Шестов Лев

214

Лев (Лев Исаакович Шварцман) (1866- 1938) - российский философ и литератор, представитель русского религиозно-философского возрождения начала 20 в. Свою философию в разное время определял как религиозную и экзистенциальную. В 1920 эмигрировал за границу. С 1921 - в Париже, профессор в Сорбонне. Основные сочинения. 'Добро в изучении графа Толстого и Ф. Ницше. (Философия и проповедь)' (1900), 'Достоевский и Ницше. Философия трагедии' (1903), 'Апофеоз беспочвенности (Опыт адогматического мышления)' (1905), 'Начала и концы' (1908), 'Potestas clavum' ('Власть ключей') (1923), 'Навлах Иова (Странствование по душам)' (1929) и др. После его смерти изданы работы. 'Афины и Иерусалим' (1938), 'Киргегард и экзистенциальная философия (Глас вопиющего в пустыне)' (1939), 'Умозрение и откровение.

(Религиозная философия Владимира Соловьева и др. Статьи)' (1964), 'Sola fide - Только верою. (Греческая и средневековая философия. Лютер и церковь)' (1966) и др. Творческая деятельность Ш. Началась с ряда литературно-философских работ. Исключительную роль в становлении философии Ш. Сыграли, наряду с произведениями Шекспира, которого Ш. Называл своим первым учителем философии, русская литература (прежде всего, в лице Достоевского и Толстого) и философия Ницше. Исходя из глубинного переживания трагичности человеческого существования, Ш. Выступал непримиримым критиком рационализма, в силу своих основных предпосылок узаконивающего, по мнению Ш., человеческие страдания. Источник, порождающий ужасы жизни, Ш. Усматривал в 'страшной власти' необходимости над человеческой жизнью.

Наука, будучи воплощением разума, в своем стремлении упорядочить мир предстает у Ш. Как поклонение необходимости и, соответственно, продуцирует принудительное знание, рационализированные истины которого служат орудием управления и господства. Ш. Признавал за научными, т.е. Логически доказуемыми истинами только ограниченное значение, в противном случае они сами (как орудия необходимости) ограничивают человека как свободное и творящее существо, в чем собственно и заключается, по Ш., призвание человека. Ш. Призывал к освобождению от довлеющей власти самоочевидного, общепринятого, общеобязательного, или, говоря иначе, к 'беспочвенности', - единственному, что дарует человеку ощущение полета. Системосозидающей установке философского разума Ш.

Противопоставил опыт 'адогматического' мышления, усматривающего истину 'в единичном, неповторяющемся, непонятном, всегда враждующем с объяснением' - 'случайном', куда не распространяется власть разума. Особую метафизическую значимость в философии Ш. Обретают мгновения, связанные с 'порывистостью и свободной внезапностью творческого роста и делания', 'когда разум отказывает в своих услугах'. Именно в эти редкие мгновения, писал Ш., 'только наедине с собой, под покровом тайны индивидуального бытия. Вспыхивают последние истины'. Глубоко переживая иррациональное в бытии человека, Ш. Подчеркивал невозможность ясного и отчетливого представления о великих тайнах мироздания, когда непредсказуемость, неожиданность, чудесность требуют отказа от самого усилия 'быть понятыми'.

Философия для Ш. - не 'строгая наука' (он горячо спорил с Гуссерлем по этому поводу), но 'борьба за невозможное', риск и дерзновение, стремление к неведомому. Дело философов 'не в разрешении проблем, а в искусстве изображать жизнь как можно более таинственной и проблематической'. Единственную возможность реализации свободы и творческой мощи человеческой личности Ш. Находил в религиозном опыте. Вера для Ш. - это одновременно и 'второе измерение мышления', преодолевающее истины разума, освобождающее от власти необходимости, и путь к тому, для кого все возможно, и упование на Бога живого, что, сметая всякую уверенность и прочность, сопряжено с ожиданием, надеждой, тоской, страхом и трепетом. Выступая против рационализации веры и полагая ее как сферу абсурда и парадокса, Ш.

Сам включается в русло иудейско-христианской философии, которую он, назвав философией откровения, противопоставил философии умозрительной, рациональной. Как философ Ш. Был достаточно независим от окружающих течений времени. Наиболее близким себе мыслителем считал Кьеркегора. Определенная близость философии Ш. И экзистенциализма (как течения) не дает оснований к их соединению в силу обособленности, ярко выраженного своеобразия этого мыслителя..

Значения в других словарях
Шестов Лев

Шестов Лев (псевд. Наст. Имя и фам. ‒ Лев Исаакович Шварцман) [31.1 (12.2).1866, Киев, ‒ 20.11.1938, Париж], русский философ-экзистенциалист и литератор. Окончил юридический факультет Киевского университета (1889). В 1895‒1914 жил преимущественно в Швейцарии, с 1914 ¾ в Москве, с 1918 ‒ в Киеве, с 1920 ‒ в Париже. Сочетая и по-своему акцентируя мотивы Ф. Ницше и Ф. М. Достоевского, Ш. Предвосхитил основные идеи позднейшего экзистенциализма. ..

Шестов Лев

ШЕСТОВ Лев (наст. Имя и фам. Лев Исаакович Шварцман) (1866-1938) - российский философ и писатель. С 1895 преимущественно жил за границей (в Швейцарии и Франции). В своей философии, насыщенной пародоксами и афоризмами, Шестов восставал против диктата разума (общезначимых истин) и гнета общеобязательных нравственных норм над суверенной личностью. Традиционной философии он противопоставил "философию трагедии" (в центре которой - абсурдность человеческого существования), а философскому умозрению - о..

Шестов Лев

(1866-1938), русский философ, литературовед. Настоящее имя - Лев Исаакович Шварцман. Родился в Киеве в семье коммерсанта 31 января 1866. В 1884 поступил на математический факультет Московского университета, через год перешел на юридический факультет. Был исключен из университета за участие в политических выступлениях студентов. Завершил образование на юридическом факультете Киевского университета (1889). В дальнейшем Шестов ушел мир литературной критики и философской эссеистики, и выбор этот ока..

Шестов Лев

(наст. Имя и фам. Лев Исаакович Шварцман. 1866–1938) – рус. Философ-экзистенциалист, писатель, литер. Критик. Окончил юридич. Ф-т Киевского ун-та. В 1895–1914 жил преим. В Швейцарии, в 1914—20 в России. В своей философии, насыщенной парадоксами и афоризмами, Ш. Восстал против диктата разума (общезначимых истин) и гнета общеобязат. Нравств. Норм над суеверной личностью. Традиц. Философии он противопоставил «философию трагедии» (в центре кот. – абсурдность человеческого существования), а филос. Ум..

Шелер

(Scheler) Макс (1874-1928) - немецкий философ и социолог, один из основоположников аксиологии, культур-социологии и социологии знания, философской антропологии. Учился в Мюнхене, Берлине и Йене, изучал философию и медицину. Ученик Р.Эйкена, неофихтеанца, близкого к философии жизни, и неокантианца О.Либмана. Первоначально неокантианец. Диссертацию защищал под руководством Эйкена - 'Попытка установления отношений между логическими и этическими принципами' (1899). С 1900 по 1907 - приват-доцент в Й..

Шеллинг

(Schelling) Фридрих Вильгельм Йозеф (1775-1854) - один из виднейших представителей немецкой трансцендентально-критической философии. В 1790 в 15-летнем возрасте становится студентом богословия Тюбингенского университета (вместе с Гегелем и Гёльдерлином). В 1798, в 23 года, - профессор в Йене. Здесь Ш. Сближается с кружком романтиков (братья А. И Ф.Шлегели, Новалис, Шлейермахер и др.). В Мюнхене (1806-1820) становится членом Академии наук и генеральным секретарем академии изящных искусств. 1820-1..

Шизоанализ

(греч. Schizein - расколоть) - одно из направлений современного постструктурализма. Программным сочинением Ш. Выступил двухтомный труд Делеза и Гваттари 'Капитализм и шизофрения' (1972- 1980), объединивший критику структуралистских представлений и леворадикальные политические идеи конца 1960-х - начала 1970-х (особенно том первый - 'Анти-Эдип'). В рамках парадигмы Ш. Затрагивается широкий спектр проблем философии, социологии, политологии, психиатрии, экономики и пр. Спектр философских аспектов Ш..

Шиллер

(Schiller) Фридрих (1759-1805) - немецкий поэт, философ, просветитель, испытавший на себе огромное влияние идей республиканской Франции. Ранние драматические произведения Ш. - 'Разбойники', 'Заговор Фиеско в Генуе', 'Коварство и любовь' и др. - были пронизаны духом антимонархизма и роднят его с самыми радикальными французскими просветителями. Не случайно в 1792 Национальное собрание Франции присвоило Ш. Звание почетного гражданина республики. Резкое выступление Ш. Против феодальных предрассудков..

Шестов Лев

(псевдоним. Настоящее имя и фамилия Лев Исаакович Шварцман. 1866-1938) - рус. Философ. Окончил Киевский ун-т (1889), по образованию юрист. С 1895 занимался филос. И литературно-критическими исследованиями. После написания и издания книг, посвященных Л.Н. Толстому, Ф.М. Достоевскому и Ф. Ницше, приобрел большую известность, стал одним из выдающихся мыслителей религиозно-философского возрождения в России нач. 20 в. В 1920 эмигрировал во Францию. В эмиграции поддерживал дружеское общение и переписк..

Дополнительный поиск Шестов Лев Шестов Лев

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Шестов Лев" в словаре История философии, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Шестов Лев, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Ш". Общая длина 10 символа