Михаил Булгаков - Кабала Святош (мольер)

130

Действие пьесы происходит в Париже в век Людовика XIV.Сцена представляет театр Пале-Рояль. На стыке двух уборных, у занавеса, которым ониразделены, громадных размеров клавесин. В первой уборной — множество сальных свечей.Во второй уборной на столе только фонарь с цветными стёклами и большое распятие,перед которым горит лампада. На всём печать необыкновенного волнения. Лагранж, не занятыйв спектакле, сидит в уборной, погружённый в думу. Он в тёмном плаще, молод, красиви важен.В первой уборной Бутон припал к щели в занавесе. Рожа Шарлатана торчит в дверях.Слышны взрывы смеха, затем финальный раскат хохота. Из-за занавеса показывается Мольер,загримированный Сганарелем — нос лиловый с бородавкой. Левой рукой Мольер держитсяза грудь.

Дверь распахивается, вбегает загримированный Полишинелем дю Круази и говорит,что король аплодирует. Мольер возвращается на сцену и читает сочинённые экспромтом стихи,посвящённые ЛюдовикуXIV, в которых он называет короля Солнцем Франции. Король благодаритМольера и остаётся посмотреть ещё одну интермедию.Бутон опускает занавес. Мольер появляется в уборной и хватает слугу за глотку, обвиняяего в том, что «при короле свеча повалилась в люстре, воском каплет на паркет». Бутонуверяет Мольера, что он сам повалил свечу палашом, Риваль подтверждает это. Мольер остываети дарит Бутону свой кафтан взамен разорванного. Бутон уходит снимать нагар со свечей.Мольер спрашивает у Шарлатана, в чём секрет его фокуса. Шарлатан садится в некоторомрасстоянии от клавесина, делает такие движения в воздухе, как будто играет, и клавишив клавесине вжимаются, клавесин играет нежно.

Шарлатан не соглашается открыть Мольеру свойсекрет и уходит. Мольер возвращается на сцену.Портьера, ведущая во вторую уборную, отодвигается и возникает Арманда. Черты лицаеё прелестны, она похожа на свою старшую сестру Мадлену. Арманде лет семнадцать. Лагранжостанавливает Арманду и умоляет её не выходить замуж за Мольера. Арманда делает попыткуотстранить Лагранжа и пройти. Лагранж вынимает шпагу и угрожает заколоть девушку, если онане откажется от замужества. Арманда говорит, что она в связи со своим женихом, иначепоступить уже не может и шепчет что-то Лагранжу на ухо. Лагранж вкладывает шпагув ножны, говорит, что хотел её спасти и уходит.Арманда остаётся в уборной. Входит Мольер. Обнимает её, и в то же мгновение появляетсяБутон.

Мольер отсылает его прочь, снимает нос и парик, целует Арманду. Она шепчет емучто-то на ухо. «Я хочу жить ещё один век. С тобой. Ты станешь первой, будешь великойактрисой. Но помни. Если ты не сдержишь клятву, ты отнимешь у меня всё» — говоритей Мольер. Арманда клянётся на распятии в вечной любви.В двери стучат. Влюблённые спешно договариваются встретиться здесь, «когда театр погаснет».Мольер открывает, и входят Бутон, Лагранж и Одноглазый в костюме Компании ЧёрныхМушкетёров с косой чёрной повязкой на лице. Одноглазый вручает Мольеру награду короля —5000 ливров. Мольер берёт себе 500 ливров, а остальные делит поровну между актёрами, потомуходит проводить короля. Одноглазый начинает флиртовать с Армандой. Желая помешать ему, Бутонвстревает в их разговор.

Возвращается Мольер, и Одноглазый откланивается. Мольер отсылаетАрманду и приказывает позвать Мадлену Бежар. Когда Мадлена приходит, Мольер сообщаетей, что намерен жениться на Арманде. Мадлена становится на колени и умоляет Мольеражениться «на ком угодно, только не на Арманде». Мольер говорит Мадлене, что обязансделать это. Тогда Мадлена объявляет о своём уходе из театра и просит Мольеране говорить Арманде, что у них был роман. Мольер даёт обещание и уходит.Мадлена остаётся. Входит Лагранж. Он один посвящён в тайну Мадлены. Лагранж обещает Мадлене,что её тайну никто никогда не узнает. Мадлена прощается и уходит. Лагранж ставитна стол фонарь, садится и записывает события ушедшего дня в свою книгу-регистр. Потомоткладывает перо и говорит.

«В театре ужасное событие. Жан-Батист Поклен де Мольер,не зная, что Арманда не сестра, а дочь госпожи Мадлены Бежар, женился на ней. Этогописать нельзя, но в знак ужаса ставлю чёрный крест». Лагранж берёт фонарь и уходит,как тёмный рыцарь.Некоторое время мрак и тишина, затем крышка клавесина приподнимается, и из него выходитМуаррон. Это мальчишка лет пятнадцати с необыкновенно красивым, порочным и измученным лицом.Оборван, грязен. Он хнычет, жалуется, что не спал два дня, потом падает и засыпает. Плывётсвет фонарика, и, крадучись, Мольер ведёт Арманду в тёмном плаще. Арманда пугается мальчикаи взвизгивает. Муаррон просыпается и трясётся от ужаса. Мольер грозно спрашивает, ктоон такой. Мальчишка отвечает, что он несчастный Захария Муаррон.

Мольер хохочет — он понялсекрет Шарлатана.Приёмная короля. За карточным столом маркиз де Лессак играет в карты с Людовиком. Толпапридворных, одетых с необыкновенной пышностью, следит за де Лессаком. Перед тем грудазолотых монет, пот течёт у него с лица. Сидит один Людовик, все остальные стоят. Всебез шляп. За креслом Людовика стоит Одноглазый, ведёт игру короля. Одноглазый замечает,что де Лессак играет краплёными картами. Король спрашивает Одноглазого, как ему следуетпоступить в этом случае. Одноглазый отвечает, что де Лессака «надлежит ударитьпо физиономии подсвечником» и обругать. Людовик зовёт Справедливого сапожника и велитему обругать де Лессака. Шут с удовольствием выполняет приказ. «Посадите маркиза де Лессакана один месяц в тюрьму.

Затем отправит его в имение — вместе с деньгами» — приказываеткороль. Де Лессака уводят.Перед Людовиком, словно из-под земли, появляется обеденный стол с одним прибором.У камина возникает Шаррон и просит у короля позволения представить ему бродячегопроповедника, отца Варфоломея. Дверь открывается и появляется отец Варфоломей. Он бос, лохмат,подпоясан верёвкой, глаза безумные. Он приплясывает и поёт. Удивлены все, кроме Людовика. БратВерность — постная физиономия с длинным носом — выделяется из толпы придворныхи прокрадывается к Шаррону. Варфоломей, обращаясь к королю, называет Мольера антихристоми призывает. «Сожги его вместе с его богомерзким творением „Тартюф“ на площади. Весь мирверных сынов церкви требует этого!».

Людовик раздражён, его сердит слово «требует», он велитпосадить отца Варфоломея на три месяца в тюрьму. Отец Варфоломей исчезает.Людовик ест, потом выражает желание говорить с архиепископом наедине. Придворные всей толпойотступают на лестницу. Людовик спрашивает Шаррона, разделяет ли он мнение отца Варфоломеяо Мольере. «Государь, это сатана» — отвечает Шаррон твёрдо. Он льстит королю и умоляет егозаступиться за религию, которую оскорбил Мольер своим «Тартюфом». «Дерзкий актёр талантлив…Я попробую исправить его, он может служить к славе царствования. Но если он совершитещё одну дерзость, я накажу» — говорит Людовик. Потом он позволяет выпустить отцаВарфоломея из тюрьмы через три дня.Входит Мольер. Король приглашает его поужинать, велит подать ему стул.

Мольер, бледнея, принимаетвысокую честь. Людовик говорит Мольеру, что в «Тартюфе» он не осторожен с духовнымилицами. Король позволяет играть пьесу в Пале-Рояле при условии, что в дальнейшемтворчество Мольера пойдёт по правильному пути. Мольер ликует. Людовик дарует ему ещё однумилость — право стелить королевскую постель. Мольер схватывает со стола два канделябраи идёт впереди короля. Оба скрываются.Все исчезают, и на сцене остаются только Шаррон и брат Верность, оба черны. Они замышляюткакую-то интригу против Мольера. В этом им должна помочь женщина, которая заманитв их сети нужного им человека. Входит Одноглазый. Шаррон и брат Верность исчезают.К Одноглазому подходит шут и даёт ему записку от женщины в маске. Одноглазый задумчивоуходит.

Огни начинают гаснуть. Слышатся удаляющиеся голоса. «Кроль спит!». Шут ложитсяна карточный стол, закутывается в портьеру с гербами и засыпает.Дворец исчезает, и возникает квартира Мольера. День. Муаррон, очень красивый, пышно разодетыйчеловек лет двадцати двух, играет на клавесине. Арманда в кресле слушает. Они репетируютновую пьесу. Муаррон называет Арманду маменькой, а Мольера — отцом. Они усыновили его. Муарронсчитает себя лучшим актёром Парижа. Во время репетиции Муаррон соблазняет Арманду, уводитеё в свою спальню и запирает дверь на ключ. Арманда проклинает день, когда Муаррона нашлив клавесине.Входит Мольер, зовёт Арманду. Ключ в замке мгновенно поворачивается. Мольер устремляетсяв дверь, Арманда вскрикивает, затем вбегает Муаррон, держит свой парик в руке.

В гневеМольер выгоняет Муаррона из дома и из труппы. Муаррон угрожает Мольеру, говорит,что владеет его тайной. Напоминает о Мадлене Бежар, которая находится при смерти. Мольерхватает со стены пистолет, и Муаррон исчезает. Мольер просит Арманду. «Потерпиещё немного, я скоро освобожу тебя. Я не хочу умирать в одиночестве». Арманда выходитв слезах, клянётся, что не оставит Мольера. Мольер жалеет, что выгнал Муаррона.Он не желает скандала и собирается его вернуть.Каменный подвал, освещённый трёхсвечной люстрой. За столом сидят члены Кабалы СвященногоПисания в масках. В кресле отдельно, без маски, сидит Шаррон. Двое в чёрном — людижуткого вида — вводят Муаррона со связанными руками и с повязкой на глазах. Руки емуразвязывают, повязку снимают.

Утром этого дня Муаррон наклеветал на Мольера, и теперь Шарронзаставляет его повторить свой донос при свидетелях. Муаррон рассказывает, как несколько летназад он сидел в клавесине и слышал голос Лагранжа. Голос говорил, что «господинде Мольер женился не на сестре Мадлены Бежар, а на её дочери».Муаррону завязывают глаза, связывают руки и уводят. Шаррон надвигает капюшон на лицои скрывается в полутьме. Брат Верность открывает дверь. Появляется Незнакомка в маске,которая ведёт за руку Одноглазого. Глаза у него завязаны платком. Одноглазый снимаетповязку, оглядывается и выхватывает шпагу решив, что его заманили в ловушку. Брат Силаи брат Верность успокаивают его. Они говорят маркизу, что по вине Мольера над нимсмеются при дворе, потому что образ Дон Жуана Мольер писал с него.

Одноглазый меняетсяв лице от ярости. Ему опять завязывают глаза, и Незнакомка уводит его. Шаррон объявляетзаседание Кабалы Священного Писания закрытым.Необъятный собор. Маленькая исповедальня архиепископа. Появляются Арманда и Лагранж, ведутпод руки Мадлену. Та — седая, больная. Мадлена входит в исповедальню, Арманда и Лагранжсадятся на скамью, и тьма их поглощает. Шаррон возникает в исповедальне и говоритМадлене, что сам решил исповедовать её. Под давлением Шаррона Мадлена признаётся. «Я жилас двумя и прижила дочь Арманду и всю жизнь терзалась, не зная, чья она… Когда же онавыросла, я привезла её в Париж и выдала её за свою сестру». Шаррон отпускает ей грехии просит позвать Арманду. Лагранж уводит Мадлену. Арманда входит в исповедальню.

Шарронвозникает страшен, в рогатой митре, крестит Арманду обратным дьявольским крестом. «Она твоямать. Тебя я прощаю. Но сегодня же беги от него, беги» — говорит Шаррон. Арманда падаети остаётся неподвижной на пороге исповедальни. Шаррон исчезает.День. Приёмная короля. Людовик — у стола. Перед ним тёмный и измученный Шаррон.На полу сидит Справедливый сапожник, чинит башмак. Шаррон рассказывает королюо преступлении Мольера. Людовик велит вызвать господина де Мольера и привести Муаррона.Входит Муаррон. Он запуган и имеет такой вид, точно он спал не раздеваясь. Людовик, которогоон впервые видит так близко, производит на него сильное впечатление. Король объявляетМуаррону, что его донос подтверждён следствием и спрашивает, какое вознаграждение он желаетполучить.

Муаррон просит место в Королевском бургонском театре или в Театре дю Марэ.Король отказывает ему, потому что он слабый актёр, и даёт ему место на королевской службе,в сыскной полиции.Муаррон выходит. В других дверях появляется Лагранж, вводит Мольера и тотчас жескрывается. Мольер в странном виде. Одежда в беспорядке, лицо свинцовое, руки трясутся, шпагависит криво. Он жалуется королю на здоровье, которое пошатнулось из-за сердечного приступа,случившегося, когда от него ушла жена. Людовик объявляет своё решение. «Запрещаю вам появлятьсяпри дворе, запрещаю играть „Тартюфа“. Только с тем, чтобы ваша труппа не умерла с голоду,разрешаю играть в Пале-Рояле ваши смешные комедии, но ничего более… Лишаю васпокровительства короля».

Произнеся эти слова, Людовик удаляется.Шаррон входит и долго смотрит на Мольера. У архиепископа удовлетворённо мерцают глаза.Мольер в гневе выхватывает шпагу. Из-за двери выходит Одноглазый с тростью и затеваетссору с Мольером, называя его лгуном. В это мгновение входит Лагранж. Мольер в гневевызывает Одноглазого на дуэль. Шаррон и Лагранж пытаются их остановить. Одноглазыйбросается на Мольера. Мольер, отмахиваясь шпагой, прячется за стол. Одноглазый вскакиваетна стол. Мольер бросает шпагу, опускается на пол, говорит, что он болен и ничегоне понимает. Одноглазый заявляет, что убьёт Мольера после первого спектакля. Шут вдругсрывается с места и исчезает. Лагранж поднимает Мольера с пола и увлекает вон.Шаррон с горящими глазами спрашивает Одноглазого, почему тот не заколол Мольера.

Ониругаются. Шаррон вдруг плюёт в Одноглазого. Одноглазый до того оторопел, что плюнулв Шаррона. Дверь открывается, влетает взволнованный шут, за ним входит Людовик. Ссорящиесядо того увлечены, что не сразу перестают плевать. Четверо долго и тупо смотрят другна друга. «Извините, что помешал,» — говорит Людовик и скрывается, закрыв за собойдверь.Квартира Мольера. Вечер. Беспорядок. Разбросаны рукописи. Мольер в парике и халате сидитв громадном кресле. Бутон в другом. На столе две шпаги и пистолет. На другом столеужин и вино, к которому Бутон время от времени прикладывается. Лагранж в тёмном плащеходит взад и вперёд. Он упрекает себя в том, что Муаррон узнал тайну. Мольер егоуспокаивает. Слышен скрип лестницы. Входит Муаррон. Он в какой-то грязной куртке, потёрт,небрит и полупьян, в руке фонарь.

Узнав Муаррона, Лагранж схватывает со стола пистолет.Мольер бьёт Лагранжа по руке. Лагранж стреляет и попадает в потолок, потом бросаетсяна Муаррона, валит его на пол и начинает душить. Мольер и Бутон оттаскивают Лагранжаот Муаррона. Лагранж грозится его убить. Муаррон становится перед Мольером на колении говорит, что не позже полуночи повесится у него под окнами, а на Арманду дажеи не взглянет. Мольер говорит, что Арманда ушла, а Муаррона он прощает и возвращаетв свой дом. Муаррон плачет. Лагранж обвиняет Мольера в излишней мягкости. Мольер сообщаетМуаррону, что на него «спустили одноглазую собаку-мушкетёра», и король лишил своегопокровительства. Муаррон знает, что «мэтра признали безбожником за «Тартюфа» и берётсяего защищать.

Лагранж и Муаррон берут оружие, фонарь и уходят караулить. Пауза.Мольер громко называет короля Франции тираном. Бутон успокаивает его, пытается заставитьзамолчать, боится, что его вместе с хозяином повесят за эти слова на площади. Мольервелит ему укладывать вещи, намереваясь после последнего спектакля сбежать в Англию. Дверьоткрывается, и в ней появляется голова старухи Ренэ. Она говорит, что пришла монашка, чтобывзять в стирку театральные костюмы. Мольер велит, чтобы она пришла завтра в Пале-Рояльк концу спектакля. Ренэ скрывается. Мольер вдруг забирается с головой под одеяло. Бутонначинает прославлять короля так громко, что это слышит даже Муаррон на улице.Уборная актёров в Пале-Рояле. Всё также горит лампада у распятия и зелёный фонарь.За занавесом слышны гул и свистки.

В кресле сидит Мольер в халате и колпаке,в гриме с карикатурным носом. Мольер в странном состоянии, как будто пьян. Возле негоЛагранж и дю Круази в чёрных костюмах врачей, но без грима. Муаррон стоит неподвижнов отдалении. Вбегает Бутон с сообщением, что привратник, раненный мушкетёрами, умер.Лагранж сообщает, что «театр полон безбилетными мушкетёрами и неизвестными личностями».Бутон умоляет Мольера не доигрывать спектакль, а бежать. Потом сообщает, что в театреОдноглазый. За занавесами свист и грохот. Мольер испуганно бросается к Муарронуи прячется у него в плаще. Муаррон молчит, обняв Мольера.Дверь открывается, и вбегает Риваль. Она в оригинальном костюме, на голове шляпа врача,очки колёсами. Риваль долго смотрит на Мольера и говорит, что надо играть.

Мольер вылазитиз-под плаща и извиняется перед всеми. Риваль говорит. «Сейчас же после вашей последнейфразы мы спустим вас в люк, спрячем у меня в уборной до утра, а на рассветевы покинете Париж». Мольер согласен.Дю Круази, Лагранж, Муаррон и Риваль скрываются. Мольер снимает халат. На сцене громаднаякровать. В будке появляется суфлёр. Мольер, резко изменившись, с необыкновенной лёгкостьювзлетает на кровать, укладывается, накрывается одеялом. Бутон поднимает главный занавес.Актёры играют сцену из пьесы «Мнимый больной». Во время спектакля из ложи внезапнопоказывается Одноглазый, садится на борт её и застывает в позе ожидания.Внезапно Мольер зовёт Мадлену и падает. Музыка смолкает. В уборной Мольера возникаетстрашная монашка, быстро собирает все костюмы Мольера и исчезает с ними.

На сценесмятение. Лагранж взволнованно говорит публике, что спектакль не может быть окончен. Публикатребует деньги обратно. Муаррон достаёт шпагу и называет Одноглазого грязным зверем.Одноглазый, вынув шпагу, поднимается на сцену и идёт плавной кошачьей поступью на встречуМуаррону. Поравнявшись с Мольером, смотрит на него, втыкает шпагу в пол, поворачиваетсяи уходит со сцены. Суфлёр в будке плачет. Актёры бросаются к Мольеру, окружают еготолпой, и он исчезает. Бутон опускает занавеси бросается вслед за группой, уносящей Мольера.Занавес вздувается, любопытные пытаются лезть на сцену. Дю Круази тушит люстру. Гул в залестихает.Сцена погружается во тьму. Потом выплывает фонарь — идёт тёмный Лагранж. Он проходитв свою уборную, разворачивает книгу и пишет.

«Семнадцатого февраля… В десять часов вечерагосподин де Мольер, исполняя роль Аргана, упал на сцене и тут же был похищенбез покаяния неумолимой смертью… Причиной этого явилась немилость короля и чёрная Кабала».Пишет и угасает во тьме..

Значения в других словарях
Михаил Булгаков - Дьяволиада

Повесть о том, как близнецы погубили делопроизводителяВ то время как все люди скакали с одной службы на другую, Варфоломей Коротков,нежный, тихий блондин прочно служил в Главцентрбазспимате (сокращенно Спимат) на должностиделопроизводителя и прослужил в ней целых 11 месяцев.20 сентября 1921 года кассир Спимата накрылся своей противной ушастой шапкой, схватил портфельи уехал. Вернулся он совершенно мокрый, положил шапку на стол, а на шапку — портфель.Потом вышел из комнаты и вернулся через четвер..

Михаил Булгаков - Зойкина Квартира

Майский вечер. Зоя Денисовна Пельц, тридцатипятилетняя вдова, одевается перед зеркалом. К нейпо делу приходит председатель домкома Аллилуя. Он предупреждает Зою о том, что еёпостановили уплотнить — у нее шесть комнат. После долгих разговоров Зоя показываетАллилуе разрешение на открытие пошивочной мастерской и школы. Дополнительнаяплощадь — шестнадцать саженей. Зоя дает Аллилуе взятку, и тот говорит, что, быть может,отстоит и остальные комнаты, после чего уходит. Входит Павел Федорович Обольянино..

Михаил Булгаков - Мастер И Маргарита

В произведении — две сюжетные линии, каждая из которых развивается самостоятельно.Действие первой разворачивается в Москве в течение нескольких майских дней (дней весеннегополнолуния) в 30-х гг. нашего века, действие же второй происходит тоже в мае,но в городе Ершалаиме (Иерусалиме) почти две тысячи лет тому назад — в самом началеновой эры. Роман построен таким образом, что главы основной сюжетной линии перемежаются главами,составляющими вторую сюжетную линию, причем эти вставные главы являются ..

Михаил Булгаков - Роковые Яйца

Действие происходит в СССР летом 1928 г. Владимир Ипатьевич Персиков, профессор зоологии IVгосударственного университета и директор Московского зооинститута, совершенно неожиданно длясебя делает научное открытие огромной важности. В окуляре микроскопа при случайном движениизеркала и объектива он видит необыкновенный луч — «луч жизни», как называет его впоследствииассистент профессора приват-доцент Петр Степанович Иванов. Под воздействием этого луча обычныеамебы ведут себя страннейшим образом. Ид..

Дополнительный поиск Михаил Булгаков - Кабала Святош (мольер) Михаил Булгаков - Кабала Святош (мольер)

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Михаил Булгаков - Кабала Святош (мольер)" в словаре Краткие содержания произведений, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Михаил Булгаков - Кабала Святош (мольер), различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "М". Общая длина 40 символа