Е ши
Е Чжэнцзэ, прозв. Шуйсинь.1150, Юнцзя окр. Вэньчжоу (на территории совр. Лров. Чжэцзян),- 1223.Мыслитель-неоконфуцианец, политич. Деятель, литератор, представитель Юнцзя школы. Имел высшую ученую степень цзиньши. Занимал высокие гос. Посты, удостоен особых отличий за заслуги в военных кампаниях против чжурчжэньского гос-ва Цзинь. Попав в опалу, посвятил себя преподаванию и ученым занятиям. Осн. Соч.- "Си сюэ цзи янь" ("Записки и высказывания по поводу учения"), "Шуйсинь сянь-шэн вэнь цзи" ("Собр. Соч. Учителя Шуй-синя"), "Бе цзи" ("Собр. Произв. О чуждом").Утилитаризм школы Юнцзя проявился у Е Ш. В учении о "достижении пользы/выгоды". Последняя (ли (3)) объявлялась условием реального существования "долга/справедливости" (и (11) ("Си си цзи янь", цз.
23). Вразрез с общей для конф. Идеологии тенденцией он настаивал на гос. Поддержке торговли и ремесел, эффективного денежного обращения, отвергая их традиц. Противопоставление как второстепенных "ветвей" (мо) сельскому хоз-ву - "корню" (бэнь) гос. Мощи (там же, цз. 19). Считал проявления дао как некоей интегральной мировой закономерности зависимыми от существования мира "оформленных" (син (2)) вещей, образуемых мировой субстанцией - "пневмой" (ци (1)). Формы проявления "течения и превращений (пнсвмы), не имеющей постоянной локализации", явлены в "пяти элементах" (у син (1)) и восьми триграммах (ба гуа, см. Гуа). Толковал вселенское "Единство" ("Единое"-и (2)) не как синоним "единения/тождества" (тун (1), см. Да тун (1)), а как сущность, принципиально отличную от "вещей" (у (3)).
Это "Единство" реализуется в беспредельном множестве взаимодействий дуальных космич. Сил - инь ян, к-рые тем не менее рано или поздно приходят к абсолютно сбалансированной ситуации "срединное™ и постоянства" (чжун юн, см. "Чжун юн")- итоговому состоянию дао, уподобленному ровной водной глади после волнения стихий ("Е Ш. Цзи", гл. "Чжун юн"). В учении о познании Е Ш. Делал акцент на ценности субъективного практич. Опыта. Рассматривал человеч. "страсти" (юй, см. Тянь) как естеств. Тягу к удовлетворению человеч. Потребностей, а правила этико-ритуальной "благопристойности" (ли (2))-как ограничитель и регулятор "страстей", но не средство их подавления ("Си си цзи янь", цз. 15). Подвергал критике отд. Положения столпов конфуцианства - Цзэн-цзы, Цзы Сы, Мэн Кэ.
Отрицал авторство Конфуция на комментирующую часть "Чжоу и". Осуждал представителей "учения о принципе" (ли сюэ) за эклектич. Смешение положений даосизма и буддизма при конструировании космогонич. Схем с использованием понятий тай цзи ("Великий предел") и у цзи ("Беспредельное"). Отрицательно относился к даос, и особенно к буд. Этике и учениям о познании как ведущим к "неизбежному забвению (задачи) осуществления своего дао" ("Си си цзи янь", цз. 43), т.е. Задачи должной индивид, самореализации.*Цзи (Собр. Соч.). Т. 1 - 3. Пекин, 1961..
Дополнительный поиск Е ши
На нашем сайте Вы найдете значение "Е ши" в словаре Китайская философия. Энциклопедический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Е ши, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Е". Общая длина 4 символа