Дхарма

247

ФА1. "Закон" ("образец", "правило", "метод"). Категория кит. Философии и культуры. В широком смысле означает определяемый деонтологич. Нормой образец (прежде всего поведения и действия). В узком смысле Ф. - юридич. Закон, противостоящий природной "благодати/добродетели" - дэ ( 1 ) (ср. Дихотомию закона и благодати в христианской традиции), а в социально-правовом аспекте оппозиционный ритуальной "благопристойности" (ли (2)). У Мо Ди (5 в. До н.э.) Ф. Тянь ("небесный образец")- общее правило, к-рое выражается Небом (тянь) как высшей безличной силой, обладающей волей, и заключается во "всеобщей любви и взаимной выгоде". На этой нравственной норме зиждутся собственно юридич. Законы, установленные "совершенномудрыми" (шэн (1)) правителями древности.

Значение "образец", "брать за образец" Ф. Имеет также в "Дао дэ цзине" (4 в. До н.э.). "Человек берет за образец (Ф.) Землю, Земля - Небо, Небо - дао, а дао - само себя". Поздние монеты рассматривали Ф. Преимущественно как "метод" - цель, средства, план или порядок действий ("то, следуя чему, можно получить результат") и критерий оценки результатов. В более узком значении "метод" - правило получения истинных знаний и способ их применения. Для мыслителей "военной школы" (бин цзя) Ф.- универсальное упорядочивающее начало, строй, распорядок жизни об-ва. Близкое значение Ф. Имеет в раннеконф. Памятниках, напр., в "Ли цзи" (5 - 2 вв. До н.э.). В даос, трактате "Хуанди сы цзин" ("Четыре канона Желтого императора", 2 - 1 вв.

До н.э.) термины Ф. И дао коррелируют и рассматриваются как взаимообусловленные.С начала формирования легизма Ф. Стал его гл. Категорией, на к-рой основывалась концепция "правления на основе закона" (Ф. Чжи). В "Шин цзюнь шу" (4 в. До н.э.) Ф. Определяется как "то, посредством чего управляют государь и министры". Юридич. Законы, сообразные конкр. Ситуации, противопоставлены неизменным нормам "благопристойности" (ли 12)), связывающим правителя. Легистские взгляды выражены в отд. Пассажах "Гуань-цзы" (3 в. До н.э.), где Ф. Назван "тем, что запрещает убийство и разбой", в др. Месте - "тем, посредством чего верхи принуждают народ |к должному поведению)". В "Хань Фэй-цзы" (3 в. До н.э.) "законы" - это писаные юридич. Определения ("сборники писаний, в к-рых установлены чины и учреждения, с тем чтобы упорядочить сто фамилий", т.е.

Жизнь народа).Уже в "Сюнь-цзы" (4 - 3 вв. До н.э.) проявилась тенденция к сближению легистского закона с конф. Ритуальной "благопристойностью". "нарушение норм благопристойности означает нарушение закона". Эта тенденция получила развитие в эпоху Хань (3 в. До н.э.- 3 в. Н.э.) и стала характерной чертой офиц. Идеологии имп. Китая. Во 2 в. Конфуцианец-каноновед Чжэн Сюань подытожил синтез конф. И легистских представлений о законе как выражении того обществ, "порядка" (чжи ду), к-рый был создан предками в эпохи Ся (традиц. Версия - 23-16 вв. До н.э.) и Шан-Инь (16 - 11 вв. До н.э.).**Переломов Л.С. (пер. С кит., вступ. Ст. И коммент.). Книга правителя обл. Шам (Шан цзюнь шу), М., 1968. Его же. Конфуцианство и легизм в политич. Истории Китая.

М., 1983. К.обзев А.И. Учение Ван Янмина и класснч. Кит. Философия. М., 1983 (по Указателю). Титаренко М.Л. Древнекит. Философ Мо Ди, его школа и учение. М., 1985 (по Указателю). Cheng Chung-ying. Metaphysics of Tao and Dialectics of Fa. Ал Evaluation of "Huang-ti Ssu Ching" in Relations to Lao-tzu and Нэп Fei and an AnaliticaJ Study of Interrelationship of Tao, Fa, Using, Ming and Li // JCP. Honolulu, 1983. Vol. 10. №3. А.Г. Юркевич2. Дхарма. Важнейший термин буд. Философии и религ. Доктрины. Имеет два осн. Значения. 1) Закон, учение Будды, истинное учение. 2) элементарная единица психич. Жизни и опыта субъекта, проецируемых во внеш. Мир. Дхарма рассматривается также как неотличимый от качества его носитель. Вместе с тем она lie является субстанцией или монадой, поскольку дхармы постоянно возникают, исчезают и подчинены закону причинной обусловленности (юань ци (2)).

Личность представляет собой комбинацию из пяти групп дхарм - скандх (см. У юнь). Из различных классификаций дхарм наиболее существенно деление их на "подверженные бытию" (санскр. Санскрита дхарма, кит. Ю вэй фа), к-рые составляют эмпирич. Личность и ее обыденный опыт, и "неподверженные бытию" (асанскрита дхарма, у вэй фа), воплощающие "высшие" с т.зр. Буддизма состояния (в части., нирвану, см. Непань). В хинаяне дхармы рассматриваются как элементы истинносущего, тогда как махаяна не признает за дхармами качество единиц конечной реальности, утверждая, что они лишены собственной сущности (фа у во, см. У во (1)) и "самобытия" (санскр. Свабхава, кит. Цзы син). Так, философия мадхьямики (чжун лунь, см. Саньлунь школа) утверждает иллюзорность, относительность существования дхарм, их "пустотность" (шунь-ята, кун).

Философия виджнянавады (см. Вэйши школа) рассматривает дхармы в качестве единиц описания порождающих функций единого субстратного "сознания-сокровищницы" (санскр. Алайя-виджняна, кит. Алие ши, апайе ши, цзан ши. См. Ба ши). В кит. Буд. Текстах под дхармами иногда понимаются просто вещи внеш. Мира, независимое от сознания и друг друга существование к-рых отрицается.Буд. Учение о дхармах было в определенной степени заимствовано средневек. Даосизмом, где Ф. Предстает как Закон, истинное учение (одно из наименований даос, священнослужителей низшего ранга - фа-ши, "учитель Закона") и как элемент реальности (см. Ван Сюаньланъ).**Розенберг О.О. Проблемы буд. Философии. Пг., 1918. Его же. Труды по буддизму. М., 1991. Pydou B.tf. К реконструкции матриц (числовых списков) Абхидхармы // История и культура Центр.

Азии. М., 1983. Щербатский Ф.И. Изор. Труды по буддизму. М., 1988. С. 112 - 98.Е.А. Торчинов.

Значения в других словарях
Дхарма

(санскр.) слово, употреблявшееся в древней и средневековой литературе Индии для выражения самых разнообразных понятий. Закон, религия, долг, справедливость, душа, обычай и т.д. Из всех этих понятий основным является понятие, охватывающее круг налагаемых на человека законами и обычаями его варны (См. Варна) и Касты религиозных, нравственных, общественных, семейных обязанностей, выполнение которых якобы обеспечивает счастливое переселение души или даже высвобождение души из-под действия кармы (См...

Дхарма

ДХАРМА (санскр.) - 1) одно из центральных понятий индийской философии и религии индуизма, имеющее несколько значений. Вечный моральный закон (аналог абсолюта). Нравственно-социальное установление для "правильной жизни" (долг) - в этом смысле каждый человек имеет свою дхарму.2) В буддизме - первичные элементы бытия и психофизические элементы жизнедеятельности личности. Дхармы вечны, постоянно появляются и исчезают. Волнение их - источник страдания - прекращается в состоянии нирваны.. ..

Дхарма

ДХАРМА (санскритское - закон>, порядок, долг, справедливость>, качество, характер>, природа), Понятие> древнеиндийской мысли. Некий образец, которому надлежит следовать как норме, вечный закон>. В более узком смысле - долг, добродетель. Понятие> дхармы употреблялось в школах индийской философии, признающих авторитет> вед. В буддизме - вечные и неизменные элементы безначального и безличного жизненного процесса, своеобразные "вспышки" психофизической энергии.. ..

Дхарма

Учение, закон, мораль. ..

Дхарма

ДХА́РМА -ы. Ж. В буддизме. Мельчайшие неделимые духовные частицы, из которых складывается поток индивидуального сознания.. ..

Дхарма

- термин, которым в индуизме охватывается круг налагаемых на человека законами и обычаями его касты религиозных, нравственных, общественных, семейных обязанностей, выполнение которых обеспечивает счастливое переселение души. В более общем понимании этот термин обозначает одну из четырех ступеней нравственного развития личности на пути к духовной свободе. Артха (польза), кама (удовольствие), Д. (справедливость), мокша (духовная свобода).. ..

Дхарма

Совокупность норм, определяющих добродетельного человека.. ..

Дхарма

(санскр.) - слово, употреблявшееся в древней и ср.-век. Лит-ре Индии для выражения самых разнообразных понятий. Закон, религия, долг, справедливость, душа, естество, характер, обычай и т. Д. Из всех этих понятий осн. Является понятие, охватывающее круг налагаемых на человека законами и обычаями его варны и касты религ., нравств., обществ., семейных обязанностей, выполнение к-рых якобы обеспечивает высвобождение души человека из-под действия кармы и вечное счастье в загробной жизни. Согласно веро..

Души небесные и земные

Души ХУНЬ ("небесные") и ПО ("земные") - обозначение души, характерное для всех религий Китая. Упоминания о Х.п. В текстах встречаются с сер. 1-го тыс. До н.э. ("Ли цзи", "Цзо чжуань" и др.). Идея множественности душ восходит к архаич. Религ. Верованиям шаманского типа. Каждая из душ рассматривается как своеобразный сгусток положительной (ян (1), см. Инь ян) или отрицательной (инь (1)) "пневмы" (ци (1)). Хунь состоят из ян ци и определяют функции сознания и мышления, по - из инь ци и обусловлива..

Дхарм "обусловленных" двенадцатичленная формула взаимодействия

Кит. Эквивалент санскр. Термина "двадашанга пратитьясамутпада", двенадцатичленной формулы взаимодействия "обусловленных" дхарм (фа (1), п. 2) применительно к описанию жизни сознательного существа. Члены формулы связаны между собой отношениями последовательности, но не логич. Выведением последующего члена из предыдущего и группируются по отношению к "прошлой", "настоящей" и "следующей" жизни.К "прошлой" жизни относится:1. Этап "омраченнести" - санскр. Авидья, кит. У мин (2), охваченность страстям..

Дхарма

ДХАРМА (санскр. Dharma, тиб. Chos, кит. Fa., яп. Ho - закон, религия, долг, доктрина, благочестие, основа, порядок мироздания, качество, характер, истина) - одно из важнейших понятий индуистской и буддийской философий. В индуизме Д. - истинная реальность, основа мира, онтологи-чеекое начало бытия. Этически - это закон во всех аспектах жизни, правда, справедливость. В религиозной жизни - ритуал, обязанность. В "Махабхарате" среди множества формулировок выделяется. "Satiat nasti paro dharman" - "Н..

Дхарма

(санскр. Dharma, пали dhamma) - фундаментальная универсалия инд. Культуры, не поддающаяся однозначному переводу на европейские языки по причине своей принципиальной многозначности, но в самом общем виде означающая порядок, норму, закон существования и развития как космоса, так и социума. Истоки понятия Д. Восходят к Ригведе, где многократно встречается слово дхарман (от глагола дхар - держать, поддерживать), имеющее преимущественно значения "защита", "опора", "крепкое установление", "закон", "по..

Дхарма

(от корня "дхар" - поддерживать) - то, на чем держится (нечто - или мир, общество) - важнейшее понятие инд. Культуры. Эквивалента не имеет, контекстно переводится как "правило", "право", "мораль", "нравственность", "религиозный долг", "закон", "обязанности", "правда", "устои" и т. П. Рассматривается как совокупность установленных правил, прежде всего ритуальных, соблюдение к-рых является необходимым условием поддержания космического порядка. В кач-ве основы мироздания Д. Неразделима с Истиной (р..

Дхарма

Дхарма (санскр. - закон, порядок, долг, справедливость, качество, характер, природа), одно из важнейших понятий древне-индийской философии. В самом общем виде - некое установление положительного характера, образец, которому надлежит следовать как норме,. ..

Дхарма

То, что является установленным и прочным. Закон, устав, указ. Употребление, практика, предписанное поведение. Долг. Право, справедливость. Добродетель, нравоучение, религия. Этические объекты восприятия. Справедливый божественный порядок.. ..

Дхарма

(Санскр.) Священный Закон. Канон буддистов.. ..

Дхарма

(санскр. Dharma, пали dhamma). 1) в индуистской мифологии сначала божественный мудрец, затем бог справедливости, персонифицирующий понятие «дхармы» - закона, морального правопорядка, добродетели. Д. В мифах - либо сам сын Брахмы и один из Праджапати, либо сын Атри, великого риши, родившегося из мысли Брахмы. Жёнами Д. Считаются десять дочерей Дакши, каждая из которых олицетворяет какое-либо абстрактное достоинство, входящее в круг представлений о «дхарме» (славу, счастье, твёрдость, веру и т. П...

Дополнительный поиск Дхарма Дхарма

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Дхарма" в словаре Китайская философия. Энциклопедический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Дхарма, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Д". Общая длина 6 символа