Аллегория
(греч. Άλληγορία — иносказание), в экзегетике — метод толкования текстов Св. Писания, выходящий за рамки их буквального понимания.Аллегорический метод интерпретации текстов зародился в Древней Греции в философии досократиков, отрицавших буквальное понимание мифологии, и достиг расцвета в комментариях стоиков к поэмам Гомера и Гесиода. Игнорируя ист. Контекст этих произведений, комментаторы видели в их героях персонификации физических или психических явлений, а эпизоды их трактовали как аллегорические изложения позднейших филос. Концепций. В сочинениях Филона Александрийского А. Широко применяется в толковании книг ВЗ (события свящ. Истории переосмысливаются как перипетии жизни души, стремящейся познать себя и Бога).
Согласно Филону, А. Не была достоянием только языческой философии, но практиковалась также в раввинистических школах Палестины. Авторы НЗ нередко трактуют цитаты из ВЗ аллегорически. Само слово А. Встречается в Гал 4, 24, где Агарь и Сарра означают Израиль и Церковь.Традиция аллегорического толкования текстов НЗ и ВЗ была выработана представителями Александрийской богословской школы (Климент Александрийский, Ориген и др.). Ориген преимущественно следовал концепции Филона. Он говорил о трех смыслах Писания. Телесном, или буквально-историческом, душевном, или нравственно-назидательном, и духовном, т.е. Аллегорическом. Ориген указывал на А. Как на наиболее адекватный способ интерпретации Писания.Отношение представителей различных богосл.
Школ к аллегорическому методу было неоднозначным. Так, Ириней Лионский связывал А. С еретическими учениями гностиков, которые, по его мнению, прибегают к ней потому, что не понимают подлинного смысла Писания или имеют намерение исказить его. Правомерность аллегорического понимания библ. Текстов стала предметом длительной полемики между александрийской и антиохийской экзегетическими школами, начало которой было положено в IV в. Выступлением Евстафия Антиохийского против крайнего аллегоризма Оригена.История экзегетики знает множество случаев совмещения толкователями аллегорического метода с др. Способами интерпретации Писания. Так, в комментарии к Песни Песней Амвросий Медиоланский говорит, что образ Невесты символизирует одновременно и Церковь Христову (в этом случае устанавливается связь типологического характера), и человеч.
Душу с ее стремлением к Жениху-Христу (классическая А.). В произведениях Августина, экзегетическая концепция которого складывалась под влиянием проповедей Амвросия, А. Также используется наряду с др. Экзегетическими приемами. Позднеантичные и ср.-век. Авторы (начиная с Илария Пиктавийского, Иоанна Кассиана, Руфина Аквилейского) приняли оригеновскую классификацию 3 смыслов Писания и выделили внутри дух. Смысла 2 аспекта — собственно А. И анагогию (от греч. Άναγωγή — восхождение). Так сформировалась концепция 4 уровней смысла Писания буквального, т.е. Прямого значения текста (основа для всех др. Смыслов). Аллегорического, когда одни события рассматриваются как обозначения др. Событий (напр., образы ВЗ относятся к жизни Иисуса Христа).
Морального, который касается жизни каждого христианина. Анагогического, который относится к эсхатологическим или вечным реалиям (ср. Фома Аквинский, Summa theologiae I a 1, 10. Данте, Пир II, 1) Эта схема выражена в знаменитом двустишии Николая Лирского (ок. 1336). «Littera gesta docet, quid credas allegoria, moralis quid agas, quo tendas anagogia» («Буква учит фактам. Тому, во что надо верить, учит аллегория. Мораль учит тому, что надо делать. Тому, к чему надо стремиться, учит анагогия»).Протест. Экзегетическая концепция, осн. Принципом которой является понимание Писания «из самого Писания», отрицает аллегорический метод. Традиция Католической Церкви допускает принципиальную возможность аллегорического толкования Писания и в наст.
Время.Лит-ра. Бычков В.В. Aesthetica Patrum. М., 1995, с. 35–52, 215–251. Нестерова О.Е. Типологическая экзегеза. Спор о методе // Альфа и Омега 4 (1998), 62–77. Сочинения древних христианских апологетов / Ред. А.Г. Дунаева. СПб., 1999, с. 463–480. Grant R.M. The Letter and the Spirit. L., 1957. PОpin J. Mythe et allОgorie. Les origines grecques et les contestations judОo-chrОtiennes. P., 1958. Formen und Funktionen der Allegorie / Hrsg. W. Haug. Stuttgart, 1979..
Дополнительный поиск Аллегория
На нашем сайте Вы найдете значение "Аллегория" в словаре Католическая энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Аллегория, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "А". Общая длина 9 символа