К. Ф. Хеббель - Мария Магдалина

185

Действие пьесы происходит в небольшом немецком городке первой половины прошлого века. В доместоляра Антона, известного своими трудолюбием и бережливостью, две женщины, мать и дочь. Ониначали утро с примерки и обсуждения старого подвенечного платья, а закончили разговорами оболезни и приготовлении к смерти. Мать только что оправилась после тяжелого недуга, за это онаблагодарит Бога. Она не знает за собой никаких грехов, но все равно должна достойно обрядиться к«небесному венцу», пока ей отпущено время. Она беспокоится о сыне Карле, который и на работу раньшевсех уходит, и с работы позже всех приходит, а деньги сберечь и с толком потратить не умеет, вечно уматери просит. А у нее хватает денег только на скромное хозяйство.Мать идет в церковь помолиться за дочь, которой пора замуж.

Клара наблюдает за матерью в окно изагадывает, кто у нее первым на пути попадется. Зловещие сны совсем замучили Клару, она чувствуетсвою вину перед родителями. Первым оказывается могильщик, вылезающий из только что вырытоймогилы.В это время к девушке приходит её жених Леонгард, с которым она виделась последний раз две неделиназад, и эта встреча оказалась роковой для нее. Тогда в городок вернулся Фридрих, первая любовьКлары, уезжавший учиться на «секретаря». В свое время мать запретила Кларе мечтать о Фридрихе, иобручилась она с другим, чтобы не «засиживаться в девках». Леонгард стал ревновать к Фридриху и,чтобы заглушить старую любовь, постарался «привязать к себе покрепче свое самое драгоценноесокровище», что и совершил довольно грубо.

Когда Клара, чувствуя себя оскверненной, пришла домой,она застала свою мать во внезапном приступе смертельной болезни. Теперь девушка знает, что ей «набелом свете не жить», если Леонгард срочно не женится на ней, дабы никто не узнал о её грехе. Ноотец, согласно своим принципам, отдаст свою дочь за того, кто её не только любит, но и «хлеб в домеимеет». Леонгард успокаивает Клару, он пришел просить её руки, так как только что получил всемиправдами и неправдами завидное место казначея, а значит, и жену прокормить сможет. Он хвастаетсяневесте, как ловко и беззастенчиво, оттолкнув и обманув другого, более достойного, добился этогоместа. Прямодушная Клара не скрывает своего негодования, но отныне она «прикована» к этомучеловеку моралью добропорядочного бюргерства.

Но Клара не знает всех истинных мотивов приходажениха. Леонгард прослышал, что мастер Антон вложил немалые деньги в дело своего бывшего хозяина иучителя, а тот обанкротился и умер, оставив после себя большую семью. Леонгарду необходимовыяснить, «неужто денежки уплыли», не становится ли Клара бесприданницей.Отец уже знает о новой службе жениха и проявляет полную откровенность в изложении своихденежных дел, проверяя его. Мастер Антон давно понял, что лишился своих денег, но принял для себярешение не взыскивать их с больного старика, который безвозмездно обучил его хорошему ремеслу. Напохоронах мастер порвал долговую расписку и незаметно сунул её в гроб — пусть тот «спитспокойно». Потрясенный Леонгард все же показывает полную готовность жениться и без приданого, ичестный мастер протягивает ему руку.Между тем в доме собирается вся семья, за исключением Карла.

Отец всегда им недоволен, особенноесли тот играет где-то в карты на деньги, добытые тяжким трудом. Мать, как обычно, заступается засына. А Леонгард, отгородившись от всех газетой, лихорадочно соображает, как бы ему не свалятьдурака с женитьбой. Неожиданно в доме появляются судебные исполнители, объявляя, что Карл посаженв тюрьму по обвинению в краже драгоценностей в доме купца. Мать падает замертво. Воспользовавшисьсуматохой, Леонгард убегает. Только мастер Антон с трудом сохраняет самообладание. Он ждет новыхударов судьбы. А вот и письмо с нарочным от жениха дочери — с разрывом помолвки. Отец советуетдочери забыть «подлеца», но, замечая её отчаяние, начинает подозревать неладное. Он заставляетдочь поклясться у гроба матери в том, что она «такая, какою быть должна».

Едва владея собой, Клараклянется, что никогда не опозорит отца.Мастер проклинает преступного сына, поносит весь мир и самого себя. Он уверен, что в глазах «всехчестных людей» выглядит теперь неудачником и обманщиком. В будущее мастер страшится заглядывать,но надеется, что его дочь станет женщиной, достойной своей матери, тогда люди простят ему вину засбившегося с пути сына. Если же будет не так, если люди покажут пальцами на Клару, она должна знать— отец покончит с собой, он не сможет жить на свете, где «люди только из жалости не плюют в егосторону». Дочь не хуже отца знает нравы своей среды и также беззащитна перед ней. Поэтому она итерзается, преступив её законы. Клара сама готова умереть, лишь бы отец прожил весь срок,отпущенный ему Богом.В отсутствие отца Клара неожиданно узнает, что брат обвинен по ошибке, он освобожден.

Перваямысль несчастной — теперь грех лежит на ней одной.Тут в дом приходит секретарь Фридрих, все еще тоскующий по любимой девушке. Он не понимает, чтоможет связывать её с весьма незавидным женихом. А она рвется к Леонгарду, другого пути нет, «он илисмерть». Ошеломленный секретарь пытается удержать её. Тогда Клара открывает ему свое сердце, ведьона не переставала любить Фридриха все эти годы, но теперь должна связать себя с другим.Окрыленный её признанием, секретарь тут же просит Клару стать его женой, остальное уладится. Когдаже бесхитростная девушка признается ему в своем грехе, он, отступая, произносит, что «через такое»переступить не сможет. С решимостью рассчитаться с негодяем за честь Клары секретарь уходит.Подгоняемая слабой надеждой, Клара идет к Леонгарду.

Она во что бы то ни стало должна стать егоженой, чтобы не свести в могилу отца. Хотя брак с Леонгардом — это горе для нее, так пусть же Богпоможет ей в этом. Если не в счастье, так хотя бы в горе, если так велит судьба.Леонгард уже готовит подступы для женитьбы на дочери бургомистра. Ему жаль Клару, но каждыйдолжен «нести свой крест». Он никак не ожидает прихода девушки. Клара возвращает ему его письмо,ведь брат оправдан, и препятствий к браку нет. Она умоляет его жениться, иначе отец узнает обесчестии дочери и убьет себя. Тут Леонгард задает ей страшный вопрос — может ли она поклясться,что любит его так, как «девушка должна любить мужчину, который навеки свяжет себя с нею узамибрака?». Как честный и очень прямой человек, Клара не может дать ему такой клятвы.

Но она клянетсяему в другом, в том, что, любит она его или нет, он не почувствует этого, ибо найдет в ней полнуюжертвенность и повиновение. Клара обещает, что долго не проживет, а если он захочет раньшеизбавиться от нее, то может купить ей яду, она сама его выпьет и сделает так, чтобы соседи ни о чемне догадались.Страстная мольба Клары встречает холодный отказ. Затем следуют снисходительные увещевания,обвинения в адрес отца, раздарившего приданое дочери. Этого Клара уже не желает слушать. Онаблагодарит Леонгарда за то, что позволил заглянуть в его душу — на «самое дно преисподней», теперьона может умереть спокойно. Клара приняла решение и в тот же день «покинет этот мир».К пребывающему в полной нерешительности Аеонгарду врывается Фридрих с двумя пистолетами —драться за честь Клары.

Негодяй погибает на дуэли.Освобожденный из тюрьмы Карл приходит домой и делится с сестрой своей мечтой. Он хочет уйти вморе от этих мещанских будней, где ему дозволено лишь «стучать, пилить, приколачивать, есть, пить испать». Клара рада брату, но она готовится уйти из жизни и обращается к Богу со словами. «…Я иду ктебе, только чтоб спасти отца!» Она бросается в колодец, надеясь, что люди примут это за несчастныйслучай. Но одна девушка видела, как Клара прыгнула сама. Отец, узнавший об этом, воспринимаетпоступок дочери как свой позор. Напрасно отомстивший за Клару Фридрих объясняет ему причинысамоубийства дочери. Он не смягчается, ведь согрешившая дочь не сумела скрыть свой грех и оградитьотца от осуждающей молвы.

Погруженный в свои мысли, он говорит. «Этого мира мне уже не понять!».

Значения в других словарях
К. С. Причард - Девяностые Годы

Роман «Девяностые годы» — первая часть известной трилогии, куда также входят романы«Золотые мили» (1948) и «Крылатые семена» (1950). Трилогия охватывает шестьдесят летистории Австралии, начиная с девяностых годов прошлого века. В ней действуют однии те же герои. Их судьбу и отношения писательница прослеживает с неослабевающимвниманием.Девяностые годы — время золотой лихорадки в Австралии, когдана северо-запад страны устремились толпы людей со всех концов света в надеждеразбогатеть. Удалось ли им..

К. Ф. Хеббель - Агнеса Бернауэр

Действие происходит между 1420 и 1430 г. Население вольного города Аугсбурга с нетерпением ожидаетрыцарский турнир, в котором участвует сам герцог Альбрехт Баварский, сын правителя Мюнхена ЭрнстаБаварского. Все стремятся попасть на это зрелище, заранее занимают места. Агнеса, дочь известногов городе цирюльника и лекаря Каспара Бернауэра, собирается на турнир без всякого желания. У нееуже побывала одна из подружек, которую прислал её духовник извиниться за глупые пересуды обАгнесе. Но подружка не..

Кай Мунк - Нильс Эббесен

Нильс Эббесен, вождь восставших против голштинского правления датских крестьян (Голштиния —русское название примыкающей к Дании исторической области Германии Голылтейна), погиб в бою приСкандерборге второго ноября 1340 г. Однако прославило его другое, происшедшее ранее весной того жегода, событие. Воспетое в датской народной балладе «Нильс Эббесен», оно легло впоследствии воснову сюжета нескольких классических произведений датской литературы, в число которых входит идрама Мунка, написанная им во..

Калидаса - Облако-вестник

Некий якша, полубог из свиты бога богатства и владыки северных гор Куберы, сосланный своимгосподином за какую-то провинность далеко на юг, на исходе лета, когда все, ктооказался вне дома, особенно тоскуют по своим близким, видит в знойном небе одинокое облако.Он решает передать с ним послание любви и утешения своей жене, ждущей его в столицеКуберы — Алаке. Обращаясь к облаку с просьбой стать его вестником, якша описывает путь,по которому оно сможет достичь Алаки, и в каждой рисуемой им картине л..

Дополнительный поиск К. Ф. Хеббель - Мария Магдалина К. Ф. Хеббель - Мария Магдалина

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "К. Ф. Хеббель - Мария Магдалина" в словаре Краткие содержания произведений, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением К. Ф. Хеббель - Мария Магдалина, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "К". Общая длина 31 символа