Ле-цзы

193

Даос, трактат (см. Даосизм) из восьми пяней (глав), приписываемый Ле-цзы (Ле Юйкоу, 4 в. До н.э.?).Впервые упоминается Лю Синем (1 в. До н.э.- 1 в. Н.э.). Был утерян во время завоевания севера Китая племенами сюнну в нач. 4 в., в том же столетии восстановлен по памяти, а частично дописан мыслителем школы сюанъ сюэ Чжан Чжанем - первым и наиболее авторитетным комментатором "Л.-ц.". О неаутентичности совр. Текста свидетельствуют особенности языка памятника и определенное влияние буддизма. С 8 в. "Л.-ц." именуется также "Чун сюй чжэнь цзин" ("Истинная канонич. Книга прорыва в пустоту"). Является эклектич. Филос. Соч., в основном выдержанным в духе ранней даос, мысли. Особенно велико влияние "Чжуан-цзы", целые фрагменты и сюжеты к-рого включены в "Л.-ц.".

Как и "Чжуан-цзы", "Л.-ц." содержит много притч и легенд. Определенное воздействие на учение "Л.-ц." оказали религ. Даос, представления о "святых-бессмертных" (шэнь сянь), политически ориентированная ханьская школа даосизма (Хуан(-ди)- Лао(-цзы) учение), а также философия сюань сюэ.В трактате излагаются положения даос. Натурфилософии и космологии, в части. Учение о постепенном развертывании единого первоначала - "Великих перемен" (тай и) в мир "тьмы вещей" (вань у). В гл. 7 представлены взгляды философа Ян Чжу (4 в. До н.э.). Единств, ценностью для человека является его собств. Материальное благополучие и процветание, тогда как следование иным этич. Нормам означает лишь стремление приукрасить себя в глазах др. Людей.

Однако встречающиеся в этой части текста анахронизмы, напр. Беседа между Гуань Чжуном (7 в. До н.э.) и Янь-цзы (Янь Ин, 6 - 5 вв. До н.э.), определенные несовпадения во взглядах, атрибутируемых Ян Чжу в "Л.-ц." и в аутентичных ранних текстах ("Мэн-цзы", "Чжуан-цзы"), позволяют предположить, что данная глава является позднейшей интерполяцией.В "Л.-ц." нашли отражение и даос. Утопич. Идеи (см. "Дао дэ цзин", "Тай пин цзин"). Текст трактата неоднократно переводился на европ. Языки.*Ле-цзы чжу (Л.-ц. С коммент.) // ЧЦЦЧ. Т. 3. Шанхай, 1954. Атеисты, материалисты, диалектики древнего Китая. Пер., вступ. Статья и коммент. Л.Д. Позднеевой. М., 1967. Древнекит. Философия. Т. 1. М., 1972. С. 212 -24. "Шуцкий Ю.К. Осн. Проблемы к истории текста Л.-ц. // Записки коллегии востоковедов.

1928. Вып. 2. Graham A.C. The Date and Composition of Liehtzu // Asia Major. 1961. Vol. 8. №2.E.A. Терминов.

Значения в других словарях
Ле-цзы

Знаменитый китайский философ даосской школы V в. До Р. Хр. Иначе он назывался Юй-коу. В своем "Чун-сюй-чжи-дэ-цзин", т. Е. "Трактате об абсолютной пустоте и совершенной добродетели", он дает разработку и развитие общего философского учения, преподанного Лао-цзы в "Дао-дэ-цзине". О существовании сочинения Л. Упоминает древнейший китайский словарь Эр-я. Чжуан-цзы отводит ему в своем трактате целую главу. В. П. Васильев относит Л. Ко времени более позднему и признает труд его интерполированным. Поз..

Лао учение

ХУАН(-ДИ) - ЛАО(-ЦЗЫ) УЧЕНИЕ См Даосизм . ..

Лао-цзы

ЛАО-ЦЗЫ "Престарелый мудрец", "Престарелый младенец"Древнекит. Философ, к-рому приписывается авторство на классич. Даос, филос. Трактат "Дао дэ цзин".Совр. Наука подвергает сомнению историчность Л.-ц., тем не менее в науч. Лит-ре он часто определяется как основоположник даосизма. Согласно сведениям, сообщаемым Сыма Цянем (2 в. До н.э.) в "Ши цзи", Л.-ц. (Ли Эр, Лао Дань, Ли Боян, Лао Лай-цзы?) жил в 6(-5?) в. До н.э. В царстве Чу. Служил хранителем б-ки царства Чжоу, где встречался с Конфуцием. ..

Легизм

(legisme, legalism)Принятое в зап. Науке обозначение школы фа цзя - "законников",одного из осн. Направлений древнекит. Этико-политич. Мысли(от лат. Lex, род. Падеж legis - закон)Основоположниками теории и практики Л. Считаются Гуань Чжун (кон. 8 - 7 в. До н.э.), Цзы Чань (6 в. До н.э.), а также Ли Куй, Ли Кэ (возможно, это одно лицо), У Ци (4 в. До н.э.). Крупнейшими теоретиками Л. Признаны Шан Ян, Шэнь Дао, Шэнь Бухай (4 в. До н.э.) и Хань Фэй (3 в. До н.э.).В основе доктрины Л. Лежит учение о ..

Ле-цзы

Даоский трактат, назван по имени предполагаемого автора Ле-цзы (Ле Юйкоу, 4 в. До н.э.), состоит из восьми глав, седьмая глава передает взгляды Ян Чжу (прибл. 440-334 до н.э.). В стилевом отношении сходен с даоским трактатом "Чжуан-цзы" (4-3 вв. До н.э.). В том и другом филос. Идеи выражаются в форме притчи или диалога. "Л.-ц." детализирует, развивает и дополняет положения даоского трактата "Дао дэ цзин". В "Л.-ц." разрабатывается новая модель даоской космогонии и конкретизируется завершающая ст..

Дополнительный поиск Ле-цзы Ле-цзы

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Ле-цзы" в словаре Китайская философия. Энциклопедический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Ле-цзы, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Л". Общая длина 6 символа