Морис Метерлинк - Синяя Птица

176

Канун Рождества. Дети дровосека, Тильтиль и Митиль, спят в своих кроватках. Вдруг онипросыпаются. Привлеченные звуками музыки, дети подбегают к окну и смотрят на рождественскоепразднество в богатом доме напротив. Слышится стук в дверь. Появляется старушонка в зеленомплатье и красном чепце. Она горбата, хрома, одноглаза, нос крючком, ходит с палочкой. Это ФеяБерилюна. Она велит детям отправиться на поиски Синей Птицы, Её раздражает, что дети не различаютвещей очевидных. «Надо быть смелым, чтобы видеть скрытое», — говорит Берилюна и дает Тильтилюзеленую шапочку с алмазом, повернув который человек может увидеть «душу вещей». Как толькоТильтиль надевает шапочку и поворачивает алмаз, все окружающее чудесно преображается.

Стараяколдунья превращается в сказочную принцессу, бедная обстановка хижины оживает. Появляются ДушиЧасов, Души Караваев, Огонь предстает в виде стремительно двигающегося человека в красном трико.Пес и Кошка тоже приобретают человеческий облик, но остаются в масках бульдога и кошки. Пес,обретя возможность облечь свои чувства в слова, с восторженными криками «Мое маленькоебожество!» прыгает вокруг Тильтиля. Кошка жеманно и недоверчиво протягивает руку Митиль.Из крана начинает бить сверкающим фонтаном вода, а из её потоков появляется девушкас распущенными волосами, в как бы струящихся одеждах. Она немедленно вступает в схватку с Огнем.Это Душа Воды. Со стола падает кувшин, и из разлитого молока поднимается белая фигура.

Это робкаяи стыдливая Душа Молока. Из сахарной головы, разорвав синюю обертку, выходит слащавое фальшивоесущество в синей с белым одежде. Это Душа Сахара. Пламя упавшей лампы мгновенно превращаетсяв светозарную девушку несравненной красоты под сверкающим прозрачным покрывалом. Это Душа Света.Раздается сильный стук в дверь. Тильтиль в испуге поворачивает алмаз слишком быстро, стеныхижины меркнут, Фея вновь становится старухой, а Огонь, Хлеб, Вода, Сахар, Душа Света, Пес и Кошкане успевают вернуться назад, в Молчание, фея приказывает им сопровождать детей в поисках СинейПтицы, предрекая им гибель в конце путешествия. Все, кроме Души Света и Пса, не хотят идти. Темне менее, пообещав подобрать каждому подходящий наряд, фея уводит их всех через окно.И заглянувшие в дверь Мать Тиль и Отец Тиль видят только мирно спящих детей.Во дворце Феи Берилюны, переодевшись в роскошные сказочные костюмы, души животных и предметовпытаются составить заговор против детей.

Возглавляет их Кошка. Она напоминает всем, что раньше,«до человека», которого она именует «деспотом», все были свободны, и высказывает опасение, что,завладев Синей Птицей, человек постигнет Душу Вещей, Животных и Стихий и окончательно поработитих. Пес яростно возражает. При появлении Феи, детей и Души Света все затихает. Кошка лицемерножалуется на Пса, и тому попадает от Тильтиля. Перед дальней дорогой, чтобы покормить детей, Хлеботрезает от своего брюха два ломтя, а Сахар отламывает для них свои пальцы (которые тут жеотрастают вновь, поэтому у Сахара всегда чистые руки). Прежде всего Тильтилю и Митиль предстоитпосетить Страну Воспоминаний, куда они должны отправиться одни, без сопровождения. Там Тильтильи Митиль гостят у покойных дедушки и бабушки, там же они видят и своих умерших братцеви сестриц.

Оказывается, что умершие как бы погружены в сон, а когда близкие вспоминают о них,пробуждаются. Повозившись с младшими детьми, пообедав вместе со всем семейством, Тильтильи Митиль торопятся уйти, чтобы не опоздать на встречу с Душой Света. По просьбе детей дедушкас бабушкой отдают им дрозда, который показался им совершенно синим. Но когда Тильтиль и Митильпокидают Страну Воспоминаний, птица становится черной.Во дворце Ночи первой оказывается Кошка, чтобы предупредить хозяйку о грозящей опасности —приходе Тильтиля и Митиль. Ночь не может запретить человеку распахнуть врата её тайн. Кошкеи Ночи остается только надеяться, что человек не поймает настоящую Синюю Птицу, ту, что не боитсядневного света. Появляются дети в сопровождении Пса, Хлеба и Сахара.

Ночь пытается сначалаобмануть, потом запугать Тильтиля и не дать ему ключ, открывающий все двери в её дворце.Но Тильтиль поочередно открывает двери. Из-за одной выскальзывают несколько нестрашныхПризраков, из-за другой, где находятся болезни, успевает выбежать Насморк, из-за третьей чутьне вырываются на свободу войны. Затем Тильтиль открывает дверь, за которой Ночь хранит лишниеЗвезды, свои любимые Ароматы, Блуждающие Огни, Светляков, Росу, Соловьиное Пение. Следующую,большую среднюю дверь, Ночь не советует отпирать, предупреждая, что за ней кроются видениянастолько грозные, что не имеют даже названия. Спутники Тильтиля — все, кроме Пса, — в испугепрячутся. Тильтиль и Пес, борясь с собственным страхом, открывают дверь, за которой оказываетсядивной красоты сад — сад мечты и ночного света, где среди звезд и планет без устали порхаютволшебные синие птицы.

Тильтиль зовет своих спутников, и, поймав каждый по нескольку синих птиц,они выходят из сада. Но вскоре пойманные птицы погибают — дети не сумели обнаружитьту единственную Синюю Птицу, что выносит свет дня.Лес. Входит Кошка, здоровается с деревьями, разговаривает с ними. Натравливает их на детей.Деревьям есть за что не любить сына дровосека. И вот Тильтиль повержен наземь, а Пес елеосвободился от пут Плюща, он пытается защитить хозяина. Оба они на волосок от гибели, и лишьвмешательство Души Света, которая велит Тильтилю повернуть алмаз на шапочке, чтобы погрузитьдеревья в мрак и молчание, спасает их. Кошке удается скрыть свою причастность к бунту.Дети ищут Синюю Птицу на кладбище. В полночь Тильтиль со страхом поворачивает алмаз, могилыразверзаются, и из них появляются целые снопы призрачных, волшебно прекрасных белых цветов.Птицы поют восторженные гимны Солнцу и Жизни.

«Где же мертвые. — Мертвых нет…» — обмениваютсярепликами Тильтиль и Митиль.В поисках Синей Птицы дети со своим эскортом оказываются в Садах Блаженств. Тучные Блаженстваедва не втягивают Тильтиля и его спутников в свои оргии, но мальчик поворачивает алмаз,и становится видно, насколько Тучные Блаженства жалки и безобразны. Появляются домашниеБлаженства, которых поражает, что Тильтиль не подозревает об их существовании. Это БлаженствоБыть Здоровым, Блаженство Любить Родителей, Блаженство Голубого Неба, Блаженство Солнечных Дней,Блаженство Видеть Зажигающиеся Звезды. Они посылают самое быстроногое Блаженство Бегать По РосеБосиком известить о приходе детей Великие Радости, и вскоре появляются высокие прекрасныеангелоподобные существа в блистающих одеждах, Среди них Великая Радость Быть Справедливым,Радость Быть Добрым, Радость Понимать и самая чистая Радость Материнской Любви.

Она кажется детямпохожей на их мать, только гораздо красивее… Материнская Любовь утверждает, что дома она такаяже, но с закрытыми глазами ничего нельзя увидеть. Узнав, что детей привела Душа Света, МатеринскаяЛюбовь созывает другие Великие Радости, и они приветствуют Душу Света как свою владычицу. ВеликиеРадости просят Душу Света откинуть покрывало, которое ещё скрывает непознанные Истиныи Блаженства. Но Душа Света, исполняя приказ своего Повелителя, лишь плотнее закутываетсяв покрывало, говоря, что час ещё не настал, и обещая прийти когда-нибудь открыто и смело.Обнявшись на прощание, она расстается с Великими Радостями.Тильтиль и Митиль в сопровождении Души Света оказываются в Лазоревом дворце Царства Будущего.К ним сбегаются Лазоревые Дети.

Это дети, которые когда-нибудь родятся на Земле. Но на Землюнельзя прийти с пустыми руками, и каждый из детей собирается принести туда какое-нибудь своеизобретение. Машину Счастья, тридцать три способа продления жизни, два преступления, летающуюпо воздуху машину без крыльев. Один из малышей — удивительный садовник, выращивающийнеобыкновенные маргаритки и огромный виноград, другой — Король Девяти Планет, ещё один призвануничтожить на Земле Несправедливость. Двое лазоревых детишек стоят, обнявшись. Это влюбленные.Они не могут наглядеться друг на друга и беспрерывно целуются и прощаются, потому что на Землеокажутся разделены столетиями. Здесь же Тильтиль и Митиль встречают своего братика, которыйвскоре должен появиться на свет.

Занимается Заря — час, когда рождаются дети. Появляетсябородатый старик Время, с косой и песочными часами. Он забирает тех, кто должен вот-вот родиться,на корабль. Корабль, который везет их на Землю, проплывает и скрывается. Доносится далекоепение — это поют Матери, встречающие детей. Время в изумлении и гневе замечает Тильтиля, Митильи Душу Света. Они спасаются от него, повернув алмаз. Под покрывалом Душа Света прячетСинюю Птицу.У ограды с зеленой калиткой — Тильтиль не сразу узнает родной дом — дети расстаютсясо своими спутниками. Хлеб возвращает Тильтилю клетку для Синей Птицы, так и оставшуюся пустой.«Синяя Птица, по-видимому, или вовсе не существует, или меняет окраску, как только её сажаютв клетку…» — говорит Душа Света.

Души Предметов и Животных прощаются с детьми. Огонь чутьне обжигает их бурными ласками, Вода журчит прощальные речи, Сахар произносит фальшивыеи слащавые слова. Пес порывисто бросается к детям, его ужасает мысль о том, что он не сможетбольше говорить со своим обожаемым хозяином. Дети уговаривают Душу Света остаться с ними, но этоне в её власти. Она может лишь пообещать им быть с ними «в каждом скользящем лунном луче,в каждой ласково глядящей звездочке, в каждой занимающейся заре, в каждой зажженной лампе»,в каждом их чистом и ясном помысле. Бьет восемь часов. Калитка приотворяется и тотчас жезахлопывается за детьми.Хижина дровосека волшебно преобразилась — все здесь стало новее, радостнее. Ликующий дневнойсвет пробивается в щели запертых ставен.

Тильтиль и Митиль сладко спят в своих кроватках. МатьТиль приходит будить их. Дети начинают рассказывать об увиденном во время путешествия, и их речипугают мать. Она посылает отца за доктором. Но тут появляется Соседка Берленго, очень похожаяна фею Берилюну. Тильтиль начинает объяснять ей, что не сумел найти Синюю Птицу. Соседкадогадывается, что детям что-то пригрезилось, возможно, когда они спали, на них падал лунный свет.Сама же она рассказывает о своей внучке — девочка нездорова, не встает, доктор говорит —нервы… Мать уговаривает Тильтиля подарить девочке горлицу, о которой та мечтает. Тильтильсмотрит на горлицу, и та кажется ему Синей Птицей. Он отдает клетку с птицей соседке. Дети новымиглазами видят родной дом и то, что в нем находится, — хлеб, воду, огонь, кошку и пса.

Раздаетсястук в дверь, и входит Соседка Берленго с белокурой необыкновенно красивой Девочкой. Девочкаприжимает к груди горлицу Тильтиля. Тильтилю и Митиль соседская внучка кажется похожей на ДушуСвета. Тильтиль хочет объяснить Девочке, как кормить горлицу, но птица, воспользовавшисьмоментом, улетает. Девочка в отчаянии плачет, а Тильтиль обещает ей поймать птицу. Затемон обращается к зрителям. «Мы вас очень просим. Если кто-нибудь из вас её найдет, то пустьпринесет нам — она нужна нам для того, чтобы стать счастливыми в будущем…».

Значения в других словарях
Морис Дрюон - Сильные Мира Сего

По-французски роман этот называется «Великие семьи», и в нем речь идет главнымобразом о старинной аристократической семье Ла Моннери и о семье выходцевиз Австрии крупных финансистов Шудлеров.В один из парижских родильных домов в январе 1916 г. Явились с визитом представителиэтих двух семейств по случаю рождения Жана-Ноэля Шудлера, Жан-Ноэль приходится внукомнаходящемуся в зените славы престарелому поэту, «романтику четвертого поколения» графуЖану де Ла Моннери, пришедшему вместе со своей супруго..

Морис Метерлинк - Монна Ванна

События разворачиваются в Пизе в конце XV в. Начальник пизанского гарнизона Гвидо Колоннаобсуждает со своими лейтенантами Борсо и Торелло сложившуюся ситуацию. Пиза окружена врагами —войсками флорентийцев, а отряды, посланные Венецией на помощь пизанцам, не смогли пробиться к ним.В городе вот-вот начнется голод. У солдат не осталось ни пороха, ни пуль. Гвидо отправил своего отцаМарко на переговоры с Принчивалле, наемным полководцем флорентийского войска. О Принчиваллеходят разные слухи. То его и..

Морис Метерлинк - Слепые

Старый северный лес под высоким звездным небом. Прислонясь к стволу старого дуплистого дуба,дряхлый священник застыл в мертвой неподвижности. Синие губы его полураскрыты, остановившиесяглаза уже не смотрят по эту, видимую сторону вечности. Исхудалые руки сложены на коленях. Справа отнего на камнях, пнях и сухих листьях сидят шесть слепых стариков, а слева, лицом к ним — шестьслепых женщин. Три из них все время молятся и причитают. Четвертая — совсем старуха. Пятая, в тихомпомешательстве, держит ..

Морис Метерлинк - Там, Внутри

Старый сад, в саду ивы. В глубине дом, три окна нижнего этажа освещены. Отец сидит у камелька. Матьоблокотилась на стол и смотрит в пустоту. Две молодые девушки в белом вышивают. Склонившисьголовкой на левую руку матери, дремлет ребенок. В сад осторожно входят Старик и Незнакомец.Они смотрят, все ли домашние на месте, и переговариваются, решая, как лучше сообщить им о смертитретьей сестры. Старик считает, что нужно пойти вдвоем. Несчастье, о котором сообщает не одинчеловек, не так тяжело. Он под..

Дополнительный поиск Морис Метерлинк - Синяя Птица Морис Метерлинк - Синяя Птица

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Морис Метерлинк - Синяя Птица" в словаре Краткие содержания произведений, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Морис Метерлинк - Синяя Птица, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "М". Общая длина 29 символа