Лао-цзы

216

ЛАО-ЦЗЫ "Престарелый мудрец", "Престарелый младенец"Древнекит. Философ, к-рому приписывается авторство на классич. Даос, филос. Трактат "Дао дэ цзин".Совр. Наука подвергает сомнению историчность Л.-ц., тем не менее в науч. Лит-ре он часто определяется как основоположник даосизма. Согласно сведениям, сообщаемым Сыма Цянем (2 в. До н.э.) в "Ши цзи", Л.-ц. (Ли Эр, Лао Дань, Ли Боян, Лао Лай-цзы?) жил в 6(-5?) в. До н.э. В царстве Чу. Служил хранителем б-ки царства Чжоу, где встречался с Конфуцием. Разочаровавшись в возможности осуществления своего учения в Китае, Л.-ц. Предпринял путешествие на запад. На по-гранич. Заставе по просьбе ее начальника Инь Си (Гуань Инь-цзы) Л.-ц. Написал "Дао дэ цзин", в к-ром изложил свое учение.Позднее личность Л.-ц.

Была мифологизирована. При дин. Хань он объявляется воплощением дао, существовавшим изначально, "прежде Неба и Земли", и начинает почитаться как высшее даос, божество - Лао-цзюнь ("Престарелый государь"). Возникает учение о его многочисленных воплощениях как мудрого наставника государей древности, в т.ч. Мифич. Желтого императора (Хуан-ди). Культ Л.-ц. Характерен для всех направлений даосизма, а вера в то, что Л.ц. Даровал откровение магу Чжан Даолину (2 в.) и назначил его и его потомков своими наместниками на земле, лежит в основе религ. Доктрины школы Чжэнъи (дао). В пер. Проникновения в Китай буддизма получила распространение доктрина "хуа ху" ("просвещение варваров"), согласно к-рой буддизм возник вследствие проповеди прибывшего в Индию Л.-ц.

("Сань го чжи", "Ши шо синь юй"). По одной из легенд, он даже оплодотворил мать царевича Сиддхартхи - будущего Будды Шакь-ямуни. По-видимому, доктрина "хуа ху" возникла в буд. Кругах и использовалась в проповедчески-пропагастических целях, затем по мере усиления позиций буддизма была забыта в среде своего возникновения и воспринята даосами как оружие против буддистов. Позднее в даос, школах, склонявшихся к синкретизму (см. Сань цзяо), идея "хуа ху" воспринималась как указание на единый (даос.) источник двух учений. В ср. Века Л.-ц. Было приписано авторство на значит, число канонич. Текстов "Дао цзана".**Ян Хиншун. Древнекит. Философ Л.-ц. И его учение. М.-Л., 1950. Васильев Л.С. Культы, религии, традиции в Китае. М., 1970. SeidelA.K.

Le divinisation de Lao-tseu dans taoisme des Han // Publications de PEcole Francaise d'Extreme Orient. Vol. 71. P., 1969. См. Также лит-ру к ст. "Дао дэ цзин".Е.А. Торчинов.

Значения в других словарях
Лао-цзы

Ли Эр, автор древнекитайского классического даосского трактата «Лао-цзы» (др. Название «Дао дэ цзин»). Согласно традиции, Л.-ц. В 6—5 вв. До н. Э. Был архивариусом при чжоусском дворе. Большинство современных учёных считает, что Л.-ц. — фигура легендарная, трактат же написан в конце 4 — начале 3 вв. До н. Э., хотя и содержит некоторые более ранние материалы. Основное понятие мировоззрения, изложенного в трактате, — Дао, недоступное познанию и невыразимое в словах начало, в котором воплощено еди..

Лао-цзы

ЛАО-ЦЗЫ (Ли Эр) - легендарный автор древнекитайского трактата "Лао-цзы" (древнее название - "Дао дэ цзин", 4-3 вв. До н. Э.), канонического сочинения даосизма. Основное понятие трактата - дао, которое метафорически уподобляется воде (податливость и неодолимость). Вытекающий из дао образ действий - недеяние (у вэй). Уступчивость, покорность, отказ от желаний и борьбы. Правитель-мудрец должен, отвергнув роскошь и войну, возвратить народ к примитивной простоте, чистоте и неведению, существовавшим д..

Лао-цзы

ЛАО-ЦЗЫ (Ли Эр), автор> древнекитайского трактата "Лао-цзы" (древнее название - "Дао дэ цзин", 4 - 3 вв. До нашей эры), канонического сочинения даосизма. Основное понятие> - дао, которое метафорически уподобляется воде (податливость и неодолимость). Вытекающий из дао образ действий - недеяние (у вэй). Уступчивость, покорность, отказ от желаний и борьбы. Правитель-мудрец должен, отвергнув роскошь и войну, возвратить народ> к примитивной простоте, чистоте и неведению, существовавшим до возникновен..

Лао-цзы

Имя китайского философа, жившего в VI в. До Р. Хр. Рождение его приурочивается к 604 г. Фамилия его была Ли, детское имя Эр, в зрелом возрасте он назывался Бо-янь, а посмертный титул его — Дань. Посему он в сочинениях встречается иногда с именем Ли-эр или Лао-дань. О его семье, детстве и воспитании ничего не известно. На страницах истории он является уже в зрелом возрасте, в звании историографа или библиотекаря при императорском дворе Чжоусской династии. Будучи свидетелем постепенного упадка имп..

Лао-цзы

(Ли Эр) (IV-III вв. До н.э.) автор канонического сочинения даосизма «Дао Дэ Цзин» Голос истины неизящен, а изящная речь лжива. Нравственный человек не красноречив, а красноречивый — лжец.Закон достойных — творить добро и не ссориться.Великий человек держится существенного и оставляет ничтожное. Он все делает по правде, но никогда не будет опираться на законы.Легко достигнутое согласие не заслуживает доверия.Голос истины противен слуху.Кто, предпринимая дело, спешит наскоро достичь результата, то..

Лао-цзы

Основатель религии Китае, около 600 г. До Р. Х., учение которого называется Дао или религией правого пути, а последователи - даосы.(Источник. "Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с означением их корней". Михельсон А.Д., 1865)китайский философ, родоначальник особой религии даосизма.(Источник. "Полный словарь иностранных слов, вошедших в употребление в русском языке". Попов М., 1907). ..

Лао-цзы

Легендарный древнекитайский мыслитель, основоположник религиозно-философского направления даосизма, фигура загадочная во многих отношениях. Под этим именем, которое, скорее всего, является прозвищем и означает буквально "старый мудрец" (и даже "старый младенец"), в традиции фигурируют по крайней мере три разных персонажа. 1) Ли Эр (Лао Дань, Ли Боян, Лао Лай-цзы), уроженец деревни Цюйжэнь волости Ли уезда Ку царства Чу, родившийся в 604 до н. Э. По этой версии, восходящей к главе "Жизнеописание ..

Лао-цзы

Полулегендарный автор осн. Произв. Философского даосизма - тракгата "Дао дэ цзин" (иногда называемого "Лао-цзы"). Исходным моментом социально-политич. Теории этого трактата является мысль о том, что человек - часть природы и поэтому должен жить естеств. Жизнью. Отсюда - призыв к правителям не вмешиваться в жизнь народа и враждебное отношение к гос-ву, к морали, к образованию, к культуре. О датах жизни Л.-ц. Среди ученых есть неск. Мнений. Одни считают, что Л.-ц. Был старшим современником Конфуци..

Лао-цзы

(6-5 вв. До н.э.) - полулегендарный основатель даосизма, одного из наиболее значительных течений в философской мысли Китая. Традиция называет его автором 'Дао дэ цзин' - 'Книги о дао-пути и благой силе-дэ'. В фокусе даосской мысли (как и конфуцианства) находится тема 'дао-пути', которым следует идеальный человек, накапливая тем самым силу-добродетель 'дэ', упорядочивающую Поднебесную (общество). Однако конфуцианскому культуроцентризму даосизм противопоставляет 'следование естественности' ('цзы ж..

Лао учение

ХУАН(-ДИ) - ЛАО(-ЦЗЫ) УЧЕНИЕ См Даосизм . ..

Ле-цзы

Даос, трактат (см. Даосизм) из восьми пяней (глав), приписываемый Ле-цзы (Ле Юйкоу, 4 в. До н.э.?).Впервые упоминается Лю Синем (1 в. До н.э.- 1 в. Н.э.). Был утерян во время завоевания севера Китая племенами сюнну в нач. 4 в., в том же столетии восстановлен по памяти, а частично дописан мыслителем школы сюанъ сюэ Чжан Чжанем - первым и наиболее авторитетным комментатором "Л.-ц.". О неаутентичности совр. Текста свидетельствуют особенности языка памятника и определенное влияние буддизма. С 8 в. ..

Легизм

(legisme, legalism)Принятое в зап. Науке обозначение школы фа цзя - "законников",одного из осн. Направлений древнекит. Этико-политич. Мысли(от лат. Lex, род. Падеж legis - закон)Основоположниками теории и практики Л. Считаются Гуань Чжун (кон. 8 - 7 в. До н.э.), Цзы Чань (6 в. До н.э.), а также Ли Куй, Ли Кэ (возможно, это одно лицо), У Ци (4 в. До н.э.). Крупнейшими теоретиками Л. Признаны Шан Ян, Шэнь Дао, Шэнь Бухай (4 в. До н.э.) и Хань Фэй (3 в. До н.э.).В основе доктрины Л. Лежит учение о ..

Лао-цзы

ЛАО-ЦЗЫ (6-5 вв. До н.э.) - полулегендарный основатель даосизма, одного из наиболее значительных течений в философской мысли Китая. Традиция называет его автором "Дао дэ цзин" - "Книги о дао-пути и благой силе-дэ". В фокусе даосской мысли (как и конфуцианства) находится тема "дао-пути", которым следует идеальный человек, накапливая тем самым силу-добродетель "дэ", упорядочивающую Поднебесную (общество). Однако конфуцианскому культуро-центризму даосизм противопоставляет "следование естественности..

Лао-цзы

(6—5 вв. До н.э.) — полулегендарный основатель даосизма, одного из наиболее значительных течений в философской мысли Китая. Традиция называет его автором "Дао дэ цзин" — "Книги о дао-пути и благой силе-дэ". В фокусе даосской мысли (как и конфуцианства) находится тема "дао-пути", которым следует идеальный человек, накапливая тем самым силу-добродетель "дэ", упорядочивающую Поднебесную (общество). Однако конфуцианскому культуроцентризму даосизм противопоставляет "следование естественности" ("цзы ж..

Лао-цзы

(«старый ребёнок»), легендарный основатель философского даосизма в Китае, живший будто бы в конце 7 в. До н. Э., которому приписывается «Даодэцзин» («Книга о пути и добродетели»). Л.-ц. Был обожествлён в первых веках н. Э., в период становления религиозного даосизма. Согласно мифам, он был зачат без отца от солнечной энергии, аккумулированной в пятицветной жемчужине, проглоченной его матерью Сюань-мяо-юйнюй, пробыл в её утробе 81 год и вышел из левого подреберья. Он был рождён под сливовым дерев..

Дополнительный поиск Лао-цзы Лао-цзы

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Лао-цзы" в словаре Китайская философия. Энциклопедический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Лао-цзы, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Л". Общая длина 7 символа