Вещь В Себе

299

Одно из центральных понятий гносеологии, а затем и этики Канта. Данное понятие, обозначающее вещи как они существуют вне нас, сами по себе (в себе), в отличие от того, какими они являются 'для нас', существовало в философии и до Канта и было тесным образом связано с тем или иным решением вопроса о способности нашего познания постигать 'В. В С.'. Кант трактует 'В. В С.' как нечто, существующее вне и независимо от сознания и являющееся источником действия на наши органы чувств, на человеческую способность восприимчивости, т.е. Как источник всех наших созерцаний. В предисловии ко второму изданию 'Критики чистого разума' (1787) Кант обосновал такое независимое существование внешнего мира (мира В. В С.) в качестве исходного материала нашего познания.

'Нельзя не признать скандалом для философии и общечеловеческого разума необходимость принимать лишь на веру существование вещей вне нас (от которых мы ведь получаем весь материал знания даже для нашего внутреннего чувства) и невозможность противопоставить какое бы то ни было удовлетворительное доказательство этого существования, если бы кто-то вздумал подвергнуть его сомнению'. В. В С. - это то, чем предметы познания являются сами по себе, как существующие вне и независимо от нас, от нашего познания, его чувственных и логических форм. Тезис о существовании вещей (в себе) вне сознания выступил таким образом исходным пунктом кантовской 'Критики чистого разума', являясь существеннейшей опорой всей его гносеологической конструкции.

Со стороны В. В С., по Канту, как бытия, отличного от нашей чувственности, к нам идут воздействия, происходит 'аффицирование чувственности' и таким образом определяется, в конечном счете, все содержание постигаемого. Что же касается формы этого постигаемого, то она целиком определяется активностью человеческого интеллекта - априорными формами сознания, которые, в свою очередь, также пробуждаются благодаря воздействию предметов (В. В С.) на органы чувств. Важнейшей характеристикой В. В С. В философии Канта является также тезис о том, что теоретическое познание возможно только относительно явлений, но не относительно В. В С., т.е. Постулат о непознаваемости последней и, соответственно, противопоставление явления, с одной стороны, и В.

В С., - с другой. Благодаря такой трактовке В. В С. Стала таким понятием, без которого, по словам одного из первых критиков Канта - Ф. Якоби, нельзя войти в его критическую философию и с которым невозможно в ней остаться. Понятием, породившим массу проблем и противоречий, за которые Кант и его философия подверглись основательной критике. Ведь если В. В С. - непознаваема (что в понимании Канта означает абсолютную неприменимость к ней категорий рассудка, ибо последние приложимы только к явлениям), то ей не могут быть приписаны и такие категории, как реальность и причинность и тогда нельзя говорить о ее действительности и действенности, о том, что она является подлинной причиной человеческого познания. Эта идея явилась одним из наиболее существенных противоречий всей критической философии.

Амбивалентность в понимании В. В С. Связана в философии Канта и со вторым аспектом трактовки данного понятия. Обосновывая в 'Критике практического разума' идеи свободы, бессмертия души, Бога, он переносит их в так называемый интеллигибельный мир В. В С., который постулируется им в качестве не просто сверхчувственного, но и нематериального в онтологическом плане. В данном случае значение понятия В. В С. Как бы удваивается. Мир В. В С. Отождествляется с трансцендентным, умопостигаемым миром идей, а В. В С. Лишается таким образом материалистической подкладки, приобретает исключительно идеалистическую окраску. В этом контексте совершенно непонятным становится то, каким образом трансцендентальная, сверхчувственная В. В С. Может аффицировать наши чувства, вызывать ощущения и быть источником содержания нашего познания.

Следует признать поэтому совершенно обоснованной ту критику, которой учение Канта о В. В С. Подверглось со стороны его непосредственных последователей - классиков немецкого идеализма - Фихте и Гегеля. Первый делал акцент на необходимости элиминировать ее как таковую из философии вообще (отрицая такие ее свойства, как объективное существование вне нас и независимо от нашего сознания). Второй же - Гегель - выступал, главным образом, против тезиса о непознаваемости В. В С. И наличия непреодолимого барьера между ней и явлением..

Значения в других словарях
Вещь в себе

(«Вещь в себе́») философский термин, означающий вещи, как они существуют сами по себе (или «в себе»), в отличие от того, какими они являются «для нас» — в нашем познании. Различие это рассматривалось ещё в древности, но особое значение приобрело в 17—18 вв., когда к этому присоединился вопрос о способности (или неспособности) нашего познания постигать «вещи в себе». Понятие «вещи в себе» стало одним из основных в «Критике чистого разума» И. Канта, согласно которому теоретическое познание возможн..

Вещь В Себе

"ВЕЩЬ В СЕБЕ" (нем. Ding an sich) - философское понятие, означающее вещи, как они существуют сами по себе ("в себе"), в отличие от того, как они являются "для нас" в познании. Одно из центральных понятий "Критики чистого разума" И. Канта.. ..

Вещь В Себе

"ВЕЩЬ В СЕБЕ" (немецкое Ding an sich), философское понятие>, означающее вещи, как они существуют сами по себе ("в себе"), в отличие от того, как они являются "для нас" в познании. Одно из центральных понятий "Критики чистого разума" И. Канта.. ..

Вещь в себе

1. Книжн. Нечто непостижимое, загадочное, не раскрывшее своей истинной сущности. 2. Шутл. Или Ирон. О скрытном, непонятном для окружающих человеке. /em> Калька с нем. Das Ding an sich, термин философии И. Канта. БМС 1998, 79-80. БТС, 124. ШЗФ 2001, 35.. ..

Вещь в себе

С немецкого. Das Ding in sich.Буквальный перевод известного понятия из труда «Критика чистого разума» (1781) немецкого философа Иммануила Канта (1724—1804). Философ имеет в виду сверхъестественные и недоступные для человеческого опыта (исследования) явления и сущности — Бог, некоторые моральные категории и т. Д.Иносказательно:. ..

Вещь в себе

Прил., кол-во синонимов. (2). ..

Вечное Возвращение

Один из основополагающих и в то же время наименее проясненных концептов философии жизни Ницше, используемый им для обозначения высшей формы утверждения жизни, того, как, по словам Хайдеггера, должно существовать бытие сущего, способ бытия этого сущего. Историю зарождения этой идеи точно датировал сам Ницше, сообщая время и место, когда она ему явилась - в августе 1881 во время пути из швейцарской деревушки Сильс-Мариа в Сильвапланд, когда он присел отдохнуть у пирамидальной скалы. Именно в это м..

Вещь

ВЕЩЬ - отдельный предмет материальной действительности, обладающий относительной независимостью и устойчивостью существования. Определенность В. Задается ее качественными, количественными, структурными и функциональными характеристиками. Общим выражением собственных характеристик В. Являются ее свойства. Место и роль данной В. В определенной системе выражаются через ее отношения с другими В. Понятие 'В.' является одной из существенных категорий мировой философский традиции, восходящей к философи..

Вико

(Vico) Джамбаттиста (1668-1744) - итальянский философ. Профессор риторики университета в Неаполе (с 1699). Основатель философии истории и психологии народов. Обосновал ряд перспективных подходов этнологии и всеобщей теории права. Главное произведение 'Основания Новой Науки об Общей природе Наций' (1725) - первый систематический труд в европейской интеллектуальной традиции, специально посвященный анализу проблем философии истории (согласно В., - 'Новой Науки'). В. Осуществил всеохватывающий поиск..

Виндельбанд

(Windelband) Вильгельм (1848-1915) - немецкий философ, один из классиков историко-философской науки, основатель и видный представитель Баденской школы неокантианства. Преподавал философию в Лейпцигском (1870-1876), Цюрихском (1876), Фрейбургском (1877-1882), Страсбургском (1882-1903), Гейдельбергском (1903-1915) университетах. Основные труды. 'История древней философии' (1888), 'История новой философии' (в двух томах, 1878-1880), 'О свободе воли' (1904), 'Философия в немецкой духовной жизни XIX ..

Вещь В Себе

ВЕЩЬ В СЕБЕ - одно из центральных понятий гносеологии, а затем и этики Канта. Данное понятие, обозначающее вещи как они существуют вне нас, сами па себе (в себе), в отличии от того, какими они являются "для нас", существовало в философии и до Канта и было тесным образом связано с тем или иным решением вопроса о способности нашего познания постигать "В. В С". Кант трактует "В. В С." как нечто, существующее вне и независимо от сознания и являющееся источником действия на наши органы чувств, на чел..

Вещь В Себе

(нем. "Dingan sich", англ. "thing in itself", фр. "chose en soi") - филос. Термин для обозначения вещи, какой она существует сама по себе (или "в себе"), в отличие оттого, какой она является "для нас" как познающих субъектов. Данное различие проводилось в той или иной форме уже давно, но особую резкость оно приобрело в Новое время в связи с эпистемологической проблемой объективности человеческого познания. Способно ли оно давать объективное знание об "истинном" бытии или же человек вынужден огра..

Дополнительный поиск Вещь В Себе Вещь В Себе

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Вещь В Себе" в словаре История философии, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Вещь В Себе, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "В". Общая длина 11 символа