Калининград

157

(до 1946 — Кёнигсберг, Königsberg) — город в РФ, центр Калининградской обл. Нас. 422,1 тыс. Чел. Основан в 1255 рыцарями Тевтонского ордена как крепость в ходе покорения земель пруссов, вскоре стал важным портовым городом. После секуляризации Тевтонского ордена в 1525–1618 стал резиденцией прус. Герцогов, с 1618 — в составе Бранденбургско-Прусского гос-ва, с 1701 — Королевства Прусского (лПруссия). В период Семилетней войны 1756–63 взят рус. Войсками в 1758 и до 1762 был центром рос. Генерал-губернаторства Вост. Пруссия. С 1871 вошел в состав Германской империи. Во время Второй мировой войны был взят сов. Войсками 9.04.1945 и по решению Потсдамской конференции 1945 К. Вместе с прилегающей терр. (1/3 бывшей Вост. Пруссии) отошел к СССР.

В 1946 переименован в честь сов. Гос. Деятеля М.И. Калинина. Христианизацию терр. Вост. Пруссии начал во 2-й пол. X в. Адальберт Пражский. На дальнейшую миссион. Деятельность повлияло признание этих земель со стороны Свящ. Рим. Империи сферой польск. Влияния. В нач. 1009 проповедовать Евангелие сюда отправился Бруно Кверфуртский, однако, как и Адальберт Пражский, он погиб мученической смертью. Спустя 100 лет его дело продолжили польск. Цистерцианцы. 4.09.1210 Папа Иннокентий III в булле Coelestis agricola поручил пастырскую опеку над терр. Пруссии (до назначения там собственного епископа) Гнезненскому архиепископу. 18.02.1216 еп. Пруссии был назначен Христиан. Племена язычников-пруссов совершали нападения на неофитов-христиан и миссионеров Вост.

Пруссии, а также набеги на соседние польск. Земли. Папа Гонорий III призвал весь христ. Мир защитить новообращенных пруссов в крестовом походе против язычников, который состоялся в 1222 и был повторен в 1223. В то же время возник план христианизации Пруссии силами рыцарских орденов. Завоевание терр. Вост. Пруссии с одновременной христианизацией начал Тевтонский орден. В 1236 Папа Григорий IX уполномочил легата Вильгельма Моденского разделить терр. Пруссии на 3 еп-ва. Это решение подтвердил 29.07.1243 Папа Иннокентий IV, и были созданы 3 прус. Еп-ва. Помезанское, Вармийское и Самбийское. Вплоть до 1821 терр. Вост. Пруссии входила в состав двух еп-в. Юж. Часть принадлежала к Вармийскому еп-ву, а остальные — к Самбийскому. Церк. Управление осуществлялось одновременно двумя ординариями, вармийским и самбийским, которые до 1-й пол.

XVI в. Подчинялись Рижской митрополии. В Самбийском еп-ве (в отличие от Вармийского) все ординарии вплоть до начала Реформации были членами Тевтонского ордена. 3-й Самбийский еп. Генрих I фон Штриттберг (прежде еп. Вармийский), объявил Кёнигсберг столицей еп-ва, а Фишхаузен (совр. Г. Приморск) — резиденцией епископов. В 1285 был создан кафедр. Капитул с резиденцией в Кёнигсберге (его членами были исключительно дух. Лица из Тевтонского ордена). В 1330–80 был построен кафедр. Собор. Вскоре на терр. Самбийского еп-ва начали деятельность 2 мужских монастыря (лкармелитов и францисканцев), а также 3 женских монастыря (лцистерцианок, бенедиктинок и Конгрегации св. Елизаветы Венгерской). Первые приходы на терр. Вост. Пруссии возникли сразу после создания еп-ва.

В 1249 было основано 8 катол. Приходов, все над Вислинским заливом. Во 2-й пол. XIII в. Было построено 3 катол. Храма. 2 в Кёнигсберге и 1 в Фишхаузене. До 1350 было построено 35 катол. Храмов. В период между 1350 и 1500 — еще 57. На дальнейшую судьбу Католической Церкви в Вост. Пруссии оказала влияние деятельность Лютера. В Пруссии его сторонниками стали великий магистр Тевтонского ордена Альбрехт фон Гогенцоллерн, Помезанский еп. Эрхард Куайсс и Самбийский еп. Георг Поленц, который перешел в протестантизм в 1524. В мае того же года он начал секуляризацию монастырей. Г. Поленца поддержал вел. Магистр Альбрехт, который заключил в Кракове мир с польск. Королем Сигизмундом I Старым, а затем секуляризировал Тевтонский орден и стал вассалом Польши в качестве прус.

Герцога. 10.12.1525 произошел офиц. Переход в лютеранство всего Самбийского еп-ва и частей Вармийского еп-ва, входивших в герцогство Пруссии. Эта терр. Была включена в протест. Самбийское еп-во. Хотя Самбийское катол. Еп-во номинально продолжало существовать и терр. Герцогства Пруссии входила в Вармийское еп-во, на практике деятельность Католической Церкви на этих землях была прекращена. Первая офиц. Попытка вернуть Самбийское еп-во в лоно Католической Церкви была предпринята на синоде в Пётркове (Польша) в 1577. Собравшиеся епископы в присутствии апост. Нунция Викентия Лаурео и примаса Польши Якуба Уханьского обратились к королю Стефану Баторию с просьбой возродить Самбийское еп-во. Однако никаких офиц. Действий в этом направлении не последовало.

В 1605 бранденбургский герцог Иоахим Фридрих гарантировал католикам свободу вероисповедания. Католики получили также все гражданские права. Возможность занимать любые должности, строить молитвенные дома, часовни и храмы. Кроме того, герцог обязался за свой счет построить в Кёнигсберге катол. Храм и ежегодно выплачивать его настоятелю по 1000 флоринов. Однако сын Иоахима Фридриха Иоанн Сигизмунд отказался исполнять обещания отца. Король Польши Сигизмунд III в 1609 созвал комиссию, которая должна была укрепить королевскую власть в Пруссии и обеспечить права католиков. 7.11.1611 польск. Сейм принял конституцию De feudo ducatus Prussiae, которая подтвердила условия 1605 относительно вопросов вероисповедания. С того времени принципы свободы вероисповедания официально действовали в течение почти 200 лет, хотя не всегда соблюдались на практике.

При участии польск. Королевского двора и Вармийского еп. Симона Рудницкого в 1614 началось строительство катол. Храма в Закхайме (районе Кёнигсберга), спустя 2 года храм был открыт. Первая месса состоялась в нем 11.12.1616. Одновременно с созданием катол. Прихода в столице бывшего Самбийского еп-ва появилась возможность офиц. Принятия в юрисдикцию епископа Вармийского католиков герцогства Пруссии. Это было закреплено в бреве Папы Павла V Quas dedit Amplitudo tua от 7.12.1617. Т.о., Вармийские еп. Получили юридические основания для дух. Попечительства над прус. Католиками. Поскольку Самбия так и не имела собственного катол. Епископа, Вармийские еп. С 1635 добавляли к собственному титулу «. Et Sambiensis». В катол. Приходе Кёнигсберга настоятелями были священники Вармийского еп-ва, а викариями (с небольшими перерывами) — иезуиты.

В 1647 при катол. Храме был открыт постоянный миссион. Центр. Результатом его деятельности стал переход в католичество ок. 1000 протестантов, состоявшийся год спустя. В 1650 иезуиты открыли в Кёнигсберге госпиталь, а 3 года спустя — школу для детей из катол. Семей. В силу привилегий, данных иезуитам 30.04.1659 польск. Королем Яном Казимиром, они могли заниматься пастырской деятельностью не только по всей Пруссии, но и в Курляндии, Семигалии и Лифляндии. В 1764 здание катол. Храма в Кёнигсберге сгорело. Строительство нового храма было начато 5 лет спустя и завершено в 1777. Приход в то время насчитывал ок. 5 тыс. Человек. Этот храм сильно пострадал во время Второй мировой войны от налетов англ. Авиации в авг. 1944 и штурма города сов.

Войсками в апр. 1945. В 1960-е руины храма были снесены. Др. Постоянный миссион. Центр был создан в нач. XVIII в. В Тильзите (совр. Советск). Мессы служились также в частных катол. Часовнях, которые начиная с XVII в. Строили католики-дворяне, напр. В Норденбурге (совр. Пос. Крылово Гусевского района) — имении графов Шлибен и в Зентайнене (ок. Тильзита) — имении графов фон Глишен-Дренговских. После присоединения Вармии к Пруссии (в силу указа короля Фридриха II от 13.09.1772) катол. Епископы были лишены светской власти на терр. Своих еп-в и подчинены юрисдикции протест. Правителей, которые вскоре также завладели землями Польского гос-ва (разделы в 1793 и 1795). Новая полит. Ситуация повлекла за собой адм. Реорганизацию Католической Церкви в Пруссии, осуществленную Апост.

Престолом согласно булле Папы Пия VII De salute animarum от 16.07.1821. Вармийское еп-во теперь включало также Жулавский, Новоставский, Мальборкский, Штумский и Дзежгоньский деканаты, ранее принадлежавшие к Холмскому еп-ву и упраздненному этой буллой Самбийскому еп-ву. С тех пор до конца Второй мировой войны терр. Совр. Калининградской обл. Целиком входила в состав Вармийского еп-ва. В 1821 на этой терр. Действовали 2 прихода, в которых работали епарх. Священники (после роспуска в 1780 в Пруссии Об-ва Иисуса). В Кёнигсберге, Тильзите и Мемеле (совр. Клайпеда, Литва) работали бернардинцы. Миссион. Центр в Мемеле был открыт в кон. XVIII в., но пастырское служение там начали еще в 1740 бернардинцы из монастыря в Кроттингене (совр.

Кретинга, Литва). В Мемеле, на месте, дарованном королем Фридрихом II, в 1783 была построена часовня. Миссион. Центр получил ранг прихода в 1842, в 1862–65 был построен новый храм. Очередной центр пастырского служения на терр. Вост. Пруссии был образован в нач. XIX в. В Шилльгаллене (совр. Шильгаляй, Литва), в 1814 там была построена небольшая часовня. В 1842 миссион. Центр в Шилльгаллене получил права прихода, в 1882 был освящен новый катол. Храм. Катол. Часовня в Робкоене (ныне Литва) была создана в 1865, а 4 года спустя там был освящен новый катол. Храм. В 1850 был построен и освящен катол. Храм в Шиббене (совр. Чибай, Литва). 15.01.1852 был создан Самбийский деканат с резиденцией в Кёнигсберге. Ему были подчинены приходы Кёнигсберга (1300 чел.), Тильзита (2767 чел.), Мемеля (1390 чел.), Шилльгаллена с часовней в Шиббене (1500 чел.) и Бартшкемена, ок.

Пиллькаллена (совр. Добровольск). Затем появились также пастырские центры в Хайлигенбайле (совр. Г. Мамоново) в 1852, Бильдервайтшене (совр. Пос. Луговое) в 1857 (здание храма сохранилось до наст. Времени), в Ридельсберге в 1863 и в Инстербурге (совр. Черняховск) в 1864 (здание храма сохранилось и в 1993 возвращено католикам). В 1869 из Самбийского деканата был выделен Литовский деканат с резиденцией в Тильзите. С тех пор на терр. Вост. Пруссии действовали 2 деканата, Самбийский и Литовский. К первому (с резиденцией в Кёнигсберге) относились приходы в Кёнигсберге, Мемеле, Инстербурге и община при часовне в Коршеллене (совр. Пос. Мичурино). Ко второму — приходы в Тильзите, Шилльгаллене, Бильдервайтшене, Шиббене, Ридельсберге и Робкоене.

В 1870 все катол. Приходы насчитывали 6378 чел., а в 1900 — 10 616 чел. Из женских монашеских конгрегаций в Вост. Пруссии в XIX в. Работали монахини из Конгрегации св. Елизаветы Венгерской, прибывшие в Кёнигсберг в 1864. В 1890 монахини этой конгр. Открыли небольшой госпиталь. В 1898 в Кёнигсберге была учреждена гл. Обитель прус. Провинции Конгр. Св. Елизаветы Венгерской. В период «Культуркампфа» на терр. Вост. Пруссии было достаточно сильным движение старокатоликов. С 1875 они владели храмами в Кёнигсберге и Инстербурге. Деятельность старокатоликов прекратилась в 1886. В 1904–07 в Кёнигсберге был построен катол. Храм Св. Семейства в неоготическом стиле (ныне в здании храма располагается концертный зал), в 1931–32 — храм Св. Иосифа (здание сильно перестроено).

В 1932 было завершено строительство катол. Храма Св. Адальберта, начатое в 1904 (ныне в нем располагается науч. Лаборатория). Всего в 1938 на терр. Вост. Пруссии в границах нынешней Калининградской обл. Было 17 катол. Приходов и 25 часовен. После окончания Второй мировой войны терр. Вост. Пруссии была поделена между Польшей и СССР (при этом часть отошла к Литовской ССР, а часть — к РСФСР. С 1948 по 1967 на терр. Калининградской обл. Не было ни одной рел. Общины или организации. В 1967 была зарегистрирована община баптистов в пос. Первомайский неподалеку от К. С 1985 началась регистрация общин Русской Правосл. Церкви. 1.11.1990 в Калининградском гос. Ун-те состоялась первая после войны торжественная месса. Ее служил свящ. Анупрас Гауронскас из литов.

Епархии Тельшяй. В 1991 еп. А. Ваичюс из этой епархии доверил о. А. Гауронскасу пастырское попечение над католиками Калининградской обл. В июне 1991 архиеп. Тадеуш Кондрусевич направил для работы в К. И Калининградской области свящ. Ежи Стецкевича. Вскоре в К. Был зарегистрирован приход Св. Семейства, месса совершалась у стен храма Св. Семейства (который до сих пор не возвращен католикам). С помощью евангелизационного центра в Майнингене и нем. Катол. Организации «Kirche in Not» был создан первый в К. Катол. Центр с часовней (ул. Марины Расковой, 15). В 1992–93 для богослужений в городах Калининградской обл. Использовалась передвижная часовня. В 1992 областная администрация приняла решение о передаче катол. Общине храма Св. Адальберта (однако это решение не было исполнено), после чего был зарегистрирован второй катол.

Приход в К. — Св. Адальберта. В том же году католикам был передан храм в Большакове. Осенью 1992 в К. Из Германии приехали первые монахини Конгр. Божией Матери Шенштаттской, а в 1993 из Польши — монахини-назаретанки. В 1993 в К. Открылся филиал моск. Богосл. Колледжа св. Фомы Аквинского и зарегистрирована благотворительная организация «Каритас» («Каритас-Запад»). Под руководством диакона Хельмута Квирренбаха из об-ва «Lumen Christi» в К. Была привезена из Германии большая часовня, способная вместить до 1000 чел., которую установили на берегу р. Прегола (с весны 1994 до лета 2000 эта часовня была единственным катол. Храмом в К.). Для работы в возвращенном катол. Храме в Черняховске приехал свящ.-францисканец Чеслав Козел (OFMConv).

При храме был зарегистрирован приход Св. Бруно Кверфуртского. 11.06.1994 в Техническом ун-те прошла первая науч. Конференция, посвященная св. Адальберту, в которой приняли участие представители Католической, Православной и Евангелической Церквей. С июня 1994 издается катол. Газета на рус. Яз. Калининградский католический вестник. В конце апр. 1995 архиеп. Тадеуш Кондрусевич освятил 4 новые часовни, построенные нем. Организацией «Реновабис» — в Мамонове, Раздольном, Светлом и Залесье. С этого же времени в Калининградской обл. Начали свою деятельность монахини Конгр. Св. Екатерины Александрийской. Катол. Общины К. В ноябре 1995 посетил апост. Нунций архиеп. Дж. Буковски, который вместе с архиеп. Т. Кондрусевичем освятил участок земли в центре К.

Под строительство храма Св. Адальберта, а также новую столовую для бедных, организованную при приходе Св. Семейства Мальтийской службой помощи из Германии. В нач. 1997 в К. Был зарегистрирован Рос. Фонд св. Адальберта, а через неск. Недель — катол. Издательство «Адальбертинум». Гл. Рел. Событием 1997 в Калининградской обл. Стало 1000-летие смерти св. Адальберта. 23.04.1997 на предполагаемом месте гибели св. Адальберта на побережье Балтийского моря был установлен 10-метровый крест, 2–4.05.1997 прошли общеевроп. Юбилейные торжества. Осенью 1997 приход Св. Адальберта начал пастырское попечение над моряками. Группа добровольцев стала издавать журнал для моряков и рыбаков Stella Maris на рус. Язык. Весной 1998 катол. Община К. Начала строительство храма Св.

Адальберта. В наст. Время в К. Богослужения совершаются в часовне Божией Матери Фатимской, действует приходский центр, включающий библиотеку, читальный зал и катехизационные классы. Калининградская обл. Является епископским викариатом, на ее терр. Зарегистрировано 23 прихода, объединенных в 2 деканата — Калининградский и Советско-Черняховский. Кроме того, пастырская деятельность ведется еще в 8 общинах. В области работают 17 свящ., 2 диакона, 13 монахинь. Католики составляют ок. 4% населения Калининградской области. Катол. Приходы К. И Калининградской обл. Относятся к архиепархии Божией Матери с центром в Москве. Лит-ра. Лависс Э. Очерки по истории Пруссии. М., 1915. Губин А.Б., Строкин В.Н. Очерки истории Кёнигсберга. Калининград, 1991.

Восточная Пруссия. Калининград, 1996. Стецкевич Е. Войцех Адальберт. Калининград, 1999. Lehmann M. PreuІen und die katholische Kirche seit 1640. Lpz., 1878–94. 7 Bd. Weber L. PreuІen vor 500 Jahren in culturhistorischer, statistischer und militКrischer Beziehung. Nebst Special-Geographie. Danzig, 1879. Dr. Warmiensis [Matern G.]. Katholizismus und Protestantismus in OstrpreuІen einst und jetzt. Braunsberg, 1898. Dittrich F. Geschichte des Katholizismus in AltpreuІen // Zeitschrift fЯr die Geschichte und Altertumskunde Ermlands 13 (1901), 1–289, 493–741. Idem. Der Kulturkampf in Ermlande. B., 1913. Idem. Die katholische Kirche und Gemeinde zu KЪnigsberg. KЪnigsberg, 1914. Steinki J. Katholische Caritas und katholisches Vereinswesen in der DiЪzese Ermland.

Braunsberg, 1931. Gause F. Die Geschichte der Stadt KЪnigsberg in PreuІen. KЪnigsberg, 1965–68. 2 Bd. Kumor B. Granice metropolii i diecezji polskich (966–1939). Lublin, 1969. Mortensen G. Historisch-geographischer Atlas des PreuІenlandes. Lieferung 3. Der Gang der KirchengrЯndungen (Pfarrkirchen) in AltpreuІen. Wiesbaden, 1973. Wermter E.M. Geschichte der DiЪzese und des Hochstiftes Ermland. MЯnster, 1977. Kopiczko A. UstrЧj i organizacja diecezji warmifskiej 1525–1772. Olsztyn, 1993. А. Копичко, о. Е. Стецкевич.

Значения в других словарях
Калининград

IКалинингра́д (до 4 июля 1946 — Кёнигсберг) город, центр Калининградской области РСФСР. Переименован в честь М. И. Калинина. Расположен на обоих берегах р. Преголя, при впадении её в Вислинский заливе Балтийского море. Крупный промышленно-транспортный узел и незамерзающий порт, связанный с Балтийским морем глубоководным каналом (до порта Балтийск). Население 315 тыс. Чел. (1972. В 1959—204 тыс.). Основан в 1255. В течение семисот лет являлся центром немецкого феодального, а затем империалистичес..

Калининград

КАЛИНИНГРАД - город (с 1938) в Российской Федерации, Московская обл. Железнодорожная станция (Подлипки). 136 тыс. Жителей (1993). Центр ракетно-космической промышленности. Предприятия деревообрабатывающей, текстильной промышленности. Дом-музей В. И. Ленина. Назван по имени М. И. Калинина.. ..

Калининград

КАЛИНИНГРАД (до 1946 Кенигсберг, Konigsberg), город, центр Калининградской обл., на р. Преголя, при впадении её в Калининградский залив. Незамерзающий порт, связан с Балтийским морем глубоководным каналом (до г. Балтийск). Ж.-д. Узел. 426,3 тыс. Жителей (1998). База рыбопромыслового и транспортного флота. Машиностроение и металлообработка (заводы. Судоремонтный, вагоностроительный, "Электросварка", автоагрегатный. Производство рыбообрабатывающего оборудования и др.), целлюлозно-бумажная, пищевая..

Калининград

Кенигсберг. ..

Калининград

Город (с 1938) в Российской Федерации, Московская обл. Железнодорожная станция (Подлипки). 136 тыс. Жителей (1993). Центр ракетно-космической промышленности. Предприятия деревообрабатывающей, текстильной промышленности. Дом-музей В. И. Ленина. Назван по имени М. И. Калинина.. ..

Калининград

(до 1946 г. Кёнигсберг), адм. Центр ской обл., на р. Преголя, в 32 км от Балтийского моря. 430 тыс. Жителей (2002). Кёнигсберг основан тевтонскими рыцарями и чешским королем Пржемыслом Отакаром в 1255 г. В 1261 г. Сооружена деревянная (с 1292 г. Каменная) крепость. Рядом с замком основаны поселения. В 1266 г. Альтштадт, в 1300 г. Лёбенихт, в 1327 г. Кнайпхоф, которые в 1724 г. Объединены в один город. Открыты королевская библиотека (1534) и ун-т (1544). В 1525–1638 гг. Резиденция прусских герцог..

Калининград

1) город, ц. Калининградской обл. Основан в 1255 г. Рыцарями Тевтонского ордена как крепость и назван Кенигсберг - нем. 'королевская гора'. В честь чешек, короля Пржемысла II (он же Отакар II), принимавшего активное участие в походах против балт. Племени пруссов. В 1946 г. Переименован в Калининград по фамилии сов. Парт, и гос. Деятеля М.И.Калинина (1875-1946).2) см. Королев. ..

Калининград

(до 1946 Кенигсберг, Konigsbеrg), город, центр Калининградской области (с 1946). На р. Преголя, при впадении ее в Калининградский залив. 422,1 тыс. Жителей (1996). Основан как крепость в 1255 рыцарями Тевтонского ордена. С 1701 в составе Королевства Пруссия. В 1758 В ходе Семилетней войны взят русскими войсками, до 1762 центр генерал-губернаторства Восточная Пруссия в составе Российской империи. В 1762 возвращен Пруссии. С 1871 в составе Германии. Центр Восточной Пруссии. После присоединения час..

Калининград

(б. Кёнигсберг) - город, центр Калининградской обл. РСФСР (переименован в честь М. И. Калинина 4 июля 1946). Расположен при впадении р. Преголи в Калининградский зал. 232 т. Ж. В 1962. Крупный незамерзающий торг. Порт на Балт. М., пром. Центр и важный узел шосс. И жел. Дорог. Осн. В 1255 крестоносцами Тевтонского ордена как опорный пункт в период завоевания земли древних пруссов. С 1701 - в составе королевства Пруссии, с 1871 - Германии. Являлся мощной воен. Крепостью и оплотом нем. Завоевателей..

Каликст II

(Calixtus, Callistus), Гвидо (Guido) — Папа Римский (2.02.1119–13/14.12.1124). Ум. В Риме.Сын бургундского герцога Гильома. В 1088 стал архиепископом Вьеннским. Был избран Папой в аббатстве Клюни, куда бежал из-за конфликта с имп. Генрихом V и где скончался его предшественник Гелазий II. Взойдя на кафедру св. Петра, К., находившийся в родстве с франц. Королевской династией Капетингов, а также с королевскими домами Англии и Германии, сумел устранить из Рима антипапу Григория VIII, а затем после д..

Каликст III

(Calixtus, Callistus), Алонсо Борджа (Alonso Borja) — Папа Римский (8.04.1455–6.08.1458). Род. 31.12.1378, Торре-дель-Каналс, ок. Хативы (Испания), ум. В Риме. Происходил из известного рода Борджа. Учился в Леридском ун-те, который окончил со степенью д-ра, затем преподавал в нем канон. Право. Был советником короля Альфонсо V Арагонского. Во время продолжавшейся Великой схизмы, будучи каноником, находился в юрисдикции антипапы Климента VII, но затем стал активным сторонником Папы Мартина V и в д..

Калуга

Город в РФ, центр Калужской обл. Нас. 346,7 тыс. Чел. (1996).Основан в сер. XIV в. Впервые упоминается в 1371 в грамоте литовского кн. Ольгерда. Как пограничный город был предметом споров между Литвой и Москвой, в 1389 вошел в состав удельного Моск. Княжества. В 1505–18 был самостоятельным удельным княжеством. В 1708 К. Вошла в Моск. Губернию, с 1777 была центром Калужского наместничества, с 1796 — Калужской губ., с 1924 — в составе Московской обл., с 1934 — Тульской, с 1944 — центр Калужской об..

Кальвария

(лат. Calvaria) — название центров особенного почитания Св. Креста, символизирующих Голгофу.. ..

Дополнительный поиск Калининград Калининград

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Калининград" в словаре Католическая энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Калининград, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "К". Общая длина 11 символа