Нрав
ЦИ (1). "Пневма" ("эфир", "атмосфера", "газ", "воздух", "дыхание", "дух", "нрав", "темперамент", "энергия", "жизненная сила", "материя")Одна из основополагающих и наиболее специфичных категорий кит. Философии, выражающая идею континуальной, динамической, пространственно-временной, духовно-материальной и витально-энергетич. Субстанции. Этимологич. Значение - "пар над варящимся (жертвенным) рисом". Стандартную терминологии, оппозицию Ц. Составляет ли (1) ("принцип"). Предельно общее понятие Ц. Конкретизируется на трех главных смысловых уровнях. Космологии, антропологии и психологии. В первом случае Ц.- универсальная субстанция Вселенной. Во втором - связанный с кровообращением наполнитель человеч. Тела (аналог "жизненных" или "животных духов" европ.
Философии), способный утончаться до состояний "семенной души" (цзин (3)) и "духа" (шэнь (1)). В третьем - проявление психии. Центра, "сердца" (синь (1)), управляемое волей (чжи (3)) и управляющее чувствами (цин (2)). Общепризнанным в кит. Философии было представление о Ц. Как бескачественном первовеществе, из к-рого состояла Вселенная в исходной фазе своего развития, называемой "Хаосом" (хунь дунь), "Великим пределом" (тай цзи), "Великим единым" (тай и), "Великим началом" (тай чу) или "Великой пустотой" (тай сюй). Начальные формы дифференциации этого вещества - инь ян и "пять элементов" (у син (1)).Филос. Категорией термин Ц. Стал в 4 в. До н.э. В таких классич. Памятниках, как "Гуань-цзы", "Мэн-цзы", "Чжуан-цзы" и др.
Хронологически первым, видимо, можно считать упоминание Ц. В "Го юй" (5 в. До н.э.), где оно отнесено к 8 в. До н.э. Бо Янфу, сановник царства Чжоу, объяснял землетрясение нарушением порядка взаимодействия Ц. Неба и Земли. Единым субстанциальным началом, "пронизывающим тьму вещей", Ц. Предстает в "Дао дэ цзине" (4 в. До н.э.). Положение о преобразовании Ц. В конкретные объекты вследствие сгущения и разрежения, ставшее общепринятым в кит. Классич. Философии, впервые прозвучало в "Чжуан-цзы", где указ, процессы применительно к Ц. Осмыслялись как синонимы жизни и смерти. Там же обозначена связь сгущения и разрежения, подъема и опускания "пневменных" субстанций с психоэмоциональной сферой. В "Цзо чжуани" (4 в. До н.э.) человеч. Эмоции и "вкусы" (горечь, сладость и т.п.) объявляются порождением, а "воля" - воплощением Ц.
Духовная сущность "пневмы" - Ц. Обозначена в "Гуань-цзы" термином "лин Ц." - "одухотворенная пневма", "подвижная пневма". Она присутствует в "сердце" - сознании и психике человека (ср. Наименование "сердца" в "Чжуан-цзы". "вместилище духовности", или "души" - лин фу), способна спонтанно "приходить и уходить", ей присуща иррациональная атрибутика дао - такая "малость", что она не имеет ничего "внутри (себя)" и одновременно такая "огромность", что "ниито (не остается) вне (ее)" (гл. "Нэй е"- "Внутр. Работа").В "Си цы чжуани" (4 в. До н.э.) Ц. Соединено с понятием "цзин (3)" ("семя", "семенная душа"), выражающем в "Дао дэ цзине" порождающую потенцию дао. "осемененная (утонченная) пневма (цзин Ц.) образует вещи" благодаря тому, что "мужское и женское (напала) связывают семя".Содержащиеся в "Си цы чжуани" высказывания о цзин (3) как обозначении разумного начала корреспондируют с пассажами из "Гуань-цзы", где цзин Ц.
Фактически отождествляется с "духом" (шэнь (1)) как психич. Началом. В "Мэн-цзы" представлено положение о единении телесного и духовного ("мысленного" - и (3)) Ц. В "сосредоточенности на долге (и (1))", рассматривавшейся как выражение безбрежности мировой "пневмы".В "Хэ Гуань-цзы" (4 в. До н.э.?) или Дун Чжуншу (2 в. До н.э.) введено понятие "изнач. Пневма" (юань Ц.), из к-рой "образуются Небо и Земля". Дун Чжуншу отождествил "изнач. Пневму" с качествами, полученными человеком от родителей и с общемировой субстанцией. В "Хуайнань-цзы" (2 в. До н.э.) Ц. Рассматривается в космологич. И антропологич. Плане как одно из порождающих начал наряду с "духом" и "семенем" и одновременно объединяющее их - "то, что наполняет все сущее".Ван Чун (1 в.) интерпретировал воплощенное в Ц.
Духовное начало - шэнь Ц. Как "утончение" цзин Ц., а сгущение и разрежение "пневмы" сравнил с образованием льда и его таянием. Человек порождается "духовной пневмой" (сгущение) и возвращается в нее со смертью (разрежение). Понятие "шэнь Ц." у Ван Чуна может быть истолковано как синоним "изнач. Пневмы", в к-рой "отсутствует разделение (на мутное и чистое)". Ван Су (3 в.) отождествил "изнач. Пневму" с "Великим единым" (тай и)- состоянием, предшествующим космогенезу в космологич. Схеме "Ле-цзы" (4 в. До н.э.), а даос Чэн Сюаньин (7 в.)- с "Великим началом" (тай чу) космогенеза. Чжан Цзай (11 в.) связал Ц. С понятиями "у цзи" ("Беспредельное", см. Тай цзи) и "Великая пустота" (тай сюй), акцентировав неуничтожимость "пневмы", сгущение и разрежение к-рой реализуется в мировых трансформациях (бянь хуа), образующих преходящие "формы" (сын (1)) и "образы" (сян (1)).Особое значение термин Ц.
Приобрел в неоконфуцианстве, гл. Проблемой к-рого стало выяснение соотношения двух начал. Материалообразующего, динамичного, континуального, чувственного и морально индифферентного Ц. Со структурообразующим, дискретным, статичным, рациональным и морально окрашенным "принципом" (ли (1)). Чэн И (Ив.) в отличие от Чжан Цзая постулировал возможность уничтожения Ц. С разрушением "принципов". Чжу Си (12 в.) отстаивал вечность существования "принципов", с к-рыми неразрывно связано Ц.Ван Янмин (15-16 вв.) трактовал ли |1) и Ц. Как нерасчленимое единство, а Ц., "дух" и "семя" как "одну вещь". "распространяющаяся активность - это пневма, сгущенное скопление - это семя, а чудесное (утонченное) применение - это дух". Выражение этого единства Ван Янмин находил в "благосмыслии" (лян чжи)- врожденном "благом" и интуитивном знании.
Ван Чуаныиань (17 в.) усматривал в концентрации и рассеивании Ц. Причины "видимости" или "невидимости" чего-либо, позволяющие говорить о "бытии/наличии", "форме", либо о "небытии/отсутствии", "неоформленности" (см. Ю - у, Син (2)). Янь Фу (19 в.) объяснял зап. Понятие "эфир" (итай) как "имя самого чистого Ц.". Фэн Юлань (20 в.) отождествил Ц. С платоновско-аристотелевой материей как полным отсутствием форм, т.е. Коррелятивных "принципов" (ли (1)), или "Беспредельным" (у цзи) "ничто". Совр. Исследователи сближают Ц. С понятием "поле" (Фэн Ци и др.). Традиц. Концепции Ц. В наст, время играют большую роль в теории кит. Медицины.**Лисевич И.С. Лит. Мысль Китая на р-же древности и ср. Веков. М., 1979. С. 32 - 6, 38 - 54 и др. Горохова Г.Э.
Универсализм раннего даосизма // Дао и даосизм в Китае. М., 1982. Кобзев А.И. Учение Ван Янмина и классич. Кит. Философия. М., 1983. С. 163 - 71 и др. Бу Цзиньчжи. Во го гудай Ц. Дэ цусу вэйучжуи сюэшо цзяньлунь (Обзор древнекит. Наивноматериалистич. Учений о Ц.) // Чжунго чжэсюэ ши яньцзю цзикань (Сб. Исследований по истории кит. Философии). Вып. 2. Шанхай, 1982. С. 108 - 35. Гэ Жунцзинь. Чжунго чжэсюэ фаньчоу ши (История категорий кит. Философии). Харбин, 1987. С. 7 - 38. Huang Siu-chi. Chang Tsai's Concept of Ch'i // PEW. 1968. Vol. 18. №4. Hatton Л. A Comparison of Ch'i and Prime Matter // Ib. 1982. Vol. 32. №2. Kirn Yung S.K. Some Aspects of the Concept of Ch'i in Chu Hsi // Ib. 1984. Vol. 34. №1.А.И. Кобзев, А.Г. ЮркевичЦИ (2). "Орудие" ("конкр. Явление", "способность")Категория классич.
Кит. Философии. Термин Ц. Первоначально обозначал ритуальные сосуды и ремесленные орудия, поэтому с ним связаны идеи специализации и полезности (ли (3), в части, культовой утилитарности ("Лунь юй", "Си цы чжуань", "Дао дэ цзин", "Мэн-цзы"). Стремление показать, что всеобщность стоит превыше любых конкр. Способов ее реализации, привело первых кит. Философов к противопоставлению Ц. ("орудий" и обусловленных ими специальных способностей) как универсальности (чжоу) "благородного мужа" - цзюнь цзы ("Лунь юй"), так и первозданной простоте (пу) мироздания ("Дао дэ цзин"). Последняя в "Дао дэ цзине" выступает ипостасью дао, к-рое тем самым противопоставляется Ц. В качестве "отсутствия/небытия" (у (1), см. Ю - у) дао определяет гл.
Функцию Ц. Как сосуда - способность вмещать в себя, т.е. Ц. Представляется "орудием" дао. Фундаментальная оппозиция дао - Ц. Терминологически была впервые оформлена в "Си цы чжуани". Эволюция Ц. Как фил ос. Понятия проходила в русле развития концепций дао.А.И. Кобзев.
Дополнительный поиск Нрав
На нашем сайте Вы найдете значение "Нрав" в словаре Китайская философия. Энциклопедический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Нрав, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Н". Общая длина 4 символа