Х. У-чжи вместе с сообщниками напал на дворец двоюродного брата и убил его. Он провозгласил себя циским князем, но вскоре сам был убит жителями Юнлиня, которые за что-то злились на него. К власти пришел тогда младший брат Сян-гуна, Хуань-гун. Он провел в своем княжестве военную и административную реформу, позволившую создать сильную армию. (Суть ее заключалась в том, что пять семей образовывали единицу гуй, выделявшую пять солдат, причем весь этот пяток был связан круговой порукой и сообща нес ответственность в случае непредставления должного числа солдат.) В 684 г. До Р. Х. Хуань-гун напал на княжество Тань и уничтожил его. В 681 г. До Р. Х. Он нанес поражение княжеству Лу. После этого Ци стало сильнейшим княжеством Восточного Китая, а Хуань-гун был признан чжухоу (владетельными князьями) их гегемоном.

(Современники прославляли мудрость и справедливость Хуань-гуна, а он всеми силами старался поддерживать эту репутацию. У Сыма Цяня есть о нем интересный анекдот. Однажды правитель княжества Янь, провожая Хуань-гуна, заехал на территорию циских земель. Хуань-гун сказал. "Исключая проводы Сына Неба (то есть императора), владетельные князья, провожая друг друга, не покидают предела своих земель. Я не могу не соблюдать этого правила в отношении княжества Янь". После этого он разграничил их земли по рву, отрезав княжеству Янь земли до того места, до которого доехал его правитель.) После смерти Хуань-гуна в Ци наступила пора смут. Гун имел трех законных жен, но ни одна из них не родила ему сына. Хуань-гун любил обитательниц внутреннего дворца, у него там было много фавориток, шестеро из которых находились на положении жен.

Из шести княжичей, их сыновей, Хуань-гун избрал Чжао и объявил его своим наследником. Однако в 643 г. До Р. Х., когда Хуань-гун заболел, остальные пять княжичей также стали помышлять о престоле. Каждый из них создал свою группу сторонников с целью борьбы за власть. Едва Хуань-гун умер, княжичи стали нападать друг на друга. В результате дворец князя опустел, и никто не осмеливался положить мертвого в гроб. Наконец на 67-й день сановники И-я и Шу-дао, перебив многих противников, возвели на престол княжича У-гуя. Только тогда Хуань-гун был погребен. (К этому времени черви из его тела уже стали выползать из дверей покоев.) Но У-гуй правил всего три месяца. Объявленный наследником Чжао бежал в Сун. Сунский Сян-гун возглавил войска чжухоу и в сопровождении княжича выступил против Ци.

Тогда цисцы испугались и убили У-гуя. Чжао взошел на престол. Это был Сяо-гун. Он правил десять лет. После его смерти в 633 г. До Р. Х. У власти встал его младший брат Чжао-гун. При нем гегемония перешла от Ци к Цзинь. Но цисцам было не до того, чтобы отстаивать свои былые прерогативы. После смерти в 614 г. До Р. Х. Чжао-гуна его младший брат Шан-жэнь убил наследника Шэ и сам стал правителем. Это был И-гун. Он был человеком высокомерным и несправедливым. В 609 г. До Р. Х. Двое приближенных убили его во время прогулки. Цисцы пригласили занять престол младшего княжича Юаня, скрывавшегося до этого в княжестве Вэй. Это был Хуэй-гун. При нем в 589 г. До Р. Х. Между Ци, с одной стороны, и княжествами Цзинь, Лу и Вэй - с другой началась большая война.

В сражении при Ань цисцы потерпели поражение, после чего их княжество окончательно утратило положение гегемона. Сын Хуэй-гуна, Лин-гун, в 555 г. До Р. Х. Еще раз потерпел сокрушительное поражение от Цзинь. Цзиньцы осадили столицу Линьцзы, но взять ее не смогли. От своей законной жены Лин-гун имел старшего сына Гуана. Однако он объявил наследником своего сына от наложницы Я. Но едва Лин-гун умер, Гуан убил наследника Я и овладел престолом. Это был Чжуан-гун. На пятый год правления он соблазнил жену своего главного советника Цуй Чжу. Цуй Чжу разгневался и организовал убийство своего повелителя во время одного из свиданий. У власти он поставил его младшего брата Чу-цзю. Это был Цзин-гун. Он правил долго, но делами занимался мало - увлекался сооружением дворцов и палат, собирал собак, лошадей и предавался роскоши.

По его приказу постоянно увеличивали налоги и усиливали наказания. Умирая, он объявил в 490 г. До Р. Х. Своим наследником младшего сына Ту, рожденного от наложницы, хотя и имел старших законных сыновей. Это был Янь Жу-цзы. Спустя несколько месяцев Тянь Ци, один из советников умершего гуна, выступил против его преемника и возвел на престол его старшего брата Ян-шэна. Это был Дао-гун. Янь Жу-цзы сослали в Тай и по дороге убили. Но в 485 г. До Р. Х. Сам Дао-гун был убит заговорщиками. Цисцы поставили у власти его сына Жэня. Это был Цзянь-гун. При нем огромную силу и влияние на дела приобрел род Тянь, который сумел отстранить от власти всех своих соперников. В 481 г. До Р. Х. Люди из рода Тянь убили Цзянь-гуна и возвели на престол его младшего брата Ао (Пин-гуна).

Но последний не имел уже никакой реальной власти. Глава Тяней Тянь Чан стал его первым советником и захватил в свои руки управление княжеством. Сын и внук Пин-гуна - Сюань-гун и Кан-гун - были столь же бессильны. Между тем в 386 г. До Р. Х. Правнук Тянь Чана, Тянь Хэ, был возведен императором в ранг чжухоу. Он выделил Кан-гуну город на берегу моря и выселил его из столицы. В 379 г. До Р. Х. Кан-гун умер. На нем пресекся род Люй, и власть в Ци перешла к роду Тянь. Внук Тай-гуна Вэй-ван принял царский титул вана. При нем княжество Ци вновь усилилось и стало гегемоном. Внук Вэй-вана, Минь-ван, какое-то время именовал себя императором, но потом отказался от этого титула. И в самом деле, именно при нем по гегемонии Ци был нанесен сокрушительный удар.

В 284 г. До Р. Х. Правители Янь, Цинь, Чу, Чжао, Хань и Вэй, объединившись, разбили цисцев на западном берегу Цзиншуй. Яньцы после этого вступили в столицу Линьцзы и разграбили все сокровища княжества Ци. Минь-ван бежал в малое Вэй, но вел себя заносчиво, и вэйцы прогнали его. В том же году он был убит чуским полководцем Нао Чи. Его сын Фа-чжан вынужден был скрываться в княжестве Цзюй и влачил жалкое существование. После ухода врага цзюйцы поставили Фа-чжана у власти. Это был Сян-ван. В 279 г. До Р. Х. Он смог вернуться в свою столицу Линьцзы. Однако былое могущество Ци было навсегда утеряно. Гегемония окончательно перешла к Цинь, которое стало неуклонно теснить всех своих врагов. В этом противостоянии цисцы поначалу имели большое преимущество перед другими.

Земли Ци располагались на самом востоке страны. Между ним и Цинь лежали княжества Чу, Хань, Вэй, Чжао и Янь. Каждое из них искало поддержки у Ци. Поэтому, помогая им, циский ван мог легко противостоять Цинь, не испытывая при этом тягот войны. Чтобы преуспеть в своих захватнических планах, циньские ваны должны были изменить политику Ци. Это стало возможным, когда ваном там стал сын Сян-вана, Цзы. Первым советником при нем был Хоу Шэн, который регулярно получал крупные подношения золотом от циньского правителя. Многих людей он отправлял в Цинь в качестве гостей. Циньский ван дарил им много золота, и, возвратившись в Ци, все они становились агентами Цинь. Они убеждали циского вана покинуть союзников, во всем полагаться на дружбу с Цинь и, не заботясь о поддержке западных соседей, наслаждаться миром и покоем.

Цзянь-ван последовал этому совету и тем предопределил печальный конец своего царства. В 228-225 гг. До Р. Х. Циньцы, воспользовавшись бездействием Ци, завоевали княжества Хань, Вэй и Чжао. Пределы их царства продвинулись далеко на восток и стали граничить с Ци. Затем было покончено с Чу, а в 221 г. До Р. Х. Циньцы внезапно напали на Ци. По совету Хоу Шэна Цзянь-ван сдался правителю Цинь без боя. После этого княжество Ци было ликвидировано..

Значения в других словарях
Ци

I династия и феодальное государство на юге Китая в период Южных и Северных династий (4—6 вв.). Другое название — Нань Ци (Южное Ци). Существовали с 479 по 502. Основан Сяо Дао-чэном после узурпации им трона династии Сун (420—479). Столица — Цзянькан (современный Нанкин). В 502 правитель округа Юнчжоу Сяо Янь захватил престол и провозгласил династию Лян (502—557).II древнекитайское царство периода Чуньцю и Чжаньго. Входило в число «5 гегемонов» (7—6 вв. До н. Э.) и «7 сильнейших» (5—3 вв. До н. Э..

Ци

Японская монета, то же, что спез.(Источник. "Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка". Чудинов А.Н., 1910). ..

Ци

Сущ., кол-во синонимов. (4). ..

Ци

С. "ли, разве, или, если", только др.-русск. (Жит. Нифонта, XIII в., Лаврентьевск. Летоп. И др. См. Срезн. III, 1439 и сл. Вондрак, Vgl. Gr. 2, 452). По-видимому, связано с це (см.). Не во всех случаях тождественно чи.Этимологический словарь русского языка. — М. Прогресс М. Р. Фасмер 1964—1973. ..

Цзюваньдао

- (китайск. - меч девяти колец) - тяжелая разновидность шоу дао. Общий вес 3500 г, длина клинка 800 мм. На тупье через отверстия крепятся девять колец, издающих звон при движении. На головке черена имеется кольцо, служащее дополнительной рукоятью.. ..

Цзяньбянь

- Китайский прямой меч, комбинированный с боевой плетью.. ..

Ци (ii)

Императорская династия, правившая в 479-502 гг. В Южном Китае. Основатель династии Ци, Сяо Дао-чэн, был представителем могущественного аристократического рода Сяо (северокитайского по своему происхождению). В 479 г. Он сверг сунского императора Шунь-ди и сам взошел на престол. Это был император Гао-ди. Владения империи Ци (как и предшествовавшей ей Ранней Сун) охватывали пределы Южного Китая. Столицей был Цзянкан (Нанкин). Владычество Цинь продолжалось немногим более двадцати лет. В 502 г. Власт..

Ци Северная

Династия, правившая в 550-577 гг. В северокитайской империи Северная Ци. Фактический основатель династии Северная Ци генерал Гао Хуань выдвинулся во время смуты 528-532 гг. В империи Северная Вэй. В 532 г. Он посадил на трон императора Сяо-у-ди, но вскоре вступил с ним в конфликт. В 534 г. Сяо-у-ди бежал в Гуаньчжун, а Гао Хуань провозгласил императором Сяо-цзин-ди - другого принца из дома Юань (Тоба). В результате всех этих событий империя Северная Вэй распалась на две части - Западную и Восточ..

Ци

1) Др.-кит. Царство периода Чуньцю и Чжаньго. Входило в число "5 гегемонов" (7-6 вв. До н. Э.) и "7 сильнейших" (5-3 вв. До н. Э.) - царств, независимых от чжоуской монархии. Занимало б. Ч. Совр. Пров. Шаньдун и частично терр. Пров. Хэбэй. Столица Ц.- Инцю (совр. Линьцзы в Шаньдуне), крупный торг.-ремесл. И культурный центр того времени. В 221 до н. Э. Было завоевано царством Цинь. 2) Династия и гос-во на Ю. Китая в период Южных и Северных династий (4-6 вв.). Другое назв.- Нань Ци (Южная Ци). Су..

Ци

(кит., пневма, эфир, воздух, дыхание, дух, нрав, энергия, жизненная сила, материальное начало) - одна из важнейших категорий кит. Философии, близкая к понятию субстанции. Традиционно составляет оппозицию категории ли ("закон/принцип"). В зависимости от филос. Ориентации различных школ выступает в трех главных смыслах. Универсальной субстанции/субстрата, жизненной энергии/духа и проявления психического начала (сердца/разума - синь). Наиболее распространенным было первое значение - бескачественная..

Ци

Ци - в древнекитайской философии первоматерия, или материальная сила, обладающая двумя формами - Инь и Янь.. ..

Дополнительный поиск Ци Ци

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Ци" в словаре Исторический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Ци, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Ц". Общая длина 2 символа