Бахтин

421

БАХТИН Михаил Михайлович (1895-1975) - известный русский ученый. Философ, филолог, литературовед, теоретик культуры. Основные публикации работ Б. 'Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса' (1965, 1990), 'Эстетика словесного творчества' (1979, 1986), 'Работы 1920-х годов' (1994), 'Проблемы творчества и поэтики Достоевского' (1994) и др. Определяющее влияние на формирование философских взглядов Б. Оказали философские учения Канта, Кьеркегора, Марбургской школы неокантианства, феноменологии. К собственно философским трактатам у Б. Можно отнести только раннюю неоконченную работу 'К философии поступка' (предположительно начало 1920-х), где он выступает с программой построения 'первой философии' нового типа, которая через обращение к 'единой и единственной нравственной ответственности' призвана преодолеть 'дурную неслиянность культуры и жизни'.

Онтология человеческого бытия рассматривается в данной работе как онтология поступка, как учение о 'единственном событии свершаемого бытия'. Одно из центральных бахтинских понятий, задающих онтологическое определение человека, - понятие 'не-алиби в бытии', также подчеркивающее ответственный характер человеческого бытия. Б. Исходит из осознания активной причастности бытию со 'своего единственного места в бытии'. Соответственно онтология человека определяется у Б. Взаимоотношением между 'единственностью наличного бытия' и 'целым бытия'. Сложную диалектику этого взаимоотношения Б. Пытается прояснить с помощью понятий 'нераздельно и неслиянно', а также с помощью различения 'данного и заданного' в онтологии человека.

Указанное взаимоотношение реализуется, согласно Б., в изначальном акте 'утверждения своего не-алиби в бытии'. Этим актом, по мнению Б., полагается 'ответственный центр исхождения поступка', в результате чего 'место быть' получает необходимую конкретность и 'инкарнированность', онтологическую укорененность. В свете заданной таким образом онтологии на смену homo sapiens приходит 'человек поступающий', выявляется онтологическая неслучайность всякого поступка, таким образом нравственная философия обретает онтологические корни. Философия поступка Б. Включает развернутую критику 'эстетического и теоретического миров' за характерное для них отвлечение от 'нудительной действительности' 'единого и единственного ответственного бытия' и противопоставляет им 'ответственное единство' мышления и поступка.

При этом указанное отвлечение приводит не только к теоретической, но и к онтологической несостоятельности. Как показывает Б., эстетический мир способен породить 'двойника-самозванца', чье бытие определяется Б. Как 'бытие лжи или ложь бытия', 'ложь самим собою себе самому' ('Автор и герой в эстетической деятельности'), коренящаяся в том, что человек отвлекается (отступает) от 'центра исхождения поступка', которым отмечено конкретное место человека в бытии. Это отступление в религиозном (христоцентрическом) контексте осмысляется Б. Как 'имманентное бытию грехопадение'. Заявляя, что эстетический и теоретический разум должны быть моментом практического разума, Б. Вводит понятия 'поступающего мышления' и 'участного мышления' и классифицирует философию на ту, в которой участное мышление преобладает 'осознанно и отчетливо', и на ту, где это имеет место 'бессознательно и маскированно'.

В работе 'Автор и герой в эстетической деятельности' Б. Предлагает позитивное обоснование эстетического события. Б. Показывает, что эстетическое созерцание, которое отвлекается от этического смысла и заданности конкретного человеческого бытия, остается внутренне оправданным по отношению к другому человеку. Обозначение проблемы 'я - другой', лежащей в основании диалогической концепции Б., можно найти уже в трактате 'К философии поступка'. В работе об авторе и герое эта проблема получает детальное рассмотрение и опирается на такие понятия, как 'вненаходимость', 'кругозор' и 'окружение', 'я-для-себя' и 'я-для-другого', 'другой-для-меня' и др. Согласно Б., моя вненаходимость другому делает эстетическое отношение творчески-продуктивным, поскольку я обладаю 'избытком видения' по отношению к другому.

Мне есть чем его одарить и это дар, в котором другой, по словам Б., испытывает абсолютную нужду. Как подчеркивает Б., результатом эстетической деятельности, эстетического события становится рождение другого в новом плане бытия, определенном новыми, 'трансгредиентными' другому ценностями. Но, как уже отмечалось, это онтологическое приращение, будучи недоступным другому, требует в качестве залога мое собственное бытие. Чтобы сохранить позитивность эстетического, необходимо вести одновременно смысловую и ценностную интерпретацию отношения 'я - другой', определять эстетическое видение 'помимо смысла', но тем не менее удерживать его 'вместе' с ним. Б. Удерживает это место единого и единственного бытия, когда специально подчеркивает, что речь идет о 'конкретной вненаходимости меня единственного'.

Таким образом, именно по отношению к другому обнаруживается единственность и 'незаместимость' моего места в мире. Мой дар другому исходит из моей точки зрения, укоренен в моем месте в бытии. 'Эстетическое созерцание и этический поступок, - пишет Б., - не могут отвлечься от конкретной единственности места в бытии'. Эстетическая концепция Б. Развивалась в полемике с 'формальным методом' в искусствознании, с одной стороны, и с концепцией 'вчувствования' в эстетике конца 19 - начала 20 в., с другой. Если первое направление вело, по мнению Б., к потере героя, то второе - к потере автора, разрушая, таким образом, художественное событие, понимаемое как событие диалогическое. Позднее свойственный эстетическому созерцанию момент завершенности был оценен Б.

Как насилие, несовместимое с идеей диалогизма как живого отношения двух сознаний. В этой связи 'новая художественная модель мира', созданная, по мнению Б., в романах Достоевского, преодолевает завершающую авторскую активность, монологическое сознание автора. Полифонический роман Достоевского предстает как 'сочетание неслиянных голосов' в незавершимом диалоге. Анализируя воплощенное в романах Достоевского художественное видение жизни человеческого сознания, Б. Делает вывод, что 'само бытие человека есть глубочайшее общение. Быть значит общаться', быть на границе. Диалогический характер человеческого бытия, из которого исходит Б., определяет и его подход к разработке философских основ гуманитарных наук, и в частности к анализу проблемы текста в гуманитарных науках.

Гуманитарные науки, поскольку они имеют дело с личностью, предполагают диалогическую активность познающего, диалогическое движение понимания, которое, в свою очередь, основывается на диалогическом контакте между текстами и на сложном взаимоотношении текста и контекста. Признание нескончаемого обновления смыслов в новых контекстах приводит Б. К различению малого времени и большого времени, трактуемого как бесконечный и незавершимый диалог. В культурологическом аспекте наибольшую известность получила книга Б. 'Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса', в которой Б. Развивает концепцию народной смеховой культуры (в противоположность культуре официальной) и идею карнавала, разнообразные проявления которого Б.

Анализирует, основываясь на принципе амбивалентности. Если в литературоведении влияние Б. Очень велико, то философское осмысление его идей и концепций только начинается, причиной чему стала как биография самого Б., так и судьба его наследия. Очевидна глубокая созвучность его идей западным диалогистам (Бубер и др.). Вместе с тем разносторонность затронутой им проблематики не только оставляет открытым вопрос о единстве бахтинской мысли, но и делает ее способной к диалогу с самыми разнообразными подходами в современной философской мысли. Феноменологическими, герменевтическими, постмодернистскими..

Значения в других словарях
Бахтин

Михаил Михайлович [р. 5(17).11.1895, г. Орёл], русский советский литературовед. В 1920 начал педагогическую и литературную работу. В книге «Проблемы творчества Достоевского» (1929) исследовал полифонический характер его художественного мышления. В книге о Ф. Рабле (1965) анализирует сущность комического, гротеска, народной «карнавализации» искусства. Автор статей о Л. H. Толстом (1930), работ по теории литературы. Соч. Проблемы поэтики Достоевского, 2 изд., М., 1963. Творчество Ф. Рабле и народ..

Бахтин

БАХТИН Михаил Михайлович (1895-1975), литературовед, теоретик искусства. В 1930-36 находился в ссылке (в Кустанае). Историко-теоретические труды, посвящены становлению и смене художественных форм (эпос, роман), выявляют ценностно-философское значение категорий поэтики (прежде всего жанра). Исследовал полифоническую форму романа ("Проблемы поэтики Достоевского", 1929. 4 изд., 1979) и народную "смеховую" культуру средневековья ("Творчество Франсуа Рабле...", 1940, опубл. 1965). Сб. Статей "Вопросы..

Бахтин

БАХТИН Михаил Михайлович (1895 - 1975), русский литературовед, теоретик искусства. Историко-теоретические труды, посвященные становлению и смене художественных форм, выявляют ценностно-философское значение> категорий поэтики. Исследовал полифоническую форму романа ("Проблемы поэтики Достоевского", 1929. 2-е издание, 1963) и народную "смеховую" культуру средневековья ("Творчество Франсуа Рабле...", 1965). Сборник статей "Вопросы литературы и эстетики" (1975). Исследования "К философии поступка" (..

Бахтин

БАХТИНБахта - вид набивной хлопчатобумажной ткани, а также женский платок из нее. Но фамилия вряд ли отсюда. Тюркское личное имя Бахта весьма давно известно на Руси. В документе 1552 года встречаем черкасского (то есть украинского) мещанина Вахту Размечича. Имя Бахта, вероятно, от арабского 'бахт' - счастье, благополучие. (Ф). Из диалектного северного бахтитъ - 'форсить, важничать'. (Н). В основе фамилии русское прозвище Бахта из слова бахта - бафта 'набивная бязь' (Даль). Данное одному из предк..

Барт

I.БАРТ(Barth) Карл (1886-1968) - швейцарский теолог. Во время своей конфирмации в 1902 Б. Решает посвятить свою жизнь теологии, и с 1904 по 1909 изучает ее в университетах Берна, Берлина, Тюбингена и Марбурга. Обучаясь в Берлине, он попадает под влияние А.Гарнака, а в Марбурге становится учеником либерального теолога В.Германа и интересуется работами Шлейермахера. В 1908 Б. Назначают помощником пастора реформаторской церкви Женевы, и он проповедует на том же месте, где 350 лет назад проповедовал..

Батай

(Bataille) Жорж (1897-1962) - французский философ, писатель, экономист, публицист, этнограф, искусствовед, поэт. По характеристике Хайдеггера - 'самый светлый ум во Франции'. В 1901-1913 учился в лицее в Реймсе. В 1914 принял католичество. В 1915 окончил колледж д'Эперней, в 1918 поступил в Эколь де Шарт в Париже, где в 1922 защитил дипломную работу 'Рыцарский орден, стихотворная повесть 13 в.' и получил квалификацию архивиста-палеографа. В 1922 поступил на службу в парижскую Национальную библио..

Башляр

(Bachelard) Гастон (1884-1962) - французский философ, методолог, культуролог, психолог. Основоположник неореализма как направления (подхода) в философии науки. Сам Б. Термином 'неорационализм' не пользовался, обозначая свою концепцию (в зависимости от аспекта рассмотрения проблематики) интегральным рационализмом, диалектическим рационализмом, прикладным рационализмом, рациональным материализмом, сюррационализмом. В своем творчестве Б. Следовал французской рационалистической традиции, берущей нач..

Беббидж

(Babbage) Чарльз (1792-1871) - британский математик, философ, в начале 1830-х разработавший базовую концепцию вычислительной машины, осуществленную лишь в конце 1940-х (бесспорный научный приоритет Б. В этом направлении был признан создателями первых современных компьютерных систем). Член Лондонского Королевского Общества (с 1816), иностранный член-корр. Петербургской АН (с 1832), основатель Британской ассоциации содействия развитию науки и Лондонского Статистического Общества. Основные труды. '..

Бахтин

БАХТИН Михаил Михайлович (1895-1975) - известный русский ученый. Философ, филолог, литературовед, теоретик культуры. Определяющее влияние на формирование философских взглядов Б. Оказали философские учения Канта, Кьеркегора, Марбургской школы неокантианства, феноменологии. К собственно философским трактатам у Б. Можно отнести только раннюю неоконченную работу "К философии поступка" (предположительно нач. 1920-ых), где Б. Выступает с программой построения "первой философии" нового типа, которая че..

Дополнительный поиск Бахтин Бахтин

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Бахтин" в словаре История философии, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Бахтин, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Б". Общая длина 6 символа