Дао дэ цзин

217

"Канонич. Книга о дао и дэ", "Канон дао и дэ", или "Лао-цзы"- памятник древнекит. Филос. Мысли, приписываемый полулегендарному мыслителю Лао-цзы. Основополагающий даос. Трактат. По традиции относится к 6 - 5 вв. До н.э., однако совр. Наука считает более достоверной датировкой 4 - 3 вв. До н.э. Согласно преданию, "Д.д.ц." был написан Лао-цзы во время его путешествия на запад по просьбе нач-ка погранич. Заставы Инь Си.Совр. Текст "Д.д.ц." состоит из 81 гл. И насчитывает 5 тыс. Иероглифов. Трактат разделен на две части - "Дао цзин" ("Книга о дао") и "Дэ цзин" ("Книга о дэ"), хотя существенных различий в их содержании нет. Канонич. Композиция текста относится, видимо, ко 2 - 1 вв. До н.э., т.к. Найденные в 70-е гг. 20 в. В КНР (Чанша, Мавандуй) древние рукописи "Д.д.ц." отличаются иным членением на главы, нек-рые - названием текста ("Дэ дао цзин").

Написан "Д.д.ц." ритмизованной прозой, в значит, степени рифмованной. Во 2 в. До н.э. Начинается комментирование памятника. Классич. Образцы коммент. Принадлежат анонимному "Старцу с речного берега" (Хэшан-гун, 2 в. До н.э.) и философу школы сюань сюэ Ван Би (3 в.). В Дуньхуане (пров. Ганьсу) экспедицией под руководством П. Лельо (1906 - 8) обнаружен ортодокс, коммент. К "Д.д.ц." даос, школы "Небесных наставников" (Тяньши (дао), см. Чжэнъи /дао)). "Лао-цзы сян эр чжу" (или "Сян эр"), отражающий религ. Восприятие текста в качестве книги откровения. Этот коммент. Приписывается 3-му "Небесному наставнику" Чжан Лу (2 - 3 вв.), но возможно, что он создан раньше. Среди коммент., принадлежащих представителям творческой интеллигенции, испытывавшим влияние даосизма, выделяется текст великого поэта средневек.

Китая Су Ши (Су Дунпо, 11 в.).В центре учения "Д.д.ц."- фундаментальные для всей классич. Кит. Мысли категории дао и дэ (1). Особенностью учения "Д.д.ц." является концепция "двух дао" - "безымянного" (у мин (1)), порождающего космос, и "именуемого" (ю мин), создающего конкр. Вещи. Дао ("путь") и дэ (1) ("благодать", "благая сила", "добродетель") соотносятся как порождающий и пестующий порожденное принципы. Для "Д.д.ц." характерны свойственный классич. Кит. Философии натурализм и элементы примитивной диалектики, реализующиеся в учении о взаимопревращении, взаимообусловленности и взаимопорождении противоположностей. "наличия и отсутствия" (см. Ю - у), "легкого и тяжелого" (цин - чжун) "движения и покоя" (дун - цзин) и т.п.

Значит. Место уделяется категории "недеяние" (у вэй (1), см. Вэй (1)), под к-рым понимается отсутствие произвольной целеполагающей активности субъекта, противоречащей спонтанной "естественности" (цзы жань) дао, равно как и порожденной им природы. У вэй (1) является также осн. Принципом орг-ции совершенного об-ва. В "Д.д.ц." подчеркивается роль "совершенномудрого" (см. Шэн (1)) монарха в осуществлении "недеяния" и "упорядочении Поднебесной", что делает возможным предположение о первонач. Предназначении этого текста как руководства правителю по управлению гос-вом на основе философии дао и дэ ( 11. Социальный идеал "Д.д.ц." - маленькая патриархальная страна, максимально обособленная от др. Аналогич. Образований. В тексте высоко оценивается простота и безыскусственность древности, противопоставляемые конф.

Этике, осн. На иерархии и "ритуале" (ли (2)). Ряд фрагментов "Д.д.ц." содержит намеки на идею продления жизни, обретения бессмертия и неуязвимости посредством причастности к дао, получившую развитие в позднем даосизме. С ними связано представление о дао как о субстантивированной закономерности и порождающем принципе сущего. В ряде фрагментов "Д.д.ц." дао уподобляется женскому началу ("сокровенная самка" - сюань пинь, "мать Поднебесной" - Тянь ся чжи му), к к-рому следует стремиться, уподобляясь младенцу."Д.д.ц." оказал сильное влияние на развитие не только даосизма, но и всей классич. Кит. Философии. Образы памятника активно использовались писателями, поэтами, художниками древнего и средневек. Китая. Учение "Д.д.ц." имело отклики в зап.

И рус. Культуре .

Значения в других словарях
Дао Дэ цзин

(«Да́о Дэ цзин»,) классическое произведение древнего даосизма (4—3 вв. До н. Э.). См. В ст. Лао-цзы. ..

Дао Дэ Цзин

"ДАО ДЭ ЦЗИН" - см. Лао-цзы.. ..

Дай шэн

ДАЙ ШЭН Дай Цыцзюнь, Сяо Дай ("младший Дай".В отличие от его дяди Дай Дэ- "старшего Дая"). 2 в. До н.э. Каноновед (см. Цзин сюэ), основатель Сяо Дай сюэ ("учения младшего Дая") - одного из направлений традиции толкования текстов о конф. "нормах ритуальной благопристойности" (ли (2)), восстановленных гл. Обр. Благодаря устной передаче и записанных "новыми" (реформированными) письменами (см. Цзин сюэ). Выходец из обл. Лян (на территории совр. Пров. Хэ-нань). Состоял на гос. Службе. Изучал "учение..

Дао передача

ДАО ТУН "Передача дао (учения, традиции)"Понятие, обозначающее передачу духовного учения от первомудрецов к последующим поколениям. Появилось в конф. Философии, впоследствии широко распространилось в кит. Сектантстве. Хотя сам Конфуций не использовал понятие Д.т., конф. Традиция приписывает ему осмысление понимаемой под Д.т. Системы передачи методов гармонизации об-ва и справедливого управления Поднебесной, преемствования принципов древних "совершенномудрых" правителей (см. Шэн (11. Мэн-цзы (4 -..

Дао Дэ Цзин

..

Дополнительный поиск Дао дэ цзин Дао дэ цзин

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Дао дэ цзин" в словаре Китайская философия. Энциклопедический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Дао дэ цзин, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Д". Общая длина 11 символа