День

173

ТЯНЬ Небо ("природа", "бог", "божество", "сезон", "день")Категория кит. Философии и культуры, в филос. Контексте применяемая в четырех осн. Значениях или их комбинациях:1) верховное божество, высшая божеств, сила;2) высшее природное начало, соотносящееся в триаде сань цай ("три ценности") с Землей - началом более низкого уровня и человеком - фактором произвольной творческой активности и "искусственности";3) природа как абстрактная "естеств." целостность, понятие, синонимичное биному Т. Ди (Небо и Земля), обозначающему биполярный универсум;4) гл. Природное начало в человеке. Этимологически иероглиф Т. Восходит к иероглифу жэнь (1) - человек.Представление о Т. Как верховном божестве зафиксировано в надписях на ритуальных бронзовых сосудах эпохи Шан-Инь (16-11 вв.

До н.э.). Они свидетельствуют о синонимичности понятий Т. И Шан-ди ("Верховный владыка") - последний считался первопредком иньцев. Свержение в 11 в. До н.э. Дин. Инь племенным союзом Чжоу привело к разрыву понятия Т. С представлением о первопредке, но персонификация Неба какое-то время сохранялась. На филос. Уровне она зафиксирована в трактате "Мо-цзы" (5 - 3 вв. До н.э.), где Небо объявляется имеющим желания, а "небесная воля" (Т. Чжи) рассматривается как инструмент "для определения углов в Поднебесной" (критерий оценки человеч. Действий), подобный циркулю или угломеру ремесленника. Небо толкуется как универсальная "порождающая и взращивающая" сила, реализующая возможность использования человеком миропорядка, установленного дао (смену времен года, выпадение осадков, позволяющих вести сельское хоз-во и т.п.).

Равной заботой Неба о всем сущем монеты обосновывали доктрину "равной любви", объявленной выражением "небесной воли". Нарушение принципа "равной любви" правителем влечет за собой наказание для Поднебесной (Т. Ся), понимаемой как социум с занимаемой им территорией, в виде "болезней, бедствий, злого голода".В др. Течениях древнекит. Философии Небо было деперсонифицировано. У Конфуция (6 - 5 вв. До н.э.) Небо, "приводящее в движение четыре времени (года)", "рождающее сто вещей", "безмолвствует", т.е. Не изъявляет свою волю непосредственно. Основоположники философии даосизма акцентировали вторичный онтологич. Статус Неба относительно дао. "Небо берет за образец дао, дао берет за образец само себя" ("Дао дэ цзин", 4 в.

До н.э.). В "Дао дэ цзине" Небу придается также объединяющий его со временем атрибут "длительности" (чан (1)). Согласно "Чжуан-цзы" (4 - 3 вв. До н.э.), дао порождает Небо и Землю. Там же атрибутом Неба объявлено "недеяние" (у вэй (I), см. Вэй (1)). "Действующее благодаря недеянию называется Небом". Тем самым подчеркивается отсутствие у Неба произвольного целеполагания в отличие от человека. В то же время в "Чжуан-цзы" понятие Т. Впервые применено для обозначения природы отд. Человека. "У совершенного человека природа (Т.) сохраняет целостность". Видимо, там же (но, возможно, в "Ли цзи", 5 - 2 вв. До н.э.) впервые прозвучало понятие "небесный принцип" (Т. Ли, см. Ли (1)), обозначившее упорядочивающее начало, имманентное Небу и, т.о., всему сущему, в т.ч.

Человеку. Посредством "небесного принципа", согласно "Чжуан-цзы", осуществляется "(прямое) следование (порядку вещей)" (шунь), т.е. Дао. Протодаос. Трактовка Неба, содержащая представление о его материально-идеальной и психофизич. Амбивалентности, была воспринята конф. Философией. Гл. Обр. В ее рамках получила дальнейшее развитие категория Т. Это было обусловлено особым значением для конф. Мысли идеи личной ответственности за нормальное функционирование социума и потому - проблемы разграничения компетенции высших природных сил и человека в их упорядочивающем воздействии на природу и об-во. Этот вопрос стал ведущим в рамках комплекса проблем, объединенных установкой на определение специфики и связей "небесного" и "человеч." дао.

Он решался путем выявления функционального соотношения Неба и человека. Их сущностное - субстанциальное - единство сомнению фактически не подвергалось, но могло акцентироваться либо сглаживаться. Осн. Тенденции в решении указ, вопроса выразились в формулах. "совпадающее единство Неба и человека" (Т. Жэнь хэ и), "взаимный отклик Неба и человека" (Т. Жэнь гань ин), "разграничение Неба и человека" (Т. Жэнь чжи фэнь).Тезис о "совпадающем единстве" был выдвинут создателем ортодокс, конф. Идеологич. Системы Дун Чжуншу (2 в. До н.э.). Этот тезис основывался на развитии положений, содержащихся в предшествующих памятниках филос. Мысли. В комментирующей части "Чжоу и" (4 в. До н.э.) утверждается, что "благодать/добродетель" (дэ (1)) великого человека совпадает с "благодатью/добродетелью Неба и Земли", т.е.

Человек может иметь равные возможности с гл. Природными началами. В предкачальной ("прежденебесной" - сянь Т.) реальности он может идти наперекор "небесным божествам" (Т. Фо), в "посленебесном" (хоу Т.)- феноменальном мире "следует небесным временам", т.е. Во всем органичен закономерностям космич. Ритмов. В "Чжун юне" (6 - 4 вв. До н.э.) постулируется возможность "войти в триединство с Небом и Землей" для того, кто способен "исчерпывающе (раскрыть) свою природу (син *(!))". Мэн Кэ (Мэн-цзы, 4 - 3 вв. До н.э.) в развитие этой идеи объявляет "исчерпание собств. Сердца (синь (1))", т.е. Предельное выявление интеллектуальных, эмоционально-волевых и моральных потенций изначально "доброй" человеч. "природы" (син (1)), путем к познанию последней и, т.о.,- к познанию Неба, единосущного человеч.

Природе, к "(погружению личности) сверху донизу в общий поток с Небом и Землей". В отличие от конфуцианца Мэн-цзы, подчеркнуто этизировавшего и переводившего в праксеологич. Сферу акт "исчерпания сердца", выступающий как итог личного самосовершенствования, Чжуан-цзы акцентировал гносео-психологич. Характер единства человека и универсума. К нарушению этого единства приводит произвольная объективация окружающего мира, а уже недопущение такой объективации или ее преодоление обеспечивают способность "совершенномудрого" (шэн (1)) "действовать (в согласии со) всем в мире, не прячась (от него)". В эклектич. Сб. "Люй-ши чунь цю" (3 в. До н.э.) связь человека и Неба обусловлена их онтологич. Единством. "Человек и вещи суть превращения (сил) инь ян, а творчество (сил) инь ян приводит к формированию Неба".

Все качества, присущие Небу и человеку в отдельности - суть "принципы (ли (1)) вещей, наполняющих Небо". Дун Чжуншу, основываясь на предшествующих концепциях связей Неба и человека, ввел эти связи в систему буквальных онтологич., этич., психологич. И физиологич. Соответствий, сопряженных с "образами (символами - сян (1)) солнца и луны", т.е. Универсальными классификационными рядами, позиции к-рых - качества, свойства, явления, тенденции корреспондировали с понятиями "ян (1)" (ряд "солнца") и "инь (1)" (ряд "луны"). По Дун Чжуншу, "пневмы (ци (1)) радости и гнева", к-рыми обладает Небо, соответствуют человеч. Скорби или радости. "однородные" (тун лэй) человеческим "пневмы" Неба "обогащают" человека, а при полном их совпадении обеспечивают "тождество Неба и человека".Функциональный аспект концепции "совпадающего единства" акцентирует тезис Дун Чжуншу о "взаимном отклике Неба и человека".

Его истоки, помимо тех же пассажей древнекит. Памятников, что заложили фундамент концепции "совпадающего единства", прослеживаются также в "Цзо чжуани" (4 в. До н.э.), где "добрый человек" объявляется "основанием Неба и Земли", т.е. Прямо постулируется зависимость гл. Природных функций от человека. Согласно "Люй-ши чунь цю". Небо и человек проявляют схожие "реакции" ("отклики" - ин) в том смысле, что явления природы м.б. Сопоставимы с однородными человеч. Качествами и проявлениями, а "благость" или жестокость государей как медиаторов между Небом и социумом ответственны за приведение масс людей к "благу" либо "неправедности". Нарушение же государем и его подданными циклических закономерностей общения с природными силами (напр., нарушение ритуальных норм и хозяйств.

Установлений, предписанных для определенного сезона) объявлялось возможной причиной сбоя природных циклич. Ритмов, стихийных бедствий и т.п. Согласно же концепции "взаимного отклика", разработанной Дун Чжуншу, на ошибки в управлении страной и, соответственно, на дезорганизацию социума (Поднебесной) Небо реагирует сначала предупреждениями в виде стихийных бедствий. Если предупреждения безрезультатны, то Небо дает чудесные знамения. И лишь в том случае, если люди продолжают упорствовать в нарушении общекосмич. Законов, социум приходит к гибели. Устроение же его жизни гармонизирует мир. Все природные процессы (Небо) протекают нормально. В целом, согласно Дун Чжуншу, в Небе "находит свой исток дао" (в конф. Смысле - как благой ход обществ.

Событий и человеч. Жизни).Неоконфуцианцы 11 - 12 вв. Развивали преимущественно концепцию Неба, выраженную в "Мэн-цзы" и "Чжун юне", в русле доктрины "совпадающего единства" По Чжан Цзаю (11 в.), пространство Неба и Земли, ограниченное небесной сферой ("крышкой" - сай), есть "мое и их (т.е. Неба, Земли и тьмы вещей) тело", а "моя и их природа" (син (1)) равно находятся под "водительством Неба". По мнению Чжан Цзая, "совпадающее единство Неба и человека" выражается в том, что "просветленный (разум) дает возможность ученому мужу (жу) достичь "искренности" (чэн (1)) (гл. Условия должного контакта с людьми и природными силами), а последняя, в свою очередь, обусловливает "просветленность (разума)". Чэн И и Чэн Хао (11 - нач.

12 в.) солидаризировались в том, что Небо и человек исконно недвойственны и это вообще избавляет от необходимости говорить о каком-либо их "совпадении" (хэ (3)). "Небо, Земля и человек суть единое дао", но различаются ипостасями. Напр., ипостась ("деятельное проявление" - вэй (1)) Неба - "предопределение" (мин (1)), человека - "индивид, природа" (син (1)). Обе ипостаси соединяются через управляющий ими центр, принадлежащий одновременно внутр. И внеш. Природе - "сердце" (синь (1)), а их общей "реальностью" (ши (2)) является дао. Философы, в нек-рых классификациях относимые к материалистам, выделяли гл. Обр. Субстанциальный аспект совпадающего единства. Напр., Ван Чуаныиань (17 в.) толковал Небо как "подъем и опускание, взлет и колыхание пневмы (ци (1))".

Эта субстанциальная активность, "не действуя" (у вэй (1)), тем не менее является "материальным началом" (цзы чу) тьмы вещей. "Совершенномудрые" (шэн (1)) древности, говоря о "совпадающем единстве Неба и человека", не смешивали эти понятия, но лишь имели в виду, что "принципы" (ли (1)) Неба и человека имеют общий исток, а со смертью человека его субстанции полностью возвращаются в "Великую пустоту" (тай сюй).Тезис о функциональном разграничении Неба и человека был предложен Сюнь Куаном (Сюнь-цзы, 4 - нач. 3 в. До н.э.). К. "прерогативе" Неба он относил "совершающееся помимо (человеч.) деяний и получающееся помимо (человеч.) устремлений". Осн. Аргумент Сюнь Куана - "постоянство небесного движения", т.е. Астрономич.

И природных циклов независимо от человеч. Деяний. Процветание и беды социума зависят от самих людей. Наиболее отчетливо тезис Сюнь Куана, подразумевающий относительную автономность природных процессов и социальной практики, был развит в учении Лю Иньси (кон. 8 - 9 в.). Он определил Небо и человека как два противостоящих начала, обладающих разными "возможностями" (нэн). Лю Иньси постулировал "(телесную) оформленность" (син (2)) и Неба, и человека ("совершеннейшего из животных"). Совокупная "возможность" Неба - порождение тьмы вещей, "возможность" человека - управление этими вещами. Небо и человек конкурируют, "одерживая победы" друг над другом. Условием "одержания победы" над внеморальным Небом служит человеч. "искренность" (чэн (1))- предельная открытость к мирозданию и людям, позволяющая прозревать вселенские законы, а средством достижения такой "победы" - юридич.

Законы, с помощью к-рых можно упорядочить социум и управлять вещами, рожденными Небом. При несовершенстве законов вещи могут выйти из-под контроля. По Лю Цзунъюаню (кон. 8 - нач. 9 в.), "Небо и человек не вмешиваются (в дела) друг друга" (Т. Жэнь бу сян юй). "Процветание (природы) и засухи" - прерогатива Неба, "законодательство и смуты" - человека.Неоконфуцианцы обычно не рассматривали тезисы о "совпадающем единстве", "взаимном отклике" и "разграничении" как взаимоисключающие. Возможность воздействия Неба и человека друг на друга объяснялась их субстанциальным единством и подчиненностью единой системе закономерностей, имеющей нумерологач. (см. Сян шу чжи сюэ) выражение, а проблема разграничения касалась прежде всего уточнения сферы компетенции человека, вмешательство к-рого в прерогативы Неба м.б.

Бесполезным и даже пагубным. Обоснованием сужения или расширения полномочий человека по отношению к Небу стало то или иное толкование соотношения "небесного принципа" (Т. Ли) и "человеч. Страстей" (жэнь юй). Последние в целом понимались как выражение индивид, человеч. Произвола, противостоящего безличной регулярности общеприродного "принципа". Формулировка проблемы восходит к "Ли цзи" (5 - 2 вв. До н.э.), где безграничное пристрастие человека к вещам объявлено признаком того, что он "безмерно возлюбил зло" и сам - "превращается в вещь" (хуа у). Это толковалось как "уничтожение (в человеке) небесного принципа и беспредельность человеч. Страстей".Идея противостояния упорядочивающего "небесного принципа", воплощенного в этич.

Нормах, "человеч. Страстям", отчетливо выражена в построениях представителей разных течений неоконфуцианства. Чэн И (11 в.) категорически требовал "умаления страстей" (сунь юй) как единств, средства "восстановления небесного принципа". Чжу Си (12 в.) еще резче подчеркивал их несовместимость. "Победа человеч. Страстей означает уничтожение небесного принципа". Ван Янмин (кон. 15-нач. 16 в.) отождествил с "небесным принципом" врожденное интуитивное знание - "благосмыслие" ("благое знание" - лян чжи). Достижение благосмыслия означает устранение "человеч. Страстей". Древние "совершенномудрые" (шэн (1)) были таковыми потому, что "в их сердцах присутствовал только чистый небесный принцип и не было человеч. Страстей".Ряд мыслителей решали проблему соотношения "небесного принципа" и "человеч.

Страстей" в русле концепции "совпадающего единства". Напр., Ху Хун (12 в.), сближая понятия Т. И "(индивид.) природа" (син (1)), считал, что у "небесного принципа" и "человеч. Страстей" "общее тело (субстанция - ти (1)) и разные функции (применения - юн (2), см. Ти - юн)". "Расцвет человеч. Страстей означает замутнение небесного принципа", но для их упорядочения и служит "принцип", к-рый суть нормы ритуальной "благопристойности" (ли (2)). Ло Циньшунъ (15-16 вв.) акцентировал естественность "человеч. Страстей", отрицая лишь разгул чувственности и порабощение страстями. Ван Чуаньшань считал "принцип" и "страсти" неразрывно связанными, полагал возможным в человеч. "страстях" узреть "принцип" и резко возражал против концепции их взаимоисключения.

Дай Чжэнь (18 в.), отождествляя "страсти" и "чувства" (цин (2)), постулировал зависимость самого "принципа" применительно к человеку от наличия "чувств" (психоэмоциональной сферы). Он подверг критике "мертвящую" трактовку этой проблемы чжусианцами, считая, что они "посредством принципа убивают человека".Всеобъемлющая универсальность совокупного содержания понятия Т. (дофилос. И филос.) как некоего единства трансцендентного, трансцендентального и имманентного (и в общефилос., и в кантовском смысле) разграничивается введенными в комментирующей части "Чжоу и" понятиями "прежденебесного" (сянь Т.) и "посленебесного" (хоу Т.). "Прежденебесное" может истолковываться как относящееся к сфере трансцендентного либо к общей области трансцендентного и трансцендентального, а "посленебесное" - к сфере имманентного или совокупности имманентного и трансцендентального.

Термины "сянь Т." и "хоу Т." несут также смысловой оттенок, позволяющий использовать их в совр. Филос. Лексике для передачи понятий "априорное" и "апостериорное". С Шао Юна (11 в.) "прежденебесным" начинает именоваться т.н. Порядок расположения гуа (триграмм и гексаграмм, См. Также Сян шу чжи сюэ) по Фуси, фиксирующий выражения осн. Закономерностей математически правильного "предначального" миропорядка. Назв. "посленебесного" получил т.н. Порядок гуа по Вэнь-вану, выражающий сложность мировых процессов "после рождения Неба и Земли" в ходе космогенеза и во многом загадочный. Оба порядка гуа, так же как понятия "прежденебесное" и "посленебесное", широко использовались традиц. Кит. Наукой, в т.ч. В теории и практике медицины.Понятие Т.

Коррелирует с понятием мин (1) ("предопределение"). Связи между ними раскрывают представления кит. Философов о свободе воли и принципиальных ограничителях человеч. Вмешательства в сферу действия "небесных" провиденциальных сил.**Древнекит. Философия. Т. 1. М., 1972. С. 18 - 25. Мартынов А.С. Несколько замечаний о комплексе "Небо - Земля" в кит. Художеств., политич. И филос. Текстах // Лит-ры стран Дальнего Востока. М., 1979. Кобзев А.И. Учение Ван Янмина и классич. Кит. Философия. М., 1983 (по Указателю). Титаренко М.Л. Древнекит. Философ Мо Ди, его школа и учение. М., 1985 (по Указателю). Мифы народов мира. Т. 2. М., 1992. С. 541. Ду Эрвэй. Чжунго гудай цзунцзяо яньцзю. Тянь, дао, Шан-ди чжи бу (Исслед. Древних религий Китая. Проблема терминов. Тянь, дао и Шан-ди).

Тайбэй, 1976. Его же. Жу фо дао чжи синьян яньцзю (Исслед. Конф., буд. И даос, верований). Тайбэй, 1978. Гэ Жунцзинь. Чжунго чжэсюэ фань-чоу ши (История категорий кит. Философии). Харбин, 1987. С. 163 -83. Creel H.G. The Birth of China. A Study of the Formation Period of Chinese Civilization. L., 1958. P. 181 - 4, 256, 341-5, 367 - 80.А.Г. Юркевич.

Значения в других словарях
День

I 1) то же, что Сутки. 2) Светлая часть суток между восходом и заходом верхнего края Солнца. Продолжительность (долгота) Д. Зависит от географической широты места и меняется с изменением склонения Солнца. На земном экваторе долгота Д. В течение года приблизительно постоянна и равна примерно 12 ч. На полюсах день длится полгода. На широтах от 0° до +66°37' долгота Д. Наибольшая — в день летнего солнцестояния (22 июня) и наименьшая — в день зимнего солнцестояния (22 декабря). На широтах от 0° до —..

День

"ДЕНЬ" - еженедельная литературно-политическая газета, Москва, 1861-65. Орган славянофилов. Издатель-редактор - И. С. Аксаков.. ..

День

Еженедельная газета славянофилов, выходила в Москве в 1861—65. Газета выступала за созыв Земского собора, вела борьбу с антирусскими либерально-космополитическими, революционно-демократическими и националистическими идеологиями.Источник. Энциклопедия "Русская цивилизация". ..

День

Ежедневная газета, издается в Москве, с 1900 г. Издатель-редактор Ф. H. Берг, а потом изд. А. А. Петрович, ред. Ф. Н. Берг. Последнее время выделилась своим реакционным направлением.. ..

День

(см. Времясчисление Библейское ) В ·свящ. Писании упоминаются различные часы дня, как-то. А) Заря - время пред появлением солнца. В это время воскрес Господь (Мар.16:2 , Мат.28:1 ). Б) Восход солнца (2Цар.33:4 ). В) Дневной зной (Быт.18:1 ) - около 9 ·час. Утра. Самое жаркое время дня. Г) Полдень (Быт.43:16 ). Д) Прохлада дня. Время пред солнечным закатом (Быт.3:8 ). Персы до сих пор называют таким образом эту часть дня. Е) Вечер. Евреи принимали два вечера. Первый начинался около 3 часов, а пос..

День

• райский день. ..

День

Сутки, число.. ..

День

О состоянии погоды. Об окраске неба, прозрачности воздуха. Безветренный, беззакатный, безоблачный, безрассветный, белёсый (белесый), белый, бесцветный, бледный, блестящий, ведреный, ветреный, влажный, вьюжливый, гнилой, голубой, горячий, грозовой, дождливый, душный, жаркий, жгучий, звенящий, звонкий, знойный, золотистый, золотой, искристый, красный (нар.-поэт.), ладный (разг.), лазоревый (устар.), лазурный, лучезарный (поэт.), лучистый, маревый, мглистый, метелистый, мозглый (простореч.), мокрый..

День

Светлая часть суток между восходом и заходом верхнего края Солнца. Продолжительность (долгота) дня зависит от географической широты места и меняется с изменением склонения Солнца. За полярными кругами долгота дня может превышать 24 ч (полярный день). Часто днем называют сутки.. ..

День

М. Сутки. | противопложн. Ночь. Время от восхода до заката солнца. От утренней до вечерней зари. В самом тесном знач. Часы около полудня, отделяющие утро и вечер. В январе 31 день. Изо дня в день, день в день, день-денской, дни-денски, зап. День при дни, олон. Дни на-через, ежедень. Много дней впереди. Был бы жив, а дни будут. У Бога дней не решето. День хвалится вечером. Едешь на день, а хлеба бери на неделю. Придет ночь, так скажем, каков был день. Что у Бога дня (дней), ежедень. День пришел, ..

День

М.1) Название части суток от восхода до захода солнца.2) а) Сутки, промежуток в 24 часа.б) Промежуток времени в пределах суток, предназначенный для чего-л., занятый чем-л.3) а) Календарная дата, связанная с каким-л. Событием, с празднованием его.б) Срок, дата исполнения или наступления чего-л.. ..

День

ДЕНЬ дня. М.. ..

День

Дня, м. 1. Часть суток от восхода до захода Солнца, между утром и вечером. Ясный д. В середине дня. И д. И ночь (всё время, постоянно). 2. То же, что сутки. Отпуск на 4 дня. Остались считанные дни (несколько суток). Растёт не по дням, а по часам (очень быстро). 3. Промежуток времени в пределах суток, занятый или характеризуемый чем-н. Рабочий д. Световой д. (часть суток, в продолжение к-рой светит Солнце). 4. Чего. Календарное число месяца, посвящённое какому-н. Событию, связанное с чем-н. Д. По..

День

Дня, м. 1. Часть суток, промежуток времени от утра до вечера. Солнечный день. Выходной день. Встает багрян и пышен. И. Аксаков. Уже бледнеет день, скрываясь за горою. Жуковский. 2. Сутки, промежуток времени в 24 часа. В январе 31 день. Он пять дней болел. В первый день декады. В трех днях пути (т. Е. В расстоянии, к-рое можно проехать или пройти в три дня). || Неопределенный промежуток времени в пределах суток, принимаемый за отдельные сутки при счете в быту. Я прочел эту книгу в три дня. Ребено..

День

Общеславянское слово индоевропейской природы (в древнеиндийском "день" – dinam, в литовском – diena и т. Д.).. ..

День

Общеслав. Индоевроп. Характера (ср. Др.-инд. Dinam «день», лит. Dienà — тж., этрусск. Tin — тж., лат. Nundinae «базарный день» и т. Д.). Суф. Производное (суф. -н-) от той же основы, что и лат. Dies «бог ясного неба». День буквально — «время ясного неба». См. Небо.Школьный этимологический словарь русского языка. Происхождение слов. — М. Дрофа Н. М. Шанский, Т. А. Боброва 2004. ..

День

Род. П. Дня, укр. День, блр. Дзень, ст.-слав. Дьнь, род. Ед. Дьне, род. Мн. Дьнъ ἡμέρα (Клоц., Супр.), основа на согласный (Дильс, AfslPh 32, 311 и сл. Aksl. Gr. 163), болг. Деня́т, сербохорв. Да̑н, род. Дне̑, словен. Dȃn, род. Dnȇ, чеш. Den, род. Dne, польск. Dzień, в.-луж. Dźeń, н.-луж. Źeń. Родственно др.-инд. Dínam ср. Р. "день", лат. Nūndinae ж. Мн. "базарный день, устраиваемый каждые девять дней", лит. Dienà, лтш. Dìena "день", др.-прусск. Deinan вин., гот. Sinteins "ежедневный",..

День

Светлая часть суток между восходом и заходом верхнего края Солнца. Продолжительность (долгота) Д. Зависит от географической широты места и меняется с изменением широты места и склонения Солнца (в течение года). За полярными кругами Д. Может длиться более 24 ч.. ..

День

Геолога, шахтёра, работников нефтяной и газовой промышленности - установлены в знак признания заслуг трудящихся горн.-геол. Отраслей нар. Х-ва СССР. Отмечаются. В первое воскресенье апреля - Д. Геолога (с 1966), в последнее воскресенье августа - Д. Шахтёра (с 1948), в первое воскресенье сентября - Д. Работников нефт. И газовой пром-сти (с 1965). По инициативе гос. Органов, обществ, орг-ций и трудовых коллективов проводятся мероприятия обществ.-политич. Характера.. ..

День

Геолога, шахтёра, работников нефтяной и газовой промышленности - установлены в знак признания заслуг трудящихся горн.-геол. Отраслей нар. Х-ва СССР. Отмечаются. В первое воскресенье апреля - Д. Геолога (с 1966), в последнее воскресенье августа - Д. Шахтёра (с 1948), в первое воскресенье сентября - Д. Работников нефт. И газовой пром-сти (с 1965). По инициативе гос. Органов, обществ, орг-ций и трудовых коллективов проводятся мероприятия обществ.-политич. Характера.. ..

День

Светлая часть суток между восходом и заходом верхнего края Солнца. Продолжительность (долгота) Д. Зависит от геогр. Широты места и меняется с изменением склонения Солнца. За полярными кругами долгота Д. Может превышать 24 ч (полярный Д.). Часто Д. Наз. Сутки. ..

День

-это не только светлое время суток, но и целые сутки, и в этом смысле день у евреев начинался с вечера предыдущего дня (то есть ночь являлась его началом). Поэтому какое-либо событие можно было назвать начавшимся, например, в девятый и в десятый день-Лев 23.27,32 (ср. Лев 16.29 и Чис 29.7, где тот же день назван десятым). День, имея как и год, характер завершенности, часто употребляется в Священном Писании для обозначения определенных периодов или великих событий (Исх 32.34. Ис 22.5. Деян 17.31)..

Диалектики

МИН ЦЗЯ "Школа имен", "номиналисты", "софисты", "диалектики".Филос. Направление 5 - 3 вв. До н.э. В "Ши цзи" (2 - 1 вв. До н.э.) фигурирует как одна из девяти, в "Хань шу" ("История дин. Хань", I в.)- одна из шести ведущих древнекит. Филос. Школ. Проблематика М.ц. Включала преимущественно вопросы форм, способов, закономерностей мышления и познания. Одна из гл. Проблем, вокруг к-рой складывались построения М.ц., - соотношение "имен и реалий" (мин ши, см. Мин (2)). М.ц. Наряду со школой мо цзя и С..

День

I. СУТКИ КАК ЧАСТЬ НЕДЕЛИ И МЕСЯЦА (см. Календарь)Сутки длились у израильтян от захода солнца в первый день до его захода на след. День (Исх 12:18. Лев 23:32), т.е. Внутри единого временного пространства ночные часы предшествовали дневным (ср. "вечера и утра" в Дан 8:14. Ср. Греч. Слово нюхтэмерон, досл. "ночь-день" = 24 часа, 2Кор 11:25, в Синод. Пер. - "ночь и день"). Из дней недели название имел лишь седьмой, см. Суббота, остальные дни именовались по порядковым номерам (ср. Мк 16:2. Ин 20:19...

День

(см. Времясчисление Библейское ) В ·свящ. Писании упоминаются различные часы дня, как-то. А) Заря - время пред появлением солнца. В это время воскрес Господь (Мар.16:2 , Мат.28:1 ). Б) Восход солнца (2Цар.33:4 ). В) Дневной зной (Быт.18:1 ) - около 9 ·час. Утра. Самое жаркое время дня. Г) Полдень (Быт.43:16 ). Д) Прохлада дня. Время пред солнечным закатом (Быт.3:8 ). Персы до сих пор называют таким образом эту часть дня. Е) Вечер. Евреи принимали два вечера. Первый начинался около 3 часов, а пос..

День

Светлая часть суток между восходом и заходом верхнего края Солнца.. ..

Дополнительный поиск День День

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "День" в словаре Китайская философия. Энциклопедический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением День, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Д". Общая длина 4 символа