Колодезные поля

352

ЦЗИН ТЯНЬ "Колодезные поля", или "колодезные земли" (цзин ди).Одна из основополагающих утопич. Концепций социально-экономич. Устройства, разработанных в конфуцианстве, идеал землевладения и землепользования. Ее наиболее раннее и полное изложение (возможно, авторство) принадлежит Мэн Кэ (Мэн-цзы, 4 - 3 вв. До н.э.), а термин Ц.т. Впервые появился в "Гулян чжуани" (2 в. До н.э.). Согласно Мэн Кэ, в нач. Эпохи Чжоу (11-3 вв. До н.э.) существовала система землепользования цзин ди, основанная на разделении квадратного земельного участка площадью 900 му (со стороной квадрата 1 ли - ок. 477,84 или 497,7 м) на девять равных полей в виде иероглифа цзин (6) ("колодец"). Восемь окаймляющих центр полей находились в личном ("частном" -сы (1)) пользовании, среднее поле было общинным (гун (2)) и служило для сбора натуральной ренты.

Каждые восемь крестьянских хозяйств якобы объединялись в поселок цзин (6), или сян (3)-автономную общину на началах взаимопомощи и взаимной ответственности.Нек-рые исследователи полагают, что эта система в большой степени основана на историч. Реалиях и сомнительны лишь отд. Цифровые выкладки Мэн Кэ, к тому же идеализировавшего связанное с этим типом землепользования социальное устройство. Однако ряд построений Мэн Кэ выявляет внеэмпирический, общемировоззренческий и общеметодологич. Статус концепции "колодезных земель". Он связывал ее с идеей "обновления предопределения (мин (1))", приведшего к власти дин. Чжоу в 11 в. До н.э., а реализацию этого проекта - с идеалом "гуманного правления" (жэнь чжэн, см. Жэнь (2), Ван дао).

Он требует "(выправления) канонич. Межей (цзин цзе"), что должно обеспечить "равномерность колодезных земель" и, т.о., упорядочение натурального жалованья чиновников, исключение злоупотреблений с их стороны ("Мэн-цзы". III А, 3). Здесь система Ц.т. Прямо проецируется на "канонич." (цзин (1), см. Цзин вэй) девятиклеточную структуру - общетеоретич. Модель пространства. Это и др. Уточнения Мэн Кэ позволяют ввести систему Ц.т. В более широкий мироописательный контекст. Напр., указывается, что поле в 100му предназначено для прокормления семьи из восьми человек. Т.о., в цзине (сяне) должно быть 64 члена - фундаментальное "нумерологич." число (см. Сян шу чжи сюэ, Гуа, "Чжоу и"). Девятеричную схему Мэн Кэ распространил на земли (ди (2)) всего Китая, к-рые "состоят из девяти квадратов со стороной (каждого) 1 тыс.

Ли" и т.п. Промежуточные таксономич. Уровни между площадью Поднебесной и одного "колодца" даны в "Чжоу ли", где говорится о квадратах - "формированиях" (чэн (2)), образованных девятью "колодцами", и "объединениях" (тун (1)) из девяти чэн. Указ, геометрич. Схемы и относящиеся к ним числовые величины ("нумерологич." - 3, 9, 8, 64 либо "круглые" - 10, 100, 1000) носят символич. Характер. Т.о., Ц.т. Скорее всего представляет собой конкретизацию общемировоззренческих и общеметодологич. Представлений, проекцию универсальной космология, модели в социально-экономич. Сферу и не отражает эмпирич. Реальность. Гл. Идея Ц.т. Заключается в согласовании человеч. Деятельности на земле с естеств. Законами, к-рое выражается в приведении землеустройства в соответствие со структурой мироздания.

Схемы Мэн Кэ были конкретизированы в эпоху Хань (3 в. До н.э. - 3 в. Н.э.), а концепция Ц.т. В ср. Века привлекалась для идеологии . Обоснования действий прав-ва по регулированию землевладения, землепользования, налоговой системы или проектов соответствующих реформ. См. Также Цзин вэй.** Васильев Л. С. Проблема Ц.т. // Китай. Япония. История и филология. М., 1961. Го Можо. Философы древнего Китая. М., 1961. С. 47 - 8. Гончаров С.Н. Система "колодезных полей" и "закон о налоге-десятине" в гос-ве Ци (ИЗО - 1137 гг.) // 12-я НК ОГК. 4.2. М., 1981. Кобзев А.И. Понятийно-теоретич. Основы конф. Социальной утопии // Кит. Социальные утопии. М., 1987. С. 71 - 98. Гу Чуньфань, И Чжу. Ц.т. Ши и (Разъяснение сомнений (относительно системы) колодезных полей) // Цзинцзи кэсюэ.

1980. №3.А. И. Кобзев.

Значения в других словарях
Книга хань

"ХАНЬ ШУ" "Книга (о дин.) Хань", "История дин. Хань".Др. Назв. - "Цянь Х.ш." ("Книга о Ранней (дин.) Хань", "История Ранней Хань"). Офиц. История дин. Зап. (Ранняя) Хань (206 до н.э. - 8 н.э.). Хронологически продолжает и структурно копирует первое и ставшее на века образцовым произв. Такого рода - "Историч. Записки" ("Я/и цзи") Сыма Цяня (2 - 1 вв. До н.э.). По своему мировоззрению последний склонялся к даосизму. Главный же автор-составитель "Х.ш." - придворный историк Бань Гу (1 в.) - самим на..

Коан

ГУНЪАНЬ (япон. Коан)Букв, "публичный отчет", "обществ, акт".Один из осн. Методов практики психотренинга и психич. Саморегуляции в буд. Чань школе, парадоксальная задача, не имеющая рационального решения на уровне дискурсивно-логич. Мышления. Представлены в виде текстов энигматич. Характера, содержащихвысказывания, вопросы, диалоги или относительно развернутое описание ситуации общения наставника с учеником. Предлагаются адептам в качестве объекта для размышления и созерцания (медитации), с тем ч..

Комментарий привязанных слов

СИ ЦЫ ЧЖУАНЬ"Коммент. Привязанных слов". Разд. "Чжоу и" ("Чжоуских перемен"), наиболее философичный из комментариев ("Ши и"- "Десяти крыльев") к канонич. Части этой книги - "И цзину" ("Канону перемен"). Понятие "си цы" ("привязанные слова") подразумевает подписи к графич. Элементам - триграммам и гексаграммам (гуа цы, см. Гуа) и отд. Чертам - яо (яо цы). "С.ц.ч." создан предположительно ок. 4 в. До н.э., состоит из двух частей. Содержит пояснения относительно принципов построения структур "И цзи..

Конфуцианство

(Confucianism)Кит. Жу (цзя/цзяо) - "(учение) школы ученых-интеллектуалов".Древнейшая филос. Система и одно из трех главных этико-религ. Учений (наряду с даосизмом и буддизмом) Дальнего Востока, возникло в Китае на р-же 6 - 5 вв. До н.э. В ориг. Наименовании К. (жу) отсутствует указание на имя его создателя - Конфуция, что соответствует исходной установке последнего - "передавать, а не создавать, верить древности и любить ее". Свое качественно новое этико-филос. Учение Конфуций подчеркнуто иденти..

Дополнительный поиск Колодезные поля Колодезные поля

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Колодезные поля" в словаре Китайская философия. Энциклопедический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Колодезные поля, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "К". Общая длина 15 символа