Дьюи

204

(Dewey) Джон (1859-1952) - американский философ, систематизатор прагматизма, создатель школы инструментализма. Преподавал в Мичиганском, Чикагском, Колумбийском (1904-1931) университетах. Основные сочинения. 'Школа и общество' (1899), 'Исследования по логической теории' (1903), 'Влияние Дарвина на философию' (1910), 'Как мы мыслим' (1910), 'Очерки по экспериментальной логике' (1916), 'Опыт и природа' (1925), 'Либерализм и социальное действие' (1935), 'Логика. Теория исследования' (1938), 'Единство науки как социальная проблема' (1938), 'Теория оценки' (1939), 'Познание и познанное' (совместно с А. Бентли, 1949) и др. (всего около тысячи книг и статей). На протяжении всего философского творчества Д. Оставался приверженцем круга проблем, связанных с человеком и практическими вопросами его существования.

Прагматизм, по мнению Д., осуществил переворот в философской традиции, равнозначный революции учения Коперника, перейдя от изучения проблем самих философов к постижению человеческих проблем. Философия, по Д., - продукт общественных стрессов и личностных напряжений. Определяя традиционную философию как 'натурализм', а собственную ее версию как 'инструментализм', Д. Стремился, с одной стороны, отграничить принадлежащую ему трактовку опыта от некоторых подходов классического эмпиризма, с другой же, - акцентировать принадлежность своего философского творчества к парадигме прагматизма и эмпиризма в целом. Опыт у Д. Охватывает как сферу сознания, так и поле бессознательного. Опыт включает в себя также и привычки людей.

Он призван продуцировать 'указание', 'нахождение' и 'показывание'. По мнению Д., опыт не принадлежит к области сознания, это - история. 'В опыт входят сны, безумие, болезнь, смерть, войны, поражение, неясность, ложь и ужас, он включает как трансцендентальные системы, так и эмпирические науки, как магию, так и науку. Опыт включает склонности, мешающие его усвоению'. Наделяя разным содержанием понятия 'опыт' и 'познание', Д. Утверждал, что опыт выступает в двух измерениях. Одно - это обладание им, другое - познание для более уверенного обладания им. Исследование являет собой, по Д., контролируемую или прямую трансформацию некоторой неопределенной ситуации в определенную с целью обращения элементов изначальной ситуации в некую унифицированную общность, 'объединенное целое'.

Любое исследование, согласно схеме Д., включает пять этапов. Чувство затруднения. Его определение и уяснение его границ. Представление о возможном решении. Экспликацию с помощью рассуждения отношений этого представления. Дальнейшие наблюдения, проясняющие доминирующие в окончании этого процесса 'уверенность' либо 'неуверенность'. Философия призвана анализировать эквиваленты опыта, предоставляемые реконструкцией явлений истории, культуры и жизни людей. Человек способен существовать в этом мире, лишь придавая ему смысл и тем самым изменяя его. Магически-мифические модели объяснения природы сменились постулатами разумности Вселенной, неизменности оснований бытия, универсальности прогресса, наличия всеобщих закономерностей.

'Благодаря науке, мы обезопасили себя, добившись точности и контроля, с помощью техники мы приспособили мир к своим потребностям. - писал Д., - однако одна война и приготовление к другой напоминают, как просто забыть о рубеже, где наши ухищрения не замечать неприятных фактов переходят уже в намеренную их деформацию'. Пафосом инструментализма Д. Выступала его убежденность в том, что разумное противодействие нестабильности мира необходимо предполагает предельную степень ответственности интеллектуальной активности человека, познавательную же деятельность последнего правомерно считать практичной, если она оказывается эффективной в решении жизненных задач. Человек самой задачей выживания как биологического вида обречен трансформироваться в ипостась активного участника природных пертурбаций, научное познание всегда фундировалось требованиями здравого смысла, успешная практика обусловливает конечную ценность той или иной гипотезы и теории.

Истина не может и не должна стремиться к достижению состояния адекватности мышления бытию, к безгрешному отражению реальности, истина призвана обеспечивать эвристичность, апробированность и надежность ведущей идеи. 'Функция интеллекта', согласно Д., не в том, чтобы 'копировать объекты окружающего мира', а в том, чтобы устанавливать путь 'наиболее эффективных и выгодных отношений с этими объектами'. Ценности же, столь же виртуальные, как и 'форма облаков', должны перманентно переосмысливаться и корректироваться этикой и философией, не упуская, естественно, из виду соотношение целей и средств человеческой деятельности. Идеи, таким образом, приобретают облик 'проектов действий', дуалистическое миропонимание оказывается в ряду чуждых реальному положению вещей моделей трактовки природы, философия может конструктивно решать свои задачи, лишь безоговорочно высвободившись от проблемных полей метафизики.

Совершенно естественно поэтому, что Д. Выступал как поборник свободы и достоинства людей, усматривая свободу каждого в первую очередь в том, чтобы умножать ее для других. Абсолютизация же утопических целей, характерная для тоталитарных систем, парализует плодотворные научные дискуссии. Личность, согласно Д., конституирует себя в критических актах общественной активности (например, в процедурах замены отживших политических установлений новыми) точно так же, как индивид становится подлинно познающим субъектом в контексте осуществления результативных поисковых операций. ('Воспитание и обучение посредством деланья' являло собой квинтэссенцию педагогической концепции Д. Его программа 'прогрессирующего образования', фундировавшаяся идеей о том, что школа - не есть подготовка к жизни, а суть собственно жизнь в ее особой форме, постулировала важность формирования у детей навыков выработки конкретных решений.) Д.

Придерживался той точки зрения, что 'planned society' (планируемое общество социалистического типа), в границах которого проекты и сценарии развития доводятся сверху, однозначно менее жизнеспособно и свободно, нежели общество, основанное на постоянной естественной самоорганизации посредством высвобождения своих ресурсов в пространстве рыночных отношений ('continuosly planning society'). Определенный практический опыт (в этом контексте) Д. Обрел, принимая участие в работе международной комиссии по расследованию деятельности Л.Троцкого. Д. Пришел к выводу о его невиновности, чем вызвал раздражение советского руководства. Будучи убежденным сторонником демократии и реформ, Д. Полагал, что именно и только они в состоянии обеспечить разрешение как парциальных, так и глобальных общественных вопросов..

Значения в других словарях
Дьюи

(Dewey) Джон (20.10.1859, Барлингтон, штат Вермонт, — 1.6.1952, Нью-Йорк), американский философ-идеалист, один из ведущих представителей Прагматизма. Окончил Вермонтский университет (1879). Профессор Мичиганского, Чикагского и Колумбийского (1904—30) университетов. Д. Развил новый вариант прагматизма — Инструментализм, разработал прагматистскую методологию в области логики и теории познания. Согласно Д., различные виды человеческой деятельности суть инструменты, созданные человеком для разрешени..

Дьюи

ДЬЮИ (Dewey) Джон (1859 - 1952), американский философ, один из ведущих представителей прагматизма. Предложил "реконструкцию философии", чтобы придать ей практическую значимость. Развил концепцию инструментализма, согласно которой понятия и теории - инструменты приспособления к внешней среде. Создатель педагогической теории, в основе которой лежит принцип "обучения посредством деланья" (формирования практических навыков).. ..

Дьюи

(Dewey), Джон (20.Х.1859 - 1.VI.1952) - амер. Философ-идеалист, создатель одного из вариантов прагматизма - т. Н. Инструментализма. Был проф. Последовательно в Мичиганском, Миннесотском, Чикагском, Колумбийском (Нью-Йорк) ун-тах. Гносеология Д. Основана на отрицании объективной истины и рассмотрении науч. Понятий лишь как "инструментов", ценность к-рых всецело определяется их практич. Полезностью. Распространяя свою теорию на обществ. Науки, Д. Отрицал наличие в истории объективной причинности и..

Дуализм

(лат. Dualis - двойственный) - 1) философская интерпретационная парадигма, фундированная идеей о наличии двух несводимых друг к другу начал. Духовной и материальной субстанций (онтологический Д. Декарт, Мальбранш и др. Именно в этом контексте Вольфом был введен термин 'Д.'), объекта и субъекта (гносеологический Д. Юм, Кант и др.), сознания и телесной организации человека (психофизиологический Д. Спиноза, Лейбниц, окказионализм, В.Вундт, представители психофизиологического параллелизма), а также ..

Дунс Скот

(Dussel) Энрике (р. В 1934) - аргентинский философ, теолог, историк, одновременно представляет 'философию и теологию освобождения'. В его творчестве переплелись мотивы неомарксизма, ориентированного на 'позднего' Маркса, Хайдеггера, Сартра, Ортеги-и-Гассета, Левинаса, 'религиозной феноменологии', Ф.Фанона, 'философии латиноамериканской сущности', постмодернизма. Автор концепции 'аналектики' как диалогического типа дискурса, лежащего в основе преодоления тотальных отношений зависимости в философс..

Дюринг

(During) Евгений (1833-1921) - немецкий философ и экономист, профессор механики. Основные работы. 'Курс философии' (1875), 'Критическая история национальной экономии и социализма' (1875), 'Логика и теория науки' (1878), 'Еврейский вопрос' (1881), 'Философия действительности' (1895) и др. Полагая философию априорным учением о конечных истинах, стремился создать концепцию 'философии действительности', сопряженной с новым способом мышления. Придавал понятию 'сила' статус специфического жизненного п..

Евклид Александрийский

Александрийский (предположительно 330-277 до н.э.) - математик Александрийской школы Древней Греции, автор первого дошедшего до нас трактата по математике. Е. (возможно) получил образование в Академии Платона (Афины). Свои труды Е. Писал по единой схеме в форме дедуктивно систематизированных обозрений открытий древнегреческих математиков классического периода. Известны такие работы Е. По математике, как трактаты 'О делении фигур', 'Конические сечения' (в четырех книгах), 'Феномены' (посвященные ..

Дьюи

ДЬЮИ (Dewey) Джон (1859-1920) - американский философ, систематизатор прагматизма, создатель школы инструментализма. Преподавал в Мичиганском, Чикагском, Колумбийском (1904-1931) университетах. Основные сочинения. "Школа и общество" (1899), "Исследования по логической теории" (1903), "Влияние Дарвина на философию" (1910), "Как мы мыслим" (1910), "Очерки по экспериментальной логике" (1916), "Опыт и природа" (1925), "Либерализм и социальное действие" (1935), "Логика. Теория исследования" (1938), "Е..

Дополнительный поиск Дьюи Дьюи

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Дьюи" в словаре История философии, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Дьюи, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Д". Общая длина 4 символа