Дхарма
ФА1. "Закон" ("образец", "правило", "метод"). Категория кит. Философии и культуры. В широком смысле означает определяемый деонтологич. Нормой образец (прежде всего поведения и действия). В узком смысле Ф. - юридич. Закон, противостоящий природной "благодати/добродетели" - дэ ( 1 ) (ср. Дихотомию закона и благодати в христианской традиции), а в социально-правовом аспекте оппозиционный ритуальной "благопристойности" (ли (2)). У Мо Ди (5 в. До н.э.) Ф. Тянь ("небесный образец")- общее правило, к-рое выражается Небом (тянь) как высшей безличной силой, обладающей волей, и заключается во "всеобщей любви и взаимной выгоде". На этой нравственной норме зиждутся собственно юридич. Законы, установленные "совершенномудрыми" (шэн (1)) правителями древности.
Значение "образец", "брать за образец" Ф. Имеет также в "Дао дэ цзине" (4 в. До н.э.). "Человек берет за образец (Ф.) Землю, Земля - Небо, Небо - дао, а дао - само себя". Поздние монеты рассматривали Ф. Преимущественно как "метод" - цель, средства, план или порядок действий ("то, следуя чему, можно получить результат") и критерий оценки результатов. В более узком значении "метод" - правило получения истинных знаний и способ их применения. Для мыслителей "военной школы" (бин цзя) Ф.- универсальное упорядочивающее начало, строй, распорядок жизни об-ва. Близкое значение Ф. Имеет в раннеконф. Памятниках, напр., в "Ли цзи" (5 - 2 вв. До н.э.). В даос, трактате "Хуанди сы цзин" ("Четыре канона Желтого императора", 2 - 1 вв.
До н.э.) термины Ф. И дао коррелируют и рассматриваются как взаимообусловленные.С начала формирования легизма Ф. Стал его гл. Категорией, на к-рой основывалась концепция "правления на основе закона" (Ф. Чжи). В "Шин цзюнь шу" (4 в. До н.э.) Ф. Определяется как "то, посредством чего управляют государь и министры". Юридич. Законы, сообразные конкр. Ситуации, противопоставлены неизменным нормам "благопристойности" (ли 12)), связывающим правителя. Легистские взгляды выражены в отд. Пассажах "Гуань-цзы" (3 в. До н.э.), где Ф. Назван "тем, что запрещает убийство и разбой", в др. Месте - "тем, посредством чего верхи принуждают народ |к должному поведению)". В "Хань Фэй-цзы" (3 в. До н.э.) "законы" - это писаные юридич. Определения ("сборники писаний, в к-рых установлены чины и учреждения, с тем чтобы упорядочить сто фамилий", т.е.
Жизнь народа).Уже в "Сюнь-цзы" (4 - 3 вв. До н.э.) проявилась тенденция к сближению легистского закона с конф. Ритуальной "благопристойностью". "нарушение норм благопристойности означает нарушение закона". Эта тенденция получила развитие в эпоху Хань (3 в. До н.э.- 3 в. Н.э.) и стала характерной чертой офиц. Идеологии имп. Китая. Во 2 в. Конфуцианец-каноновед Чжэн Сюань подытожил синтез конф. И легистских представлений о законе как выражении того обществ, "порядка" (чжи ду), к-рый был создан предками в эпохи Ся (традиц. Версия - 23-16 вв. До н.э.) и Шан-Инь (16 - 11 вв. До н.э.).**Переломов Л.С. (пер. С кит., вступ. Ст. И коммент.). Книга правителя обл. Шам (Шан цзюнь шу), М., 1968. Его же. Конфуцианство и легизм в политич. Истории Китая.
М., 1983. К.обзев А.И. Учение Ван Янмина и класснч. Кит. Философия. М., 1983 (по Указателю). Титаренко М.Л. Древнекит. Философ Мо Ди, его школа и учение. М., 1985 (по Указателю). Cheng Chung-ying. Metaphysics of Tao and Dialectics of Fa. Ал Evaluation of "Huang-ti Ssu Ching" in Relations to Lao-tzu and Нэп Fei and an AnaliticaJ Study of Interrelationship of Tao, Fa, Using, Ming and Li // JCP. Honolulu, 1983. Vol. 10. №3. А.Г. Юркевич2. Дхарма. Важнейший термин буд. Философии и религ. Доктрины. Имеет два осн. Значения. 1) Закон, учение Будды, истинное учение. 2) элементарная единица психич. Жизни и опыта субъекта, проецируемых во внеш. Мир. Дхарма рассматривается также как неотличимый от качества его носитель. Вместе с тем она lie является субстанцией или монадой, поскольку дхармы постоянно возникают, исчезают и подчинены закону причинной обусловленности (юань ци (2)).
Личность представляет собой комбинацию из пяти групп дхарм - скандх (см. У юнь). Из различных классификаций дхарм наиболее существенно деление их на "подверженные бытию" (санскр. Санскрита дхарма, кит. Ю вэй фа), к-рые составляют эмпирич. Личность и ее обыденный опыт, и "неподверженные бытию" (асанскрита дхарма, у вэй фа), воплощающие "высшие" с т.зр. Буддизма состояния (в части., нирвану, см. Непань). В хинаяне дхармы рассматриваются как элементы истинносущего, тогда как махаяна не признает за дхармами качество единиц конечной реальности, утверждая, что они лишены собственной сущности (фа у во, см. У во (1)) и "самобытия" (санскр. Свабхава, кит. Цзы син). Так, философия мадхьямики (чжун лунь, см. Саньлунь школа) утверждает иллюзорность, относительность существования дхарм, их "пустотность" (шунь-ята, кун).
Философия виджнянавады (см. Вэйши школа) рассматривает дхармы в качестве единиц описания порождающих функций единого субстратного "сознания-сокровищницы" (санскр. Алайя-виджняна, кит. Алие ши, апайе ши, цзан ши. См. Ба ши). В кит. Буд. Текстах под дхармами иногда понимаются просто вещи внеш. Мира, независимое от сознания и друг друга существование к-рых отрицается.Буд. Учение о дхармах было в определенной степени заимствовано средневек. Даосизмом, где Ф. Предстает как Закон, истинное учение (одно из наименований даос, священнослужителей низшего ранга - фа-ши, "учитель Закона") и как элемент реальности (см. Ван Сюаньланъ).**Розенберг О.О. Проблемы буд. Философии. Пг., 1918. Его же. Труды по буддизму. М., 1991. Pydou B.tf. К реконструкции матриц (числовых списков) Абхидхармы // История и культура Центр.
Азии. М., 1983. Щербатский Ф.И. Изор. Труды по буддизму. М., 1988. С. 112 - 98.Е.А. Торчинов.
Дополнительный поиск Дхарма
На нашем сайте Вы найдете значение "Дхарма" в словаре Китайская философия. Энциклопедический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Дхарма, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Д". Общая длина 6 символа